ПАО "ОРЕЛСТРОЙ"
Свежий номер №23 (1270) 18 июля 2018 гИздавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Взгляд в прошлое

Священномученик Петр (Зверев)

29.03.2018
Будущий преподаватель Орловской духовной семинарии, в миру Василий Константинович Зверев, родился 18 февраля 1878 года в семье священника. Отец Константин Зверев служил в приходском храме в Вишняках под Москвой, затем был назначен настоятелем храма святого Александра Невского при доме московского губернатора. После гибели великого князя Сергея Александровича Романова отец Константин перешел служить в Сергиевский храм при Чудовом монастыре в Кремле.
До революции
В 1895 году Василий Зверев окончил гимназию и поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Через четыре года он подал прошение с просьбой зачислить его на первый курс Казанской духовной академии и после испытаний был принят в число студентов.
В 1900 году Василий Зверев был пострижен в монашество с именем Петр и рукоположен во иеромонаха. Через два года удостоен степени кандидата богословия. По окончании академии иеромонах Петр получил место преподавателя в Орловской духовной семинарии.
В 1903 году он был переведен в Князь-Владимирскую церковь при Московском епархиальном доме, в 1907-м стал инспектором Новгородской духовной семинарии.
В июне 1909 года иеромонах Петр был назначен на должность настоятеля Белевского Спасо-Преображенского монастыря Тульской епархии. Во время своего пребывания в Белеве отец Петр имел возможность постоянно общаться с оптинскими старцами. Он также неоднократно бывал в Саровском и Дивеевском монастырях.
8 августа 1910 года отец Петр был возведен в сан архимандрита. Спокойные годы, которые оставались до начала Первой мировой войны, он провел в непрестанных трудах и заботах, много внимания уделяя не только монастырю, но и жителям окрестностей. С самого начала войны в Спасо-Преображенском Белевском монастыре был развернут лазарет на двенадцать коек.
Архимандрит Петр оставался настоятелем монастыря до октября 1916 года, когда по предписанию Святейшего синода был направлен в распоряжение епископа Алеутского Евдокима (Мещерского) и должен был отбыть в Северо-Американскую епархию. Поездка не состоялась, и он уехал на фронт, где был проповедником до Февральской революции.
Служение и аресты
В 1917 году архимандрит Петр был назначен настоятелем Успенского монастыря в Твери. Там произошел его первый арест – он был заключен в тюрьму в качестве заложника.
В 1918 году архимандрит Петр был настоятелем Успенского Желтикова монастыря в Твери. 15 февраля 1919-го он был хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. В Нижнем Новгороде владыка поселился в Печерском монастыре на берегу Волги. Ранее в этом монастыре жил епископ Лаврентий (Князев), расстрелянный большевиками 6 ноября 1918 года.
Владыка Петр благословил строго соблюдать устав монастырской службы несмотря на малочисленность братии и трудности жизни прихожан. Епископ обращался к благочинным епархии с призывом привлекать как можно больше людей для участия в богослужении, и многие прихожане принимали участие в церковной службе.
Епископ Петр часто служил в промышленной слободе Сормово, и многие рабочие любили его. Когда в мае 1921 года владыка был арестован, рабочие объявили трехдневную забастовку. Власти, обманув рабочих обещанием отпустить владыку, в действительности отправили его на Лубянку в Москву. Он был в Бутырской тюрьме, затем в Таганской, где тяжело заболел от истощения. Далее он был переведен в Петроград, где пробыл до 4 января 1922 года, в день памяти великомученицы Анастасии Узорешительницы был освобожден.
Вскоре владыка был назначен епископом Старицким, викарием Тверской епархии. В Твери он поселился в Успенском Желтиковом монастыре. Так же, как и в Нижнем Новгороде, преосвященный строго соблюдал устав богослужения и усиленно старался сохранять в народе традиции благочестия. Когда весной 1922 года начался голод в Поволжье, епископ Петр принял решение оказать возможную помощь голодающим, был объявлен сбор пожертвований.
В связи с активной деятельностью в Тверской епархии раскольников-обновленцев 19 сентября 1922 года епископ Петр составил воззвание к пастве, в котором изъяснял сущность обновленческого раскола и отношение к нему православной церкви. ГПУ не разрешило публиковать это обращение, а затем стало искать лжесвидетелей, чтобы обвинить владыку в незаконном распространении воззвания. В Твери 24 ноября 1922 года епископ был арестован, доставлен в Москву и заключен в Бутырскую тюрьму.
Комиссия НКВД по административным высылкам 26 февраля 1923-го приговорила епископа Петра к ссылке в Туркестан на два года. Во время пребывания в ссылке ему удавалось переписываться со ссыльными священниками.
На воронежской кафедре
Когда в 1923 году был освобожден патриарх Тихон (Белавин), то в списке архиереев, поданном им властям с требованием освобождения, был и епископ Петр (Зверев). В конце 1924 года владыка прибыл в Москву. Есть упоминание о том, что какое-то время он управлял Московской епархией.
После смерти патриарха Тихона 16 июля 1925 года владыка был послан местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Петром (Полянским) в Воронеж, в помощь митрополиту Владимиру (Шимковичу), которому тогда было уже 84 года. Владыка пробыл в Воронеже до осени 1925-го, когда был вызван в ГПУ. 23 ноября он отбыл в Москву.
6 января 1926 года скончался митрополит Воронежский Владимир. Епископ Петр, будучи в сане епископа Старицкого, прибыл в Воронеж 10 января и вместе с митрополитом Курским и Обоянским Назарием (Кирилловым) отпевал почившего митрополита.
Верующие желали, чтобы владыка Петр взошел на воронежскую кафедру. После народного избрания владыка поехал в Москву, чтобы получить подтверждение от священноначалия. Заместитель местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) признал это избрание и во второй половине января назначил владыку на воронежскую кафедру, возведя его при этом в сан архиепископа.
Многие храмы в Воронеже были к этому времени захвачены обновленцами. В этой обстановке архипастырь умел успешно противостоять расколу. В результате деятельности владыки Петра началось возвращение православной церкви захваченных храмов. В ответ противодействие обновленцев стало усиливаться. Архиепископа Петра стали вызывать на допросы в ОГПУ. Он держался спокойно и достойно, и очевидцы говорили, что многие в этом учреждении невольно обнажали голову при его появлении.
Ссылка на Соловки
Ночью 29 ноября 1926 года к владыке явились сотрудники ОГПУ. После обыска архиепископ был немедленно заключен под стражу, и его сразу повезли в Москву. Весть об аресте разнеслась по городу, верующие бросились к поезду, но перрон был оцеплен чекистами. Вместе с владыкой были арестованы архимандрит Иннокентий (Беда) и многие близкие ему люди, большей частью воронежские рабочие.
Следствие завершилось к концу марта 1927 года. 26 марта особое совещание при коллегии ОГПУ приговорило всех арестованных одновременно с владыкой к разным срокам; сам архиепископ Петр с приговором «десять лет» был отправлен в Соловецкий лагерь весной 1927 года.
Владыка был определен в шестую рабочую роту четвертого отделения в стенах монастыря, затем был переведен в четвертую роту первого отделения, также располагавшегося в упраздненном монастыре. Он работал сторожем вместе с архиепископом Курским Назарием. Потом владыку перевели на должность счетовода на продовольственном складе, где в то время работало заключенное духовенство. Он жил тогда в помещении при складе вместе с епископом Печерским Григорием.
На Соловках в то время еще действовала церковь во имя преподобного Онуфрия Великого, и заключенные имели возможность служить – молитва в храме была для них великим утешением.
В первую зиму на Соловках владыка Петр лишился своего верного сподвижника и помощника архимандрита Иннокентия, который скончался 6 января 1928 года. Летом того же года ссыльный епископат избрал архиепископа Петра главой всего соловецкого православного духовенства.
Режим и условия жизни в СЛОНе все более ужесточались. Новое лагерное начальство, желая уничтожить влияние владыки на заключенных, отправило его в октябре 1928 года на Анзер.
Владыка Петр находился в лагерной командировке, расположенной в доме спасательной станции на Троицком мысу. 15 января 1929 года он писал: «Слава Богу за все, что пришлось мне за это время пережить и переживать. Нынешний раз как-то особенно грустно и скорбно я встретил и провожу праздники – ведь шестые праздники провожу вне дома, не с теми, с кем бы желалось. Но все это решительно надо терпеть. Ну, что делать. Не так живи, как хочется, а как Бог велит. У нас, по-видимому, настала настоящая зима, с ветрами и метелями, так что ветер едва не валит с ног. Живу в уединенном и пустынном месте на берегу глубокого морского залива, никого не вижу, кроме живущих вместе, и могу воображать себя пустынножителем».
Смерть и память
В январе 1929 года владыка заболел тифом и был доставлен в больничный изолятор, открытый в стенах церкви Распятия Господня на Голгофе. В эту больницу со всех островов приво-зили тяжелобольных.
Скончался владыка 7 февраля 1929 года. Его духовная дочь, игуменья Иулиания, писала: «Владыка умер от тифа последним, после него никто не умирал. Тиф кончился, и настало тепло».
Лагерное начальство приказывало хоронить всех умерших в общих могилах. Архиепископ Петр был также сначала похоронен в общей могиле, но заключенные добились разрешения перезахоронить его отдельно. Вопреки запрещениям начальства его облачили в мантию и клобук, надели омофор, вложили в руки крест, четки, Евангелие и совершили отпевание. На могиле был поставлен крест.
В 1999 году архиепископ Петр (Зверев) был канонизирован как местночтимый святой Воронежской епархии. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников российских на юбилейном Архиерейском соборе РПЦ в августе 2000 года для общецерковного почитания. Память: 7 февраля, 17 июня.
Анатолий Мищенко

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям