Орелстрой
Свежий номер №24(1228) 19 июля 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Резонанс

Страсти по «Матильде»

04.07.2017
Фильм «Матильда» режиссера Алексея Учителя планируется выпустить в прокат только в конце октября, но уже задолго до выхода он вызвал большой общественный резонанс в России. И волну протестов – причем подавляющее большинство протестующих не видели не только самой киноленты, но даже и ее сценария. Напомним: суть проблемы в том, что кто-то посчитал, что фильм, главный герой которого причисленный к лику святых император Николай II, может оскорбить чувства верующих. Потому что рассказывает о любви будущего самодержца к балерине Матильде Кшесинской. На высоком государственном уровне подняла этот вопрос депутат Госдумы Наталья Поклонская. А потом подлила нового масла в огонь: отправила депутатский запрос о неправильно потраченных создателями фильма государственных деньгах. Мы встретились с Алексеем Учителем, чтобы поговорить об этой беспрецедентной ситуации.
 
Немного о фильме
«Матильда» – один из самых масштабных проектов современного российского кино. Картина рассказывает о взаимоотношениях наследника престола, будущего императора Николая II, и балерины Матильды Кшесинской, происходящих на фоне судьбоносных событий отечественной истории.
Съемки фильма прошли непосредственно в местах действия сюжета: в Большом, Мариинском и Александринском театрах, а также в самых живописных пригородах Санкт-Петербурга: Пушкине (бывшем Царском Селе), Петергофе, Павловске. В фильме оживают ключевые для российской истории события: церемония коронации императора Николая II в Успенском соборе Московского Кремля, трагедия на Ходынском поле…
«Не видел, но осуждаю»
Алексей Учитель – далеко не мальчик, именитый режиссер, обладатель множества престижных кинонаград. И он умеет «держать удар» и даже старается иронизировать по поводу сложившейся ситуации:
– Никогда в жизни не мог подумать, что так много придется обсуждать фильм, который еще даже не вышел на экраны. Происходит удивительная для меня и для всех моих коллег вещь, абсолютно неожиданная: приходится отвечать на странные обвинения и претензии, которые уже переросли в нечто большее.
Была беспрецедентная кампания, да она и сейчас происходит, когда на нашу киностудию выстраивалась очередь из проверяющих организаций: прокуратуры, казначейства, Счетной палаты, Министерства внутренних дел... Мы защищаемся, объясняем, предоставляем документы, отчеты, справки. Мы никого не хотим обвинять – просто доказываем, что все делаем по правилам и законам, которые у нас существуют.
– Эти проверки – плановые или проводятся по чьей-то инициативе?
– Все проверки делаются по депутатскому запросу. На мой взгляд, это неправильно. Я убежден, что у депутата Госдумы Натальи Поклонской есть собственное личное отношение к фигуре Николая II. Но депутату, мне кажется, не к лицу пользоваться своим положением, чтобы насылать на нас проверки. Мы к ним, конечно, готовы. Три уже закончились и показали, что у нас все в порядке. Иногда вообще доходит до абсурда…
– Что вы имеете в виду?
– На нашу студию в Санкт-Петербурге пришел участковый, чтобы проверить заявление о том, что мы оскорбили чувства верующих. Но он, видимо, не понял, что речь идет о фильме. Он говорит: «Покажите мне место преступления». На что мои сотрудники ответили: «Вот все места съемок: Екатерининский дворец, Юсуповский дворец и так далее – мы готовы вас проводить туда». Это было бы смешно, если бы не было так грустно.
Конечно, все это не добавляет хорошего настроения. Но я точно знаю одно: если в фильме нет ни одного кадра, который нарушает российские законы, то запретить его невозможно!
Суть претензий
– Алексей Ефимович, расскажите, пожалуйста, в чем основная суть претензий депутата Поклонской?
– В течение нескольких месяцев она ставила вопрос об оскорблении чувств верующих. Но так как этого в фильме не обнаружили, то появились новые вопросы – о хозяйственной деятельности и расходе государственных средств. Теперь эксперты будут проверять каждую строчку сценария: соответствует ли она тому, что в итоге снято в фильме.
– А если найдут какие-то несоответствия, тогда что?
– Как мне заявили, тогда будет стоять вопрос о том, что это неправильно потраченные государственные деньги, это преступление.
– Фильм целиком снимался на государственные деньги?
– Государственные деньги в нашем фильме есть, но их всего 25 процентов от общего вклада. У нас большинство таких денег выделяют на коммерческое кино, поэтому я просто стою в этой очереди тоже. Действительно, нам государство очень помогло, оно поддерживает нашу картину – и не только финансово…
Историческая встреча
– Я знаю, что буквально накануне нашей с вами встречи вы встречались с Натальей Поклонской…
– Вчера я был приглашен на прием в Кремль, где были разные деятели культуры. Тогда и состоялась, как я считаю, практически историческая встреча с Натальей Поклонской. Нас даже сняли вместе – причем в роли фотографа выступал министр культуры Владимир Мединский. Наталья Владимировна, конечно, не хотела бы, чтобы эта фотография появилась в широком тираже…
Тем не менее, беседа, как мне кажется, вначале была доброжелательная. Я сказал, как считаю, правильную мысль: «Вам надо самой посмотреть картину. Я давно это призываю сделать. Потому что вы лично сможете оценить, что там есть плохого, раз вы нас в этом обвиняете». На что я получил ответ: «Мне все мои эксперты расскажут».
Так что разговор в итоге получился довольно бесполезный. Ведь экспертных проверок было уже несколько. Одна из недавних проведена была в Санкт-Петербургском государственном университете. На все вопросы, которые задавали Наталья Поклонская и прокуратора, был получен ответ: «Нет».
– Насколько я знаю, фильм еще не получил прокатного удостоверения, но уже известно, что он выйдет в количестве 2500 копий. Мне кажется, что для российского кино это очень большая цифра. Так что можно в какой-то степени Наталье Поклонской сказать спасибо – она фактически устроила вам мощную пиар-кампанию.
– Некоторые мои коллеги, режиссеры и продюсеры, говорят, что у нас подписано тайное соглашение с Натальей Поклонской о том, что мы проводим совместную пиар-кампанию. Но фактически нашу студию, которая существует больше 20 лет, замучили с проверками. Я вас уверяю, что никому бы не пожелал такого пиара!
Фигура императора
– О чем все же кино?
– Несмотря на название фильма – «Матильда, это больше фильм о будущем правителе России. И действительно, это очень интересная фигура. У нас была задача – показать человека, который стал императором, который действительно выбирал между свободой, совестью и любовью. Я думаю, что и верующим фильм будет полезен, он поможет лучше понять личность императора Николая Второго. Потому что он же был не статуя, а живой человек, со своими эмоциями и страстями…
– А вы сами что думаете об императоре?
– Есть некое житейское представление о том, что это был такой слабый человек, который развалил страну. Но в 1896 году он вступил на трон – и сумел, как мне кажется, собрать вокруг себя удивительную команду. В 1913 году величественнее, чем Россия, не было ни одной страны в Европе. Она была первой по всем показателям – экономическим и прочим. Россия была второй в мире после Америки.
Одной из задач картины было показать разносторонность этой персоны, а не просто мелодраматическую историю любви. Я бы с удовольствием продолжил работу над этой исторической фигурой…
 
Биография
Алексей Ефимович Учитель – кинорежиссер, народный артист РФ.
 
Родился
31 августа 1951 года в Ленинграде в семье режиссера-документалиста Ефима Учителя.
 
Образование
В 1975 году окончил ВГИК.
 
Карьера
Работал на Ленинградской студии документальных фильмов. В 1990 году организовал свою киностудию «Рок». Дебютом в качестве режиссера игровых фильмов стал фильм «Мания Жизели» (1995). С 2010-го – президент Международного кинофестиваля документального, короткометражного игрового и анимационного кино «Послание к Человеку» в Санкт-Петербурге.
Член президиума Российской академии кинематографических искусств «Ника».
 
Награды и звания
В 2002 году получил «Нику», гран-при на «Кинотавре» и номинацию на «Хрустальный глобус» за фильм «Дневник его жены». Фильм 2005-го «Космос как предчувствие» получил главный приз XXVII ММКФ – «Золотого Святого Георгия» и премию «Золотой орел» за лучшую режиссерскую работу. Награжден орденом Дружбы и орденом Почета.
В 2002 году присвоено звание «Народный артист России».
 
Семья
Жена – Кира Саксаганская, сын – Илья 1992 года рождения, окончил режиссерский факультет ВГИКа.
 Яна Невская, фото Вадима Тараканова

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям