Орелстрой
Свежий номер №33(1237) 20 сентября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Ваше право

Страховка – не панацея?

04.04.2012

Медицинское страхование – одна из возможностей для граждан нашей страны облегчить себе жизнь, вычеркнув из нее проблемы, возникающие при обращении в медицинские учреждения. Однако на практике оказывается, что они начинаются именно тогда, когда человек решает следовать заявленным правилам. Действие рождает противодействие, и в этом случае в группе «против» оказываются  медицинские работники. Проблема, о которой мы будем говорить в этом материале, возникла, конечно, не сегодня. Но и сейчас своей актуальности она не потеряла, а с введением новых страховых полисов, напротив, рискует обостриться.

Прецеденты, когда человек в силу не зависящих от него причин оказывается в своеобразном правовом тупике, в нынешней бюрократической системе нередки. И порой происходит так, что за помощью обратиться не к кому: хождение по инстанциям превращается в хождение по мукам, нередко с намеками на вознаграждение за оказываемые услуги. Мы решили предоставить нашим читателям возможность противостоять этому явлению с помощью рубрики «Добро пожаловаться». В случае, если во всевозможных инстанциях вы получаете необоснованные отказы, если дело застревает в чиновничьих кабинетах из-за административных проволочек, если за реализацию ваших прав с вас пытаются незаконно потребовать мзду – пишите нам. В свою очередь заинтересованные контролирующие и силовые органы также могут присоединиться к нашему проекту, чтобы совместными усилиями помочь орловцам защитить свои права. Подробности – в следующем номере «ОВ». 

Помощь не положена

Случай из жизни. Светлана Н. надеялась на спокойный отдых в гостях у родственников в Орле. Безмятежные дни прервал трагический  случай – у женщины отказали ноги. В дополнение к этому  страшные боли внизу позвоночника. Подозрения мгновенно пали на межпозвоночную грыжу, которая давно доставляла беспокойство. Пришлось обратится в областную консультативную поликлинику, где ранее женщина  наблюдалась у соответствующего специалиста. После осмотра последовал  неутешительный вывод – необходима срочная госпитализация.

Врач выписал направление, были подготовлены все необходимые документы. Однако уже на стадии оформления пациентки в больничную палату возникли проблемы. Как ни странно, вопросы вызвал именно страховой медицинский полис. Дело в том, что наша героиня прописана и проживает в другом городе, соответственно, и полис она получала по месту жительства – на другом конце страны. Оказалось, медработники не могут оформить человека, не имеющего местной прописки, на длительное лечение, даже учитывая рекомендации лечащего врача при той же поликлинике…

Женщине пришлось  провести немало дней на домашнем лечении, совершая самостоятельные «прогулки» до поликлиники, где ей делали уколы, немного облегчающие боль. Лишь спустя какое-то время бумажный коллапс был известным образом разрешен, и ее положили лечиться в стационар. 

А ведь согласно ФЗ №1499-1 РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» страховой медицинский полис имеет силу на всей территории России, а также на территориях других государств, с которыми РФ имеет соглашения о медицинском страховании граждан.

Но с этой законодательной нормой работники регистратуры поликлиники были, по-видимому, не знакомы или сделали соответствующий вид. Корреспондент «ОВ» попытался получить комментарий от администрации областной клинической больницы, но безуспешно: услышав, что звонят из газеты, заместитель главного врача по медицинской части в испуге бросила трубку, успев пригрозить судом. Что ж, подобная реакция говорит о многом.

Готовьте бумажки

Впрочем, описанный случай не единичен. Вспоминается и недавняя история коренной орловчанки Елены, сотрудницы офиса одной из компаний сотовой связи. Она приписана территориально к городской поликлинике №3, но последний раз обращалась туда, когда училась в университете, а ее страховой полис выглядел как у всех – маленькой розовой книжечкой. Компания, в которую она устроилась работать, выдала сотрудникам страховые полиса своей фирмы. Это нормальная практика работодателей. Зарегистрирована организация в Рязани, и вид выдаваемых ею полисов медицинского страхования разительно отличается от орловских. Никто и не думал, что в связи с этим могут возникнуть какие-либо проблемы, пока, как говорится, не припекло.

Елене понадобилась консультация хирурга, и она обратилась в свою поликлинику. Поскольку для начала нужно получить направление у терапевта, она записалась к нему на прием. Милая девушка в окошке регистратуры, увидев ее полис, испуганно округлила глаза и попросила сделать ксерокопию, а заодно и копию всех заполненных страниц паспорта.

В итоге на прием к терапевту Елена все-таки попала. Однако врач после осмотра выписал направление к хирургу, дал пару общих советов и… попросил у пациента тот же набор документов. Елена удивилась, но делать нечего – пришлось снова бежать до ближайшего копировального офиса. Наконец последняя «инстанция» – хирург. Все шло по обычной схеме, пока в заключение осмотра специалист не попросил у девушки… Как вы думаете, что? Да, ксерокопии заполненных страниц паспорта и страхового медицинского полиса.

– Тогда скажите сразу, сколько их еще потребуется, чтобы я тираж побольше заказала, – в отчаянии пошутила девушка.

Но врач только покачал головой:

– Понимаете, нам же для отчетности…

Сейчас Елена уже запаслась «наборами» документов. Но проблема никуда не делась. Хотя врачей не должно останавливать то, что страховой медицинский полис выдан в другом городе.

– Подобных моментов быть не должно, но, к сожалению, они случаются довольно часто. К нам  поступают жалобы от населения, что в поликлиниках вообще отказывают в приеме, либо требуют дополнительные документы в связи с регистрацией компании-страховщика в ином городе или регионе, – сообщили «ОВ» в Орловском территориальном фонде общественного медицинского страхования.

Смена полисов

Обе истории, произошедшие в разное время в разных медицинских учреждениях нашего города в лучшем случае говорят о невежественности персонала клиник, буквально всем вставляющего палки в колеса: и реформе здравоохранения, и застрахованным гражданам, и страховым компаниям. Сейчас в Орловском ТФОМС граждан настоятельно просят поменять старые медицинские страховые полисы на новые. Новый формат медицинского страхования обещает решить многие насущные проблемы. Так, очередные полисы не будут привязаны ни к месту их выдачи, ни к месту работы гражданина, а значит, при смене работодателя их не нужно будет менять. Гражданин сможет самостоятельно выбрать компанию-страховщика и лечебное учреждение, к которому будет «привязан» вне зависимости от территориального разделения.

Говоря простым языком, каждый владелец полиса, являющийся гражданином России, имеет право на получение бесплатной клинической медицинской помощи в любом уголке нашей страны. Однако не следует забывать и о том, что все эти условия распространяются и на старые страховки, срок действия которых, кстати, заканчивается только в 2015 году. Но почему об этом не знают в некоторых лечебных учреждениях? И кто же, в конце концов, «застрахует» медиков от проволочек, а нас с вами от унизительных мытарств и незапланированных трат? Неужели УБЭП?

Комментарий:

Наталья Грачева, руководитель территориального органа управления Росздравнадзора по Орловской области:

Граждане,  имеющие  полис обязательного  медицинского  страхования,   имеют  право  на  получение бесплатной  медицинской  помощи  в  рамках  программы  государственных  гарантий, утвержденной Правительством Орловской области (в объемах, определенных этой  программой, и  в  тех лечебных учреждениях, которые в программе обозначены).  Территориальная   программа  государственных  гарантий является    общедоступной    и   размещена   на   сайте   Департамента здравоохранения Орловской области и на сайте ТФОМС Орловской области. В  случае,  если  человек  не доволен услугами, оказываемыми в лечебном учреждении,  он  может  выбрать для лечения другое лечебное учреждение (не  чаще  одного  раза  в  год).  Медицинское  учреждение  не  имеет права отказаться  принять  страховой  полис.  Если возникают проблемы, нужно обращаться   к   руководству  лечебного  учреждения  или  в  страховую компанию, которая выдала полис медицинского страхования.

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям