Орелстрой
Свежий номер №36(1240) 11 октября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Твоя Родина, сынок

«Старых храмов грядущий чертог…»

04.03.2015

Недалеко от железнодорожного вокзала находится замечательный памятник архитектуры – Иверская церковь. Сияют на солнце ее золотые главки, белеют фасады с кокошниками, красуется изящная звонница. Одиннадцатиглавая Иверская церковь – одна из лучших культовых построек на Орловщине – в 1990-е годы восстановлена из руин. Возвращение храма из небытия явилось примером (одним из первых в России) профессиональной комплексной реставрации силами и под руководством местной епархии, эталоном для реставрации ветхих древних сооружений. Сейчас Иверская церковь, восстановленная по проекту архитектора-реставратора М.Б. Скоробогатова, украшает привокзальную часть Железнодорожного района.

«Шедевры, уносимые ветром»

Почти все действующие орловские храмы восстановлены по проектам архитектора-реставратора высокого класса Михаила Борисовича Скоробогатова. На счету мастера десятки проектов реставрации культовых и гражданских сооружений, бывших усадеб, промысловых и хозяйственных построек XVII–XX веков. Архитектор связывает необходимость спасения старых, намоленных церквей и строительства новых. По его проектам в Орловской области построено 21 церковь и восемь часовен, из них в городе Орле – три церкви и часовня. Михаил Борисович приехал в Орел, уже имея большую творческую биографию.

Мы беседуем в квартире-мастерской архитектора накануне его 70-летнего юбилея. Итоги труда впечатляют. Стены комнаты украшает экспозиционный материал. Михаил Борисович – единственный на Орловщине профессиональный знаток архитектуры и пропорций древнерусских культовых сооружений, он и превосходный художник, блестяще исполняющий чертежи в редкой технике отмывки китайской тушью с подкраской акварелью.

Со стен смотрят фасады сказочно-красивых православных храмов, здесь все архитектурные стили: высокий классицизм, барокко, древнерусская архитектура, эклектика, народное деревянное зодчество. На полках стоят аккуратно переплетенные тома проектной документации с указанием категории охраны, историческими справками, обмерными и рабочими чертежами, сведениями о выполненных работах. Авторский архив составляют 40 новых проектов и 52 проекта реставрации, выполненных в 1975–2015 годах. Но воплощены в жизнь далеко не все. Автор может назвать причины:

– За последние 20 лет в Орловской области из-за крайней ветхости утрачены около 70 памятников православного зодчества. Процесс работы над проектами реставрации идет одновременно с их физическим разрушением. В первую очередь страдают деревянные постройки. Стерты с лица земли четыре последних памятника русского народного деревянного зодчества: Никольская церковь XVIII века в селе Добрынь, Рождественская церковь XVIII века в селе Волконское, ветряная мельница в селе Лески, лабаз-житня в усадьбе Сухотиных-Толстых в селе Кочеты. Уникальные памятники разбираются на дрова. Не сохранились многие комплексы старинных усадеб, например, в селах Даниловке и Бредихино. Все это говорит об организационной и производственной слабости и беспомощности властных структур и местных «реставраторов», а также о полном равнодушии и бездействии областных культурных и охранных ведомств.

На Орловской земле есть памятники федерального значения, постройки знаменитых архитекторов Н. Воронихина и Д. Жилярди, я называю их «шедевры, уносимые ветром». Это церковь Михаила Архангела в селе Новомихайловке и усадьба князей Голицыных в селе Голунь. Им угрожает полное уничтожение, поскольку разработанный мною проект восстановления не востребован. А возрождение этих памятников обогатило бы историю русского зодчества. Из 52 авторских проектов десять навечно будут лежать в архиве как свидетели нашего безразличия и вандализма, ибо памятники утрачены…

Свои великолепные графические работы автор переснял и собрал в большой фотоальбом. Листаю страницы. Вот и знакомая Успенская церковь в мужском монастыре. На проекте красивое здание с фигурными наличниками, рельефами, характерными для «нарышкинского барокко». Построенный храм лишен этих деталей. А стоящая неподалеку Троицкая церковь и вовсе отличается от спроектированной по древнерусскому образцу.

Строительство без надзора

В архиве архитектора 40 проектов новых церквей, часовен и храмов. Все они выполнены в соответствии с плановыми заданиями заказчика. Воплощены в жизнь далеко не все. Объекты, которые строились без авторского архитектурного и инженерного надзора, не соответствуют проектам, их порой даже невозможно узнать. Мастер только сокрушенно вздыхает:

– Авторский надзор не востребован, так удобней заказчику – построить побыстрее, подешевле, попроще, и это при отсутствии собственной производственной базы и опытных исполнителей. Строительные работы ведутся с нарушениями, например, кровлю делают без обмерных чертежей, столярные заполнения окон упрощают, лепной декор искажается, решетки окон, ограждения ярусов, навесы над входами не принимаются во внимание.

Низкое качество реставрационных и общестроительных работ наносит ущерб архитектурному облику здания. Перестройка древних сооружений и безответственность в ремонтно-восстановительных работах на памятниках столь же разрушительны, как кувалда безбожников 30-х или динамит атеистов 60-х. Изуродованные новоделом памятники утрачивают стиль, зачеркивают вкусы и талант прежних мастеров.

Время спасения архива

На вопрос, какова перспектива архитектурного развития Орла и что надо предпринять, чтобы добиться гармоничного сочетания старого и нового, Михаил Борисович отвечает так:

– Орел имеет уникальный ландшафт. Слияние рек образует водное зеркало, развернутое в двух направлениях, с высокого левобережья открываются виды на живописные поймы рек. Это хорошо понимали архитекторы прошлых столетий, они ставили свои сооружения на лучших видовых площадках. Теперь коридоры видимости и точки лучшего обзора утрачены, их заслонили новые постройки.

Самобытность города неумолимо погибает без принятых и утвержденных в законодательном порядке охранных зон и зон охраняемого ландшафта. Коммерческие интересы застройщиков и волевые решения чиновников приведут к полной утрате культурного наследия. Насколько мне известно, город сегодня не располагает даже сводной картой памятников, стоящих на охране. Архивы научно-производственного центра, существовавшего при областном управлении культуры, утеряны. Нет историко-опорного плана – основы для проектирования.

Современный Орел развивается хаотично, без генерального плана. В недалеком будущем он превратится в скопление обветшавших зданий (некогда прекрасных памятников архитектуры прошлого) в сочетании с вызывающими доминантами новостроек. Индивидуальность и самобытность города исчезнут. Точечная застройка центра города на минимально свободных территориях без организации транспортных и пешеходных потоков приводит к градостроительному хаосу. А ведь в Орле до сих пор нет Дворца бракосочетания и филармонии с современным концертным залом. В критическом состоянии многие здания-памятники, которые надо спасать, например, кинотеатр «Родина»…

Сейчас настало время спасения собственного авторского архива. Архитектор думает о полиграфическом издании альбома. «… Проекты М.Б. Скоробогатова заслуживают быть ценными экспонатами музеев. Его фотографии и чертежи могли бы быть изданы в виде полезной и познавательной книги-альбома», – писал в одной из своих статей почетный академик архитектуры С.И. Федоров.

В книгу могут войти и статьи Михаила Борисовича, ведь он не только талантливый практик, но и замечательный пишущий и печатающийся теоретик. Мне приходилось читать его статьи о божественных пропорциях древнерусского храма, о формообразовании в природе и искусстве, о состоянии храмов, о колористике города, об исторической струговой пристани, о воинских захоронениях, о современных градостроительных проблемах и многом другом. Иллюстрированная книга или альбом-монография архитектора могли бы стать частью Свода памятников Отечества.

Справка «ОВ»

Михаил Борисович Скоробогатов родился в 1945 году в Алма-Ате, там же получил хорошее архитектурно-строительное образование. В 1970-м переехал на работу в Москву, в 1970–1980-х – архитектор-реставратор Московского НИИ «Спецпроектреставрация». Автор более 130 проектов реставрации памятников архитектуры в девяти областях России. Являлся куратором всех проектно-реставрационных работ в Тульской, Московской, Орловской областях, в Бурятии, Арзамасе. Принимал участие в разработке охранных зон и зон регулирования застройки нескольких городов. В 2000-е годы по проекту М.Б. Скоробогатова построены культовые сооружения в Якутии, Ленинградской и Белгородской областях, отреставрирована Рождественская церковь в Тобольске. Живет и работает в Орле с начала 1990-х годов.

Наталья Петрованова

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям