Орелстрой
Свежий номер №25(1229) 26 июля 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Школьные годы

Стандартные проблемы

28.11.2016

Министерство образования РФ предупреждает: вас ждет недалекое будущее. Хотите поговорить об этом? Мы тоже. В №37 от 19 октября «ОВ» презентовал новый проект «Приглашение к диалогу о современной школе». В первом материале цикла я поделилась личными впечатлениями о «своем» обучении в первом-втором классах средней школы. Но как выяснилось из откликов от представителей профессионального сообщества, то, что сегодня родителям просто приходится учиться вместе (а то и вместо) с ребенком, это норма. А «сверх нормы» вынуждены работать не только мы, но и сами учителя, которые тоже не в восторге от требований новых образовательных стандартов. В продолжение темы «ОВ» предлагает вашему вниманию интервью с выпускницей Орловского госуниверситета Ольгой М., которая работает учителем русского языка и литературы в одной из школ Московской области.

 

Не учить, а научить учиться

– Ольга, вы одной из первых откликнулись на приглашение к диалогу о проблемах, стоящих сегодня перед учениками, родителями и учителями. Повторюсь, цель нашего проекта – не столько критиковать, сколько обсуждать, открыто говорить о том, что происходит, и, в идеале, искать пути решения. С точки зрения учителя как вы можете прокомментировать вынужденное включение родителей в процесс обучения школьников, к примеру?

– Вы выдвигаете претензии, совершенно обоснованные, к содержанию учебников, требованиям рабочих тетрадей. Но ведь их составляли не учителя, работающие сегодня с вашими детьми. Все учебные пособия, рекомендованные Минобром, составлялись не нами, поэтому предъявлять претензии к учителю по меньшей мере странно. Другое дело – учитель должен фильтровать, что давать ребенку, что нет, что является обязательным, а что второстепенным.

– Но ведь учителя, работающие в рамках ФГОС (федерального государственного образовательного стандарта. – Прим. авт.), никак не могут игнорировать предъявляемые требования?

– Безусловно. Но, положа руку на сердце, я вижу, что сегодня учителя не готовы к переходу на ФГОС. Как они работали, так и работают по-старому. Дело в том, что система полностью поменялась, но чтобы эти перемены воплотить в жизнь, должно пройти много времени. Потому что средний возраст педагогов сегодня приближается к пенсионному, мягко говоря. Трудно такому человеку поломать сознание и сказать, что сегодня не он начинает урок, а предоставляет ученику возможность самому прийти к формулировке какой-то темы. Если раньше учитель давал знания, то сейчас он только направляет ребенка, который через свою деятельность должен сам научиться. Задача современного учителя в современной школе не учить, а научить учиться.

– Ясно: если раньше в учебниках было все «разжевано», материал изложен от и до, то теперь учебники больше похожи на собрание неких конспектов по заданной теме. А ученику – при помощи учителя и совместно с родителями – приходится самостоятельно «наполнять» эти тезисы знаниями.

– Открою вам «тайну»: согласно современному подходу, родители являются равноправными участниками образовательного процесса наряду с учителем и учеником.

– Весело. Жаль только, никто не спросил мнения самих родителей, когда создавали такие стандарты…

Урок превращается в шоу

– Ольга, а все-таки, у самих учителей разве нет претензий к качеству изложенного в учебниках материала?

– Есть и у учителей, есть и у родителей. У меня в том числе как у мамы четвероклассника, особенно по рабочим тетрадям по литературному чтению.

– У меня пальму первенства с ним делит еще «Окружающий мир» за первый-второй классы.

– Дело в том, что в третьем-четвертом классах «Окружающий мир» будет более… адекватным, что ли. Второй класс – это пик личных фантазий автора курса: нарисуй тишину, красоту, мир глазами кузнечика, сфотографируй то-то и то-то. У нас тетрадь за второй класс – альбом цветных фото. Но если учитель с головой, он вряд ли будет нагружать родителей ненужной работой и требовать невозможного.

– То есть, можно сказать, что на учителе сегодня лежит двойная нагрузка: он должен и под новые требования ФГОС подстроиться, и при этом стать неким буфером между учениками и этой, скажем так, несовершенной программой?

– Да. И это очевидно даже с позиции родителя. А если говорить с позиции учителя, то плюсом ко всему он еще должен выполнять свой функционал, который не виден глазу родителей. Как пример – технологическая карта урока. Учитель к каждому уроку должен составить некий план, в котором отражен ход урока со всеми физкультминутками, всеми заданиями, всеми вопросами, который он задаст ученикам, вплоть до возможных вариантов их ответов. Это делается, чтобы создать в школе некую базу данных, в электронном либо бумажном виде. Она может пригодиться, к примеру, чтобы один учитель мог подменить другого. И мы их пишем, расписываем на пять-семь страниц. Мало того, к этой карте должно быть какое-то приложение: либо презентация, либо карточки, любая наглядность. То есть урок просто с учебником уже не соответствует современным требованиям. Обязательно должно быть какое-то шоу. При этом по программе «Школа России» уже есть готовые технологические карты!

Кому это нужно? Никому не нужно!

– Что еще приходится делать учителю?

– У учителя-предметника есть тетради, которые он обязан проверять. Кроме этого учитель должен помимо бумажного варианта журнала заполнять еще и электронный. Хотя у нас некоторые родители по два года туда не заходят.

Если проводится контрольная работа не школьного масштаба, а, к примеру, регионального или районного уровня, мы должны написать отчет и отправить в соответствующую инстанцию. По сути, это никому не нужная статистика, которая мало на что влияет.

Каждый учитель к началу года должен составить рабочие программы (на основе авторских) по тем предметам, которые он ведет. Что такое эти рабочие программы? Я должна 50 страниц (а по ФГОСам 100 (!) страниц) просто перепечатать (!) с готовой авторской программы и написать, что это моя рабочая программа, составленная на основе авторской! Темы, цели, задачи – все-все переписываю. Хорошо, что сейчас это есть в Интернете, можно просто копировать и распечатать, но все равно, сколько времени тратится впустую. А еще их нужно прошить вручную, пронумеровать. Я уверена, что не только у меня, а у многих хороших, ответственных учителей это все таким камнем лежит на душе. А ведь все мы прекрасно понимаем, что эти рабочие программы никто даже читать не будет!

Перемен требуют наши сердца

– Насколько я понимаю, возмущение всем этим дальше стен учительской не выходит?

– Ну почему, мы обсуждаем это, в том числе и на курсах повышения квалификации, где помогают «перестроиться» на ФГОС. К нам приезжают преподаватели из Москвы, близкие к министерствам и ведомствам, из недр которых выходят все эти стандарты. И они тоже понимают нелепость происходящего. Но, к сожалению, дальше разговоров дело не идет.

Правда, с приходом нового министра образования мы связываем, конечно, надежды на перемены. Еще некоторое время назад премьер Дмитрий Медведев распорядился уменьшить отчетность и бумажную работу у педагогов. Ольга Васильева сегодня говорит о том же, она призывает не мешать учителю работать. Буквально перед Днем учителя она говорила, что учитель – это призвание, человек, который несет определенную миссию, и надо освободить его от всякой ерунды.

Но пока нагрузка только растет. Я пришла работать в школу семь лет назад. У меня была программа, учебник, тетрадочка 12 листов, в которую я от руки записывала планирование. А сейчас от нас требуют каждый свой шаг подтверждать документально. Везешь детей куда-то – возьми согласие от каждого родителя. Перед каникулами под роспись проведи инструктаж о технике безопасности. Провел классный час – сделай фотоотчет, который размещается на сайте общеобразовательного учреждения, а по наполняемости сайта школу оценивают. Мы продолжаем делать вещи, которые не приносят пользы ни одному из участников нашего трехстороннего учебного процесса: ни учителям, ни ученикам, ни родителям. Для кого тогда мы это делаем, вот вопрос.

– И каков ваш прогноз на «недалекое будущее»?

– Нельзя сказать, что в современной школе все беспросветно. У нас есть хорошие дети, у нас есть замечательные родители, и от лица своих коллег я хочу обратиться к ответственным за содержание учебного процесса, чтобы они максимально сделали так, чтобы мы могли больше работать именно с детьми, а не с компьютером и бумагами. Ведь на самом деле школьная жизнь наполнена важными и одновременно трогательными событиями, это живое общение учителя и ученика, которое формирует будущие поколения, и было бы замечательно, чтобы у учителя было как можно больше времени для этой важной работы, без отрыва на никому не нужные действия.

Елена Майорова

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям