Орелстрой
Свежий номер №37(1241) 18 октября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Мастер улыбок

Создавая миры

21.06.2013

Визуальная среда формирует наш взгляд на мир, систему ценностей и самооценку не меньше, чем культура слова. Все изменения внешнего мира, будь они позитивные, витальные или, наоборот, деструктивные, сказываются и на мире внутреннем. Один из моих любимых афоризмов: «Измени себя, и ты изменишь мир». Такое преображение – долгий путь внутрь себя, начинать который следует, как ни странно, снаружи, окружая себя «правильными» людьми и «правильными» объектами материального мира. С недавних пор в Орле людям творческим, ищущим себя, сделать это чуть легче. В нашем городе реализован интересный художественный и образовательный проект, призванный помочь творческой молодежи раскрыть свой потенциал, предоставить пространство для свободного самовыражения и творческого эксперимента, сплотить единомышленников. Речь идет об арт-проекте «Центр своевременного искусства» (ЦСИ).

Кто это?

Руководитель проекта – Денис Борняков. Открытие ЦСИ, являющегося по сути учебно-выставочной базой для креативной молодежи, состоялось 3 февраля этого года. На мой взгляд, главное, чего удалось добиться Денису и его команде, – это даже не получение долгожданной субсидии от правительства области и президентского гранта на реализацию проекта, это создание психологически комфортной, интеллектуально и художественно адекватной и даже вполне себе уютной атмосферы внутри своей арт-институции. Однако все логично, ведь организаторы – сами творческие люди. Например, Денис Борняков – художник-абстракционист.

Арт-ликбез

По внутреннему устройству Центр напоминает так называемый сквот – то есть своеобразную «арт-коммуналку». В ее пространстве с успехом сосуществуют и художественные мастерские, и всевозможные творческие лаборатории (от театральной – до музыкальной), и галереи, и библиотеки, и лектории, и клубы по интересам.

На данный момент в ЦСИ есть фотостудия, видеостудия и выставочный зал. Там проходят мастер-классы, лекции, выставки, творческие вечера, концерты и кинопоказы, которые может посетить любой желающий. В Центре проводятся трехмесячные курсы по фотомастерству и операторскому искусству.

Преподавательский состав – люди высокопрофессиональные и успешные в своем деле. Видеокурсы ведет Павел Иванюшин – лауреат международных телевизионных и киноконкурсов, преподаватель Орловского государственного института искусств и культуры. Павел Носонов, лауреат международных конкурсов по фотографии, отвечает за фотокурсы. Писатель Григорий Гаврилов и Денис Борняков читают лекции по теории искусств.

Хотя, по-моему, слово «лекция» не вполне точно характеризует формат мероприятия. Это скорее коллоквиум. Тут лектор или, точнее, модератор дискуссии не преподносит материал безапелляционно и догматично, ибо схоластике бой! Он задает тему беседы, определяет общий фарватер разговора, который сами слушатели вольны расширять-сужать как им угодно. Приветствуется совместное обсуждение. Разноголосица мнений не беда. Важнее научиться слушать и слышать друг друга… Обучение по всем направлениям абсолютно бесплатное.

«Каждый выбирает для себя…»

ЦСИ находится в самом центре города, что значительно облегчает жизнь посетителям. Оригинальный дизайн пространства Центра транслирует идею личностного самостроительства: «Познавай себя через формы и энергетику искусства». Отсутствие социальных маркеров говорит о демократизме, которым руководствуются люди, являющиеся частью этого сообщества. В целом дизайн, решенный в духе современного искусства, стремится сочетать актуальное и художественное. Кстати, этот союз многими не признается очевидным.

Вообще, сейчас искусство находится в непростой социокультурной ситуации. Оно уже не центр тяготения общества. Новейшее искусство, отказавшись от категорий полезности и морали как основных своих регуляторов, перестало быть понятным и необходимым аудитории. Зачастую оно либо отвергается, либо воспринимается как развлекательное. Западный же зритель пресыщен концептуальной многосложностью произведений и новыми технологиями. Но это не значит, что мы должны пренебречь искусством: оно всегда оставалось не чем иным, как зеркалом человеческой души. Просто теперь выбор, в какое зеркало смотреть, совершается сугубо индивидуально.

Для тех, кому интересно взглянуть на себя через призму альтернативных решений и авангардных форм, приведу несколько беглых зарисовок некоторых персоналий и событий, которые становятся центром мероприятий ЦСИ. Надеюсь, кто-то, как и я, вдохновится творческим духом этого места и не поленится заглянуть туда на досуге.

«Записки на манжетах»

Февраль. В рамках проекта «Вечерний кинозал» был показан один из лучших советских документальных фильмов «Человек с киноаппаратом» Дзиги Вертова 1929 года. Эта виртуозная киносимфония об одном дне из жизни города времен НЭПа, благодаря революционному и беспрецедентному по технической и философской сложности монтажу, являет небывалый доселе образ мира. Ее авторы скорее призывают зрителей к сотворчеству, к непредвзятому взгляду на себя и окружающую действительность, чем претендуют на авторство.

Март. Две лекции из цикла «История искусств XX века» были посвящены Марине Абрамович – известной ныне женщине-художнику. Ее творчество связано с одной из наиболее радикальных форм современного искусства – с перформансом. Марина Абрамович – его абсолютная королева и гений.

Уже в начале творческого пути художница пришла к пониманию того, что тело – чрезвычайно мощное выразительное средство. Переживания, сильные эмоции, физические реакции стали ключевыми темами ее работ. Изучая восточные духовные практики, Абрамович осознала, что энергетика – фундаментальный компонент любого искусства, а перформанса – в особенности. По ее мнению, художник-перформансист должен уметь создавать сильное энергетическое поле, способное эмоционально вовлечь зрителя в действо, творимое «здесь и сейчас». Для Абрамович искусство – особая зона ответственности, поэтому физический и духовный тренинг – непременная составляющая подготовительного этапа к любой работе. Так, уже за несколько месяцев до знаменитого перформанса «В присутствии художника», показанного в МоМА (Нью-Йорк) в 2010 году, она медитировала для очищения сознания, выполняла особые упражнения, стала вегетарианкой.

Апрель. В День космонавтики в ЦСИ тоже не скучали, а слушали электронный дуэт Astronavtika, созданный весной 2010 года орловцами Евгением Рябцевым и Виталием Дедковым. Условно стиль группы можно охарактеризовать как транс. Музыка в сопровождении динамичного видеоряда погрузила аудиторию в созерцание несуществующих для суетного взора растительных микромиров, естественных природных ландшафтов. Мое же путешествие по растительным царствам обернулось путешествием внутрь себя, в глубины бессознательного. Хотя, предполагаю, таинственное бессознательное, как Океан планеты Солярис, разыграло перед внутренним взором каждого из слушателей самые причудливые «спектакли».

All you need is… Art

Впрочем, не столь важно, классическое или современное искусство мы выберем для самопознания и получения эстетического удовольствия. Главное, чтобы оно было подлинным. Именно такое искусство становится порталом в будущее. Знаете, поэт и писатель Дмитрий Быков, изящно перефразируя Тертуллиана, сказал так: «Душа по природе эстетка». Так давайте не изменять своей природе!

Инга Радова

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям