Орелстрой
Свежий номер №33(1237) 20 сентября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Специально для "ОВ"

Событие, которого ждут

09.06.2014

На днях актер театра и кино, заслуженный артист России Сергей Фетисов вернулся с VII Чебоксарского международного кинофестиваля. Этот праздник кино проходил в Чувашии с 19 по 24 мая. Как мы и обещали в одном из предыдущих номеров, Сергей Васильевич подробно рассказал «ОВ» о его итогах, поделился собственными впечатлениями и наблюдениями, а заодно порассуждал о том, возможно ли нечто подобное на Орловщине.

Что это было?
– Сергей Васильевич, расскажите сначала немного о самом фестивале. Что он собой представляет?
– Чебоксарский международный кинофестиваль, посвященный кинематографу малых народов, проходил в Чувашии уже седьмой раз. Традиционно он включал конкурс игровых фильмов (11 претендентов), конкурс фильмов национальных киностудий (13 претендентов), а также различные специальные программы и показы, в том числе ретроспективу мосфильмовского кино, приуроченную к 90-летию киностудии, «Фестиваль фестивалей», где эксклюзивно демонстрировались фильмы, уже завоевавшие различные престижные награды, «Ночь кино» с показом кинолент Глеба Панфилова. 
В международное жюри в этом году входили народная артистка СССР Инна Михайловна Чурикова, режиссер и сценарист из Узбекистана Камара Камалова, профессор, киновед Сангву Хонг (республика Корея), чилийский кинорежиссер и сценарист Себастьян Аларкон. Председателем жюри основного конкурса стал знаменитый советский и российский кинорежиссер и сценарист, народный артист РСФСР Глеб Анатольевич Панфилов, отметивший на фестивале свое 80-летие.
Что касается второго конкурса – национальных киностудий – чтобы представить свои картины, люди приезжали буквально изо всех уголков России – из Якутии, Башкирии, Татарстана, Хакасии… Иными словами, кинопалитра была представлена очень широкая. Председателем жюри этого конкурса была кинокритик, академик Российской киноакадемии «Ника», член ФИПРЕССИ Елена Михайловна Стишова.
 
– А как вы попали на фестиваль?
– Фильм «Иуда», в котором я принимал участие, был в основном конкурсе, я представлял картину. К слову, в этом фестивале я участвую уже в шестой раз. С удовольствием езжу с творческими встречами по районам республики: из 21 посетил уже 13.
 
– И как реагирует местная публика?
– В этот раз я показывал фильм «Баги» (режиссер – Андрей Богатырев, автор конкурсного фильма «Иуда». – Прим. ред.), затем, по традиции, общался со зрителями. Залы были полны, публика восприняла кино с интересом – проблема отцов и детей, отношения к старикам, отраженная в кино, волнует людей во все времена, независимо от того, живут они в столице или в глубинке, в российской провинции. Тем более, для всех жителей Чувашии фестиваль такого уровня – настоящий праздник. И очень хорошо, что праздник этот не сосредоточен в столице, что обитатели даже самых отдаленных районов (а село, в котором я выступал, находится в 140 километрах от Чебоксар) могут приобщиться к важнейшему культурному событию республики и насладиться им.
 
– Скажите, кто изначально был инициатором такого масштабного фестиваля, в жюри которого входят настоящие мэтры отечественного и мирового кино, президентом которого является знаменитый кинорежиссер, гендиректор киноконцерта «Мосфильм» Карен Шахназаров? Кто все это финансирует?
– Инициатором с самого начала стало руководство Чувашской республики, и сейчас знаковое для этого места мероприятие поддерживает лично президент Михаил Игнатьев, который открывал и закрывал фестиваль в этом году. Часть финансирования приходится на долю Министерства культуры, но, справедливости ради, столичных денег с каждым годом становится все меньше. 
Безусловно, есть у фестиваля и многочисленные спонсоры. Ну, представьте – практически 100 участников со всех концов страны и из разных уголков мира. Всех их нужно привезти, расселить, накормить, обеспечить культурную программу. Средства нужны немалые. Но, поймите, никто не из кого не вытрясает душу, довольно серьезные компании дают столько денег, сколько могут, и получают за это в благодарность полные залы во всех столичных кинотеатрах на фестивальной неделе, а в качестве реального поощрения от руководства республики – налоговые льготы.
 
Кино на любой вкус
– Расскажите немного о фестивальной программе. Кто победил и как сложилась судьба фильма «Иуда», снятого, как известно, по мотивам повести «Иуда Искариот» нашего земляка Леонида Андреева?
– По поводу судьбы фильма, который я представлял: он остался без призов. Но только лишь потому, что эта лента и так много покаталась по фестивалям и наполучала немало наград. Так что в Чебоксарах приняли решение отметить менее известные, но, безусловно, достойные фильмы. Обладателем гран-при стал финский фильм «Ученик» режиссера Ульрики Бенгтс.
В целом награды получили очень разные киноленты, порой даже спорные, кому-то очень понравившиеся, а кому-то не понравившиеся вовсе. К примеру, фильм «Летящие по ветру листья» Валерия Харченко, экранизация повести Анатолия Приставкина «Вагончик мой дальний», вызвал самый настоящий скандал, мнения по поводу этого кино разделились. Фильм «Жажда» Дмитрия Тюрина о парне, вернувшемся из Чечни, тоже оказался спорным и кому-то не пришелся по вкусу. Тем не менее, все эти фильмы совершенно бесплатно демонстрировались широкому зрителю на площадках кинотеатров, а такой разброс в оценках только еще больше накалял фестивальные страсти и усиливал интригу: кто же в итоге станет лучшим. 
Впервые на фестивале приз за главную мужскую роль получили сразу четыре актера из фильма-альманаха Ирины Волковой «Диалоги». Собственно, демократичность чебоксарского фестиваля – одна из его черт, которые особенно мне симпатичны. И, думаю, не только мне.
 
– Вы упомянули о юбилее Глеба Панфилова, который именитый режиссер решил отметить на кинофестивале…
– День рождения Глеба Анатольевича пришелся на третий фестивальный день, 21 мая. Он отмечался на самом высоком уровне, режиссера поздравлял президент республики. Юбилею была посвящена и ретроспектива панфиловских фильмов, проходившая в рамках «Ночи кино». Не поверите, на каждый сеанс кинозал был забит. До двух часов ночи!
 
– А какие-то смешные казусы на фестивале были?
– Был казус, правда, больше не смешной, а скорее досадный и даже стыдный. У чилийского режиссера Себастьяна Аларкона, приглашенного на фестиваль в жюри, истек срок визы. И, представьте, чувашские представители правоохранительных органов не нашли ничего лучше, чем арестовать его. Организаторам фестиваля пришлось срочно спешить на выручку. Но посидеть в КПЗ Себастьян все же успел. А, как оказалось в итоге, виза для пребывания в России гражданину Чили вообще не нужна.

А что у нас?
– Сергей Васильевич, а как вы считаете, в Орле реально было бы организовать что-то похожее на Чебоксарский кинофестиваль? Тем более, по-моему, орловские зрители уже давно устали от бесконечной однотипной попсовой «жвачки», которую крутят во всех орловских кинозалах…
– В Орле есть миллионеры и даже миллиардеры, насколько я знаю. Может, это звучит очень наивно, но скинься они, для того чтобы сделать людям похожий праздник, и я очень сомневаюсь, что у этих бизнесменов денег сильно убавится… В качестве примера – прошедший фестиваль в Чебоксарах обошелся примерно в три с половиной миллиона рублей.
Я уже обращался с аналогичным вопросом к представителям очень крупной орловской компании. И знаете, что я первое услышал в ответ на предложение провести фестиваль? «Что мы с этого будем иметь?». Вот как объяснить глухому, что если его показать хорошему специалисту, он будет слышать? Как объяснить человеку, что, помогая, он работает на свой же собственный имидж?
Конечно, если делать фестиваль в Орле, он должен быть посвящен русской литературной классике. И все предпосылки для этого есть, и уже какой-никакой опыт – в 2008 году нам удалось единственный раз провести кинофестиваль «Тургенев. Родина. Кино», вызвавший огромный зрительский интерес, о котором вспоминают и сейчас и аналогов которому в стране пока нет. Есть люди, готовые помочь, продюсеры, готовые бесплатно (!) предоставить нужные экранизации. В конце концов, есть добрая воля моего друга, программного директора Чебоксарского кинофестиваля Сергея Лаврентьева, кстати, нашего земляка, который поможет привезти в Орел любимых публикой кинозвезд... Можно сделать все красиво, неожиданно, чтобы наш зритель увидел то, что нигде нельзя увидеть, фильмы, которые не выходят в прокат и не появляются в Интернете… Но такое ощущение порой, что мы стоим у воды и ищем воду. А всего-то и нужно – открыть крышку колодца.
 
Ольга Шевлякова
 
Биография
Сергей Васильевич Фетисов – артист театра и кино.
 
Родился
12 августа 1952 года в Орле.
 
Образование
Учился в Ярославском театральном училище, в 1982 году окончил ГИТИС.
 
Работа
Работал в Орловском ТЮЗе, Орловском академическом драматическом театре им. И.С. Тургенева и др. В настоящее время ведущий актер Орловского муниципального театра «Русский стиль» им. М.М. Бахтина.
Заслуженный артист России.

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям