Орелстрой
Свежий номер №40(1244) 15 ноября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Нанотехнологии

SMS-спам атакует

13.08.2013

 Наверняка каждый из нас хотя бы раз в день получает на телефон различные рекламные сообщения или так называемый SMS-спам. Кто-то просто не реагирует на такую рассылку, а кто-то всеми возможными и невозможными способами пытается с ней бороться. По подсчетам экспертов рынка сотовой связи, доля спама в SMS-траффике операторов «большой тройки» за последние годы значительно выросла. Видимо, на этом фоне орловские антимонопольщики начали серьезную войну с мобильным спамом. Совсем недавно региональное УФАС оштрафовало московскую компанию за незаконное распространение рекламы посредством SMS-рассылки без согласия абонента на ее получение.

100 тысяч за SMS

В немилость антимонопольщиков попало столичное ОАО «Финотдел», предлагающее услуги микрокредитования. Реклама компании целый месяц практически ежедневно приходила на мобильный телефон одного из орловцев. Попытки отказаться от столь навязчивого информирования о предоставляемых услугах успехом не увенчались – рассылка SMS-спама продолжилась. Устав от назойливой рекламы, обыватель пожаловался в ведомство. Как пояснили «ОВ» в УФАС по Орловской области, рассылка SMS-сообщений с рекламой без согласия абонента на ее получение противоречит законодательству РФ.

Так, часть 1 статьи 18 Закона «О рекламе» гласит: «Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием».

Представители ОАО «Финотдел» не смогли предоставить документы, подтверждающие согласие абонента на рассылку. В итоге компанию оштрафовали на рекордные для Орла 100 тысяч рублей.

Кстати, это не первый случай обращения орловцев с жалобой на SMS-спам. Так, за первые полгода 38 жителей Орла подали в УФАС заявления на незаконную рассылку.

У кого спама больше

К сожалению, пока привлечь спамеров к ответственности не всегда удается. А тем временем доля такого рода сообщений в сетях операторов «большой тройки» составляет 8–10 процентов от общего SMS-трафика, передает слова аналитиков AC&M-Consulting газета «Ведомости». Такой уровень держится последние два года, раньше спама в операторских сетях было значительно меньше. А больше всего спам-номеров (номера, с которых рассылаются «мусорные» сообщения) в SMS-центре «Вымпелкома», так как этот оператор предлагает SMS-пакеты по весьма выгодным ценам.

Представитель этой сотовой компании согласился с аналитическими данными, но оспорил информацию о том, что в их SMS-центре спам-номеров больше, чем у конкурентов. В компании подчеркнули, что блокируют исходящие спам-рассылки при помощи специальных фильтров. За счет принятых мер объем спама удалось существенно снизить: с 67 млн спам-SMS за первые четыре месяца 2012 года до 1,5 млн за аналогичный период 2013-го. Параллельно компания тестирует технологию SMS-proof (даст возможность управлять спам-рассылками, поступающими из других сетей) и планирует доработать уже действующую услугу «Голосовой черный список» таким образом, чтобы блокировались не только звонки от нежелательных абонентов, но и SMS-сообщения.

По информации пресс-секретаря МТС Ирины Агарковой, в начале года компания начала блокировать массовые рассылки, чтобы «обезопасить клиентов, сократив до минимума количество вредоносного SMS-спама, и оздоровить рынок SMS-рекламы».

Другой сотовый оператор – «Мегафон» – отмечает, что подавляющее число SMS-сообщений было отправлено не с зарегистрированных телефонных номеров, а через так называемые виртуальные SMS-центры. Для предотвращения нежелательной рассылки «Мегафон» начал ограничивать прием и отправку сообщений от SMS-центров, не имеющих привязки к реальным телефонным номерам. А чтобы у банков и других структур, использующих SMS-информирование клиентов, сохранилась эта возможность, им теперь необходимо заключать прямой договор с оператором.

Радикально ситуация может измениться в следующем году: в конце июля президент Путин подписал закон, направленный на борьбу с SMS-мошенничеством.

Поборемся

Как сообщает пресс-служба Минкомсвязи РФ, закон предусматривает два способа борьбы с такими преступлениями: авторизация абонента (когда человек дает явное согласие на покупку контента) и создание отдельного лицевого счета специально для оплаты таких услуг: это должно минимизировать потерю средств в случае, если человек подписался на мошеннический сервис. Закон вступит в силу с 1 мая 2014 года. Его инициаторы обещали, что впоследствии документ еще будет доработан: в частности, второй счет для оплаты контента станет добровольным.

Представители операторов связи уверяют, что их сети уже частично подготовлены к новым реалиям работы в мае следующего года.

Абонент в системе

С 1 декабря 2013 года сотовые операторы будут обязаны передавать в службу экстренных вызовов «112» сведения о местонахождении абонента, сообщившего о происшествии. Это поможет мгновенно реагировать на сообщения людей, находящихся в шоковом состоянии, а также звонки случайных прохожих, существенно экономить время диспетчера. Министерство связи и массовых коммуникаций внесло в правительство РФ проект поправок в Закон «О связи», сообщает «Российская газета».

Первыми регионами, где заработает система, станут Краснодарский край, Курская область, Республика Татарстан, Санкт-Петербург. В 2014 году число регионов, подключенных к системе, увеличится до девяти. Сроки запуска системы «112» в каждом конкретном регионе определяются на основании федеральной целевой программы по запуску системы вызова экстренных служб на 2013–2017 годы. «Инициатива направлена на повышение уровня безопасности и снижение срока реагирования на чрезвычайные ситуации, и, в конечном итоге, на уменьшение количества человеческих жертв», – приводятся в сообщении слова заместителя главы Минкомсвязи Дениса Свердлова.

Денис Цуканов

Сергей Потресов, эксперт Mobile Review (для портала «Мнение.ру»)

Время, требуемое для прекращения роста SMS-спама, ровно 30 секундам. Нужно просто обязать операторов включить свои антиспам-фильтры – и 95 процентов этих сообщений исчезнут в никуда.

У нас нет законодательных требований к ограничению спама. Более того, с законодательной точки зрения спам поощряется. По закону никто не имеет права блокировать короткое сообщение, приходящее из дружественной сети. Я могу купить SIM-карту, подключить тариф «Миллион сообщений» и спокойно рассылать спам. Никто меня не остановит: это моя карта, я заплатил за нее 20 рублей и волен делать с ней то, что захочу.

Блокировка спама может стать для операторов причиной серьезных проблем: на них просто начнут подавать в суд за неправомерную блокировку, и закон будет на стороне спамеров. Чтобы бороться с такими рассылками, нужна законодательная инициатива, которая даст определение спама в SMS и запретит его.

Думаю, учитывая актуальность проблемы, появление такого проекта не заставит себя ждать: это дело месяцев, если не недель или дней.

Справка «ОВ»

Одним из способов борьбы со спамом является обращение в антимонопольные органы. Заявление подается в свободной письменной форме, с приложением документов, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. В случае получения SMS-рекламы это фотография дисплея телефона с текстом сообщения (скриншот), детализированная выписка от оператора связи, подтверждающая поступление SMS-сообщения, договор с оператором сотовой связи, а также согласие на обработку персональных данных заявителя.

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям