Смехом по кризису

2010-05-26

Автор: Ольга ЗАХАРОВА

В конце прошлой недели в театре «Русский стиль» состоялась премьера «антикризисной комедии» «Американская рулетка». Главное лекарство от кризиса — смех! — уверены режисер и актеры.



«Театр есть искусство отражать жизнь», – сказал когда-то Станиславский. Современный театр, хотя и не всегда, этому принципу следует. Последнее тому подтверждение – премьера, на минувшей неделе представленная в «Русском стиле». Тонко и мастерски в спектакле «Американская рулетка», жанрово определенном как «антикризисная комедия», зрителю подается лекарство против этого самого кризиса – смех.

Обличив, не излечить

Автор одноименной пьесы драматург Александр Мардань смеется над тем, что происходит сегодня, и дает возможность зрителю посмеяться над собой. Этот смех, который в русской литературе еще со времен Грибоедова и Гоголя считался исцеляющим, звучит сначала негромко, но по ходу спектакля становится всё увереннее, сила его – всё действеннее. И хотя постановка, по словам художественного руководителя театра «Русский стиль» Валерия Симоненко, давалась нелегко (все-таки одесский юмор довольно своеобразен), в итоге спектакль завоевал зрителя.

– Это уже вторая пьеса Александра Марданя, поставленная на сцене «Русского стиля», – рассказывает «ОВ» Валерий Симоненко. – Нам показалось, что у этого драматурга есть одно из важнейших достоинств – чувствовать время, в котором живешь. Причем не просто чувствовать, а чувствовать смешно.

В «Американской рулетке» удачно сочетаются одесский юмор и смешная сама по себе ситуация, за которой просматриваются очень серьезные проблемы. В пьесе (а вслед за ней и в спектакле) отражены проблемы семьи, проблемы общества в целом.

– Такое ощущение, что нынешнее общество – пораженный болезнью организм, – продолжает Валерий Иванович. – Все разладилось, и единственная мысль – как бы это все вновь собрать. Сейчас пишется очень много обличительных произведений, снимаются фильмы подобного толка. Но это не те средства, которыми можно лечить организм. Именно сегодня нужно другое лекарство – смех. Но, безусловно, не тот смех, который используется сейчас на телевидении, а смех, за которым угадывается второй план, когда смеешься и вместе с тем все понимаешь. В этом есть определенная мудрость.

«Хорошие люди, а мучаются»

«Американская рулетка» ставит диагноз и семье, в которой ценностная шкала не просто разрушается – это разрушение доводится до абсурда: чтобы избавиться от ревности, жена приглашает для мужа девушку по вызову, сын приводит в дом невесту-стриптизершу, а когда в дружном семействе узнают, что скоро из Америки в отчий дом собирается вернуться лишившаяся денег и жилья бабушка, на лицах всех без исключения застывают недовольные гримасы. Через призму сюжета и замечательной актерской игры мы рассматриваем и болевые точки самого общества: интеллигент-инженер после перестройки налаживает выпуск «игрушек для взрослых», искусствовед организует брачное агентство для собак, историк ищет мифический клад в собственном доме.

– Хорошие люди, а мучаются, – подводит итог, пожалуй, самый загадочный персонаж спектакля Посланник – обличитель, вот уже 150 лет призывающий вернуть Аляску: была бы она нашей, «авантюристы бы тогда не реформами занимались, а золото на Аляске искали»!

Антикризисная комедия провоцирует смех, причем смех не открытый, а внутренний. Спектакль, по выражению режиссера, начинается внутри самих зрителей, и увиденное заставляет задуматься: персонажи в итоге «выскочили» из, казалось бы, безвыходной ситуации. Им повезло: бабушка в казино сорвала джек-пот и спасла семью интеллигентов-неудачников от разорения. Но ведь есть и другие примеры, есть люди, по которым кризис ударил очень больно. Они узнают себя в персонажах пьесы и невольно улыбаются. Потому что спектакль учит не отчаиваться.

Валерий Симоненко убежден:

– Люди непременно выйдут из этого долгого кризиса, и государство тоже выйдет. Главное, знать свои болезни. Наш театр не считает, что к современному человеку нужно очень резко относиться – он и так сильно за что-то наказан. Важнее помочь ему. Помочь смехом и правдой. Ведь это именно те средства, которые всегда были основой русской литературы. В нашем спектакле через гоголевские приемы мы попытались найти верный путь, некие точки соприкосновения вымысла и реальности. Для меня театр – это всегда кафедра. Человек приходит на спектакль и сравнивает жизнь, которую ему показывают на сцене, с жизнью, которой он живет. Если эти две жизни пересекаются, идет контакт зрителя и театра. А это самое главное.

Основная цель нашего театра – понять, в чем смысл существования сегодняшнего человека. На этот вопрос практически невозможно ответить, но не задавать его нельзя. Мы должны подняться, наконец, на другую ступень, выше, чем находимся сейчас. И подниматься нужно всем, начиная с семьи и заканчивая государством. Причем между этими понятиями я ставлю знак равенства. Когда мы подойдем к полной ответственности семьи перед государством и государства перед каждой отдельной семьей, уверен, мы будем жить в том обществе, о котором каждый из нас внутренне мечтает.