Орелстрой
Свежий номер №40(1244) 15 ноября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Подвижники

«Сказочная» жизнь

23.05.2012

Более двадцати лет музыканты и вокалисты Орловской филармонии выступают с музыкальными спектаклями-сказками в детских садах и школах области. Эти представления пользуются большим успехом у малышей и  взрослых. Совсем недавно посмотрел   «Айболита», «Брысь» и «Волшебный посох». И увидел интересные сценические образы, песни и танцы, несущие очень радостное настроение.

Прекрасное далеко

Началось все с того, что в конце 80-х – начале 90-х  годов музыковед Ольга Гарбар решила разнообразить лекции о музыке, предназначенные для детворы.  Мальчишки и девчонки, откровенно говоря, скучали на таких лекциях. А хотелось донести до них всю прелесть и неповторимость музыкальных произведений, пробудить тягу к ним. Ольга с друзьями и коллегами решилась на эксперимент. Подготовили серию театрализованных фольклорных программ: о временах года, старинных обрядах и обычаях. И дети, и взрослые замечательно принимали эти программы. Кто-то другой успокоился бы, но…

Пришла пора задуматься над тем, как развивать столь плодотворную идею дальше. Решили обратиться к отечественным и зарубежным сказкам. И здесь возникла проблема. Нужен был режиссер, способный выстроить на сцене действие, соотнести его с музыкальным материалом. Всерьез за это дело  взялся известный и уважаемый актер Орловского академического театра им. И.С. Тургенева, заслуженный артист России Николай Евгеньевич Чупров. С ним и работает  филармоническая бригада Ольги Гарбар по сей день.

Чупровская система

Как рассказывал мне Николай Чупров, начал он с того, что решил  артистов без профессионального актерского образования «влюбить» в работу над художественными образами. Много времени тратил (и тратит до сих пор) на искренние беседы  с исполнителями, просит  их  вспомнить детство, представить далекие годы, когда они играли во дворах со сверстниками, прыгали через скакалочки, гоняли мячи, ссорились и мирились… Ему не нужны наработанные штампы профессионалов, а необходимы   открытые, любящие детей и детство сердца, искренность и легкое настроение.  А музыканты и певцы, люди творческие, в глубине души могут долго оставаться детьми. Разбуди в них детство, направь его в русло сценического действия, и результат не замедлит сказаться.

Причем (как и Ольга Гарбар с  коллегами) Н.Е.Чупров углубленно работает с музыкальным материалом. Бывает, просит вокалистов поменять тембральную окраску или подсказывает, как улучшить технику речи, найти выразительную интонацию.  Он дает артистам  на сцене свободу существования, и в то же время мягко, ненавязчиво вносит режиссерские коррективы. Придумает, с его точки зрения, интересную мизансцену, но видит: участникам спектакля она неудобна, в ней трудно петь и двигаться.  Откажется от своей находки, предложит что-то другое, более близкое и понятное исполнителям. Сам великолепный актер, он так образно показывает, каким должен быть тот или иной эпизод, что невольно «заражает» своим талантом окружающих.  А может, к примеру,  сесть  в зале с опущенной головой, не глядя на сцену. Это не означает недовольства. Режиссер на слух ловит фальшь и тут же на нее реагирует. Сложно  описать все многообразные режиссерские приемы Николая Евгеньевича. Главное, что они есть, приносят пользу и…

Происходит чудо

Музыканты и вокалисты с какой-то особой, лихой искренностью разыгрывают сцены.  Сдержанная в жизни Ольга Гарбар, постоянная ведущая симфонических концертов, привыкшая к академическим вариантам выступлений на сцене,  предстает перед нами в сказках озорницей, способной по-детски реагировать на происходящие события. Серьезный хормейстер Любовь Юрасова  в роли обезьянки Чичи становится милым и наивным ребенком, а в роли зловредной Гадости в сказке «Волшебный посох» – проказливым созданием. Известная вокалистка Юлия Гарбуз со своим сильным  лирическим сопрано и красивой внешностью, действительно, загадочная фея («Волшебный посох») или кокетливая  белая кошечка  в сказке «Брысь». Директор филармонии Сергей Кленков – Черный Кот – глядится на сцене добрым и наивным существом, которому сочувствуешь. Он еще и поет хорошо, как и  талантливый саксофонист Юрий Бруевич – его участие в диалогах дополняет не только вокал, но  и соло на саксофоне. Звуки, которые извлекает музыкант из своего инструмента, теплы, человечны, окрашены настроениями персонажа.

Наверное,  эти детские спектакли  были бы не такими  яркими, если бы не художник театра кукол Любовь Жмакина. Она разрабатывает нехитрые, но художественно осмысленные эскизы сказочных костюмов, следит за тем, чтобы эти костюмы соотносились друг с другом в русле художественного замысла.

Немалый творческий вклад вносит пианистка Татьяна Егорова: работает над сопровождающим спектакли  музыкальным материалом, который озвучивается в ансамбле с гитаристом Антоном Перелыгиным, ударником Вячеславом Жиленковым, вокалистом Андреем Григорьевым, саксофонистом Юрием Бруевичем. Музыканты нередко становятся и участниками действия на концертной площадке. А бывает, артисты и сами сочиняют музыку для песен, как, например, хормейстер Любовь Юрасова – написала очаровательную мелодию к куплетам Лисы для новой сказки о Лисе и Волке.

Режиссер, музыканты, вокалисты, художник – сплоченная команда, благодаря которой и не увядает этот творческий проект. Десятки сказок и представлений в  репертуаре: «Русалочка», «Золушка», «Чиполлино»  и другие. Сотни спектаклей и концертов, требующих полной самоотдачи.

«Сказочные» трудности

Их немало у энтузиастов детской филармонической музыкальной сказки. Почти все занятые  в представлениях совмещают эту деятельность с другими служебными обязанностями. Приходится много ездить по городу и области. Возникает усталость. А играть нередко приходится  в помещениях с плохой акустикой, в школьных залах, совмещенных со столовыми. Бывает, и переодеться негде, и не остается ничего другого, как прятаться от зрителей за… пианино, где все вместе, в тесноте, но не в обиде, и меняют бытовые костюмы на сценические.

Еще одна деталь: нет приспособленных помещений для хранения реквизита и костюмов. Хорошо, что филармонией куплены инструменты, в том числе и электроорган, и артисты больше не зависят от плохо настроенных школьных фортепьяно.   

Но эти и некоторые другие сложности не расхолаживают, а только сплачивают концертную  бригаду, где царит дух дружбы и взаимовыручки.  Артисты  чувствуют друг друга во время  спектакля по взгляду, жесту и всегда придут  на помощь партнеру. Они и в жизни друзья, каких не всегда найдешь. И радость у них одна на всех: сделать все, чтобы ребятам подарить праздник. Здесь нет театральной «четвертой стены». Дети могут свободно петь и танцевать рядом с артистами, им комфортно и весело в стихии музыкальной сказки.

Однажды к Ольге Гарбар, шкодливому персонажу которой не досталось пасхальное яичко, подошел трехлетний мальчик и, глядя ей в глаза, протянул свое крашеное яйцо:           

– Тетя! На! Это тебе!

Вот и награда! Радостная и желанная.

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям