Орелстрой
Свежий номер №36(1240) 11 октября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Наш человек

Сюрреалистическое дежавю

04.10.2013

«– Вы – писатель? – с интересом спросил поэт. Гость потемнел лицом и погрозил Ивану кулаком, потом сказал: – Я – мастер, – он сделался суров и вынул из кармана халата совершенно засаленную черную шапочку с вышитой на ней желтым шелком буквой «М». Он надел эту шапочку и показался Ивану в профиль и в фас, чтобы доказать, что он – мастер».

Эта сцена из легендарного романа М.А. Булгакова вспомнилась мне недавно, когда в одном из книжных магазинов нашего города я волею случая столкнулась с моим добрым приятелем – Виктором Владимировичем Евграфовым – неординарным поэтом-лириком, ярким, харизматичным журналистом и театральным деятелем. Разговорились. Как вы догадываетесь, я с ходу забросала его вопросами о том, что нового произошло в творческой жизни за последнее время, какими проектами был занят. В ответ он достал из портфеля маленькую черную шапочку-кипу. Оказывается, 3 сентября по приглашению Орловского еврейского конгресса Виктор Владимирович читал стихи из своего нового сборника на празднике в честь еврейского Нового года Рош ха-Шана. Там ему и был подарен тот самый головной убор. «Да это же шапочка булгаковского Мастера!» – подумала я. Вот такое сюрреалистическое дежавю, правда, не на Патриарших, а на улице имени Ленина…

Романтикам посвящается

Новый поэтический сборник В.В. Евграфова «Романтизм на закате» вышел из печати 12 июня 2013 года в издательстве «Орлик». Издатель – Александр Воробьев. Это шестой по счету сборник поэта. Первые два были изданы в Красноярске, где он жил и работал с 1950 по 2002 год. Остальные – в Орле, в котором живет с 2002 года.

Честно говоря, рассказывать о поэзии дело неблагодарное: ее надо либо читать, либо писать самому! Говорить о ней подобно попытке удержать воду в решете. Но так как мне без поэзии, как без воды, «и не туды, и не сюды», я все же примерю на себя роль эдакого критика-водовоза.

Сборник «Романтизм на закате» состоит из пяти разделов, названия которых говорят сами за себя: «Аллея добра», «Оловянный век», «Приближение к ведам», «Сюр-сюрприз», «Шестой океан любви». Заключает книгу поэма «Трансцендентальный этюд». Круг тем заявлен максимально широко, и в то же время все они, разноликие, говорящие на своем художественном языке, объединены исключительно гуманистической направленностью, неизменно ниспосылаемой нам автором надеждой на лучшее и светлое, установкой на позитив, душевную стойкость и веру в мечту.

Поэтика импрессионизма

Авторский стиль индивидуален и легко узнаваем. Его отличает особая импрессионистичность письма: поэт очерчивает прежде всего то, что эмоционально и ментально волнует его в данную секунду, здесь и сейчас. Виктор Владимирович любит говорить, что не он пишет стихи, а они его. Это кажется правдой, так как стихотворения наполнены особо трепетной жизненностью, витальностью, неравнодушием и всегдашним непокоем. Работает он над новой вещью, как правило, стремительно, на одном дыхании. Так буквально за считанные минуты из-под пера рождаются легкие, молодые, полные весенней свежести и чувства стихи. Такое субъективное переживание и понимание духа и материи поэзии напоминает мне пастернаковское:

«Поэзия! Греческой губкой в присосках

Будь ты, и меж зелени клейкой

Тебя б положил я на мокрую доску

Зеленой садовой скамейки.

Расти себе пышные брыжи и фижмы,

Вбирай облака и овраги,

А ночью, поэзия, я тебя выжму

Во здравие жадной бумаги».

(Б. Пастернак)

В произведениях В.В. Евграфова нередки сюрреалистические, гротесковые и даже гиперболические образы. Они хирургически точно вживляются поэтом в ткань стиха и привносят в тексты исключительную экспрессивность, подчеркивают романтические и сатирические акценты там, где это необходимо. Так перед читателем «музыкальные стихи распускаются на музыкальном лугу», «пилигримная дама седого дракона» пасет, а где-то совсем наоборот: «растут и множатся гордо и мило новогламурные клоны Годзиллы» и «сидячий ритм» ест воблу.

Мандельштам:  «Мне на горло кидается век-волкодав…»

Нельзя ни упомянуть также настойчивый пафос антиконсьюмеризма, свойственный поэзии Евграфова. Вообще, он исконно присущ любому поэту, ибо поэзия предполагает своеобразное, глубинное, часто скорее подсознательное, чем сознательное восприятие действительности. Это взгляд на объективную реальность через волшебное стеклышко своего внутреннего мира, это магия, сверхчувственная способность уловить главную тему в биении миллионов сердец, услышать музыку сфер в ритмах будней. Внутри каждого поэта скрыт неслыханной антипрозаической мощности адронный коллайдер, который способен разогнать до умопомрачительной скорости затертые, тускловатые пазлы-минутки повседневья и претворить их в прекраснейшие образцы изящной словесности. 

Таким же противостоянием света тьме отмечены и стихи Виктора Владимировича. Ему внушает отвращение неистовое, неутолимое потребление, ставшее привычной реалией современной России. Поэт жаждет донести до нас мысль о том, что мы сами, суетящиеся, спешащие ухватить, обойти, везде успеть, становимся похожи на те пустые, банальные, по сути, бессмысленные сериалы и рекламные ролики, которыми изобилует нынешнее телевидение. «Взрыволетящая кода. Свобода… – восклицает он. – Пусть в каждом из нас хоть на миг возродится Христос. Монбланы любви перестанут быть редкостью вящей». Злобе дня поэт призывает противопоставить естественную человеческую тягу к свободе, страстность сердца и искреннее восхищение красотой творения.

Любите ли вы поэзию так, как люблю ее я?

Творчество В.В. Евграфова разнообразно не только тематически: он искусен и в изобразительно-выразительных средствах. Литературовед в изобилии найдет в его текстах аллюзии, алогизмы, примеры антифразиса, прономинации, катахрезы, отметит музыкальность стиха, его напевную интонацию. Неслучайно на стихи поэта уже создаются песни.

Год от года растет и число поклонников его поэзии. На персональном сайте поэта можно не только познакомиться с его лирикой разных лет, но и прочесть отклики читателей. Вот один из них, принадлежащей Алле Коройд, известной певице контральто, ныне проживающей в Германии: «Удивительный поэт, сказочно талантливый – редкостно. Я думала, импровизаторский дар это тот, что только в «Египетских ночах», и все... Ан нет».

Закончить очерк я хочу на пронзительной, вдохновенной ноте стихотворением из нового сборника Виктора Владимировича Евграфова.

Если твои глаза рядом со мной –

звезды зеленые,

Загорающиеся внезапно

и гаснущие мгновенно,

Задумаются, почему же

все души влюбленные

Становятся сверхчувствительными

антеннами,

Я отвечу: антенны эмоций

от батареек сердец заряжаются.

Даже когда вихри подземные стонут

и почва качается,

Они ловят и вбирают

в себя миллионы неслышных посланий.

Космос – кладовая бесценных,

веками проверенных знаний

О любви. И, заглядывая

в эту космическую кладовую,

Можно найти слова для стихов

и мелодий основу живую.

А потом будет легко сочинять

кантаты, оперы с увертюрами.

Умножатся ряды композиторов,

рыцарей-трубадуров.

Шестой океан разольется вокруг

континента Поэзии.

И поплывут корабли только

с теми, кто волен грезить

Светозвучной радостью.

За штурвалами – капитаны.

Им выпала честь открывать

незнакомые страны,

Где Любовь – основной закон.

Инга Радова 

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям