Орелстрой
Свежий номер №32(1236) 13 сентября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Чтобы коровы меньше ели…

Сити-план: обложить всех. Налогами

06.12.2013

В минувший четверг, 28 ноября, депутаты Орловского горсовета рассмотрели блок финансовых вопросов: исполнение бюджета года текущего, первое чтение бюджета на 2014-й и плановый период 2015–2016 годов, а также программу приватизации-2014. Судя по пояснительным запискам к проектам решений, а также бурным обсуждениям, вывод напрашивается следующий: город живет на последнем издыхании, а через пару лет, «благодаря» кредитам и бюджетному дефициту, может и вовсе обанкротиться. Конечно, если ничего не изменится. Хотя, услышав «план перемен» от сити-менеджера Михаила Берникова, уже даже не знаешь, что хуже…

Профицит с большим минусом

По истечении девяти месяцев с начала года бюджет Орла по доходам и расходам был исполнен лишь наполовину. 53 и 54 процента от годового плана соответственно. Данные, приведенные и.о. начальника городского управления финансов Натальей Целовальниковой, показывают, что за ноябрь-декабрь надо успеть освоить еще столько же, сколько успели с начала года. Правда, чиновники оговариваются, что буквально в ноябре – месяце, не вошедшем в отчетный период, – ситуация начала выравниваться. Мол, продается имущество, выполняются обязательства, сдаются объекты. Вопрос, успеют ли? Ведь деньги, не освоенные в этом году, из бюджета могут уйти и больше не вернуться.

Простой пример. План по доходам городского бюджета за девять месяцев не выполнен более чем на 100 млн рублей. В том числе из-за возврата не использованных в 2012 году и не восстановленных в городской бюджет остатков межбюджетных трансфертов на строительство и капитальный ремонт автодорог и объектов инфраструктуры, обеспечение жильем отдельных категорий граждан.

Что касается основных параметров бюджета-2014, которые и принимаются в первом чтении, они таковы. Доходы заложены на уровне 3,6 млрд рублей, расходы – 3,9 млрд, дефицит – более 300 млн рублей. Верхний предел муниципального долга на 1 января 2015 года приблизится к миллиарду и составит 943,8 млн рублей. Основным источником погашения дефицита чиновникам по-прежнему видится привлечение кредитов и продажа остатков муниципального имущества.

– Если мы не перестанем продавать имущество, через год-два нам даже нечего в банке будет в залог оставить, – высказал свое мнение после рассмотрения прогнозного плана приватизации-2014 депутат горсовета Анатолий Петров. – Мы продаем даже то, что приносит нам доход от аренды…

Кстати, в план приватизации-2014 включены 39 помещений и зданий, а также два пакета акций – Северного рынка и оптового рынка строительных товаров. От продажи этого муниципального имущества город планирует выручить порядка 200 млн рублей.

«Что-то я не соображу»

– На недавнем совещании президента страны с главами муниципальных образований последние обратились к главе государства с вопросом: как нам исполнять «майские указы», если в казне уже практически не осталось имущества, которое можно продать, – рассказала депутатам Наталья Целовальникова. – Владимир Путин пообещал внести изменения в налоговое законодательство с тем, чтобы муниципалитеты получали больше денег. Правда, я слышу такие речи последние лет пять…

Кстати говоря, в ноябре Совет Федерации предложил выделить регионам дополнительные 93 млрд рублей в 2014 году: на финансирование «майских указов», в том числе на увеличение зарплаты бюджетникам и на компенсацию выпадающих доходов в связи с вступлением в силу изменений в Налоговый кодекс.

Но вернемся к настоящему. Сразу после слов Целовальниковой о пяти годах ожидания обещанного сити-менеджер Михаил Берников взял слово:

– Я думаю, надо через горсовет обратиться в областной Совет, выйти с инициативой в Госдуму, чтобы поторопить… – казалось бы, в правильном направлении начал Михаил Юрьевич, но окончил речь совсем уж неожиданно в свете вышесказанного: – …введение налога на имущество физических лиц.

То есть наполнять бюджет за счет граждан, заставив их платить по рыночной цене за свои дома, квартиры и землю вокруг них. Да-да, в том числе ту самую придомовую территорию. И тут настораживают сразу две тенденции.

Первое: все чаще звучат социально значимые (а вернее, социально тревожащие) предложения, для принятия которых даже не разработана нормативно-правовая база. Михаил Юрьевич, вот скажите, что, вся недвижимость и земля в Орле оформлены должным образом? Что, налогооблагаемая база просчитана? Если даже не брать в расчет социальные последствия такого решения, как можно предлагать ускорить то, к работе над чем еще не подошли вплотную?

И вторая тенденция. Как и в случае с повышением платы за проезд, вместо того чтобы «поскрести по сусекам» транспортных предприятий и собственно бюджета, эту ношу переложили на кошелек жителей города. Теперь, предлагая брать больше налогов с людей, администрация, по сути, расписывается в неспособности увеличить неналоговые поступления в казну. Уже в бюджете-2014 снижение этого показателя заложено на уровне 38,5 процента. При этом более чем на 40 процентов бюджет по собственным доходам «выползает» за счет НДФЛ. Чиновники, кажется, представляют население города в виде стада коров, которых для большей «молокоотдачи» надо бы меньше кормить и больше доить. Не государственный это подход, господа.

Справка «ОВ»

10 декабря 2013 года в 16.00 в большом зале мэрии Орла пройдут публичные слушания по проекту бюджета-2014. Прийти и внести свои предложения и замечания имеет право любой житель города. 

Елена Майорова 

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям