Орелстрой
Свежий номер №40(1244) 15 ноября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Премьерное слово

Сильнее смерти

07.12.2013

В репертуарах современных театров появляется все больше спектаклей, жанры которых неизвестны ни классической драматургии, ни классической режиссуре. Такие спектакли часто называют экспериментальными. Один из таких удачных экспериментов – документальная драма «Жизнь после» на сцене муниципального театра «Русский стиль», премьера которой состоялась 29 и 30 ноября. Спектакль поставлен при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

Документальный театр в Орле

Режиссер спектакля Наталия Жукова взяла за основу сложный материал – автобиографическую книгу Елены Чижминой «Я победила рак!» («Случай выздоровления»). История юной, полной сил и энергии девушки, которая в 17 лет узнает о том, что смертельно больна, заинтересовала режиссера именно своей документальностью, непосредственной свежестью чувств и переживаний героев, которые так редко можно встретить в современной литературе. Работа, безусловно, предстояла огромная: как построить спектакль, чтобы зритель, буквально на глазах которого заболевает, страдает и готовится к смерти героиня, смог пережить происходящее на сцене? Столь сложную задачу Наталия Жукова преодолела успешно, и актеры помогли ей в этом.

Спектакль складывается из жизненно достоверных эпизодов, точно картинка из пазлов. Такая мозаичность сценического повествования позволила чередовать трагичные эпизоды с лирическими и комичными. Сквозной линией сценического действа становится дневник, который ведет главная героиня Аня в исполнении Любови Литвиненко. Именно эта старая общая тетрадь запечатлевает все, что происходило с девушкой на протяжении нескольких лет, полных боли, страха и попыток преодоления.

Важность деталей

Первые минуты спектакля словно погружают нас в актерскую лабораторию. Эксперимент сразу же заявляет о себе: перед зрителем не классическое преображение актера в героя с самого начала. К нам выходят люди, которым есть что рассказать, – прием, часто используемый документальным театром, но для орловских зрителей являющийся пока новинкой. Актеры распределяют текст между собой, отрабатывают выход, выносят стулья… 

А на экране в это же время – обычный шумящий город, знакомые улицы, простые люди, которых можно увидеть на них каждый день… И вот в эту привычную городскую суету как будто врывается голос героини: «Меня зовут Аня. Мне было семнадцать лет, когда я заболела раком». В повествовании смешиваются прошедшее и настоящее, одновременно и вызывая у зрителей слезы сострадания, и даря надежду.

Оформление спектакля скупо. Декорации просты и мобильны: три стула, ширма, стремянка да белый щит-экран, на который проецируется видео. На нем же закреплены листы кальки – это «зрительский» вариант дневника Ани, в который фиксируются только заголовки и список дат. Поэтому каждый предмет становится важным: и история болезни, которую перелистывает врач, и голубой шарфик Ани, переходящий из рук в руки, и брошюрка, посвященная сырым сокам.

Каждый герой пьесы Елены Чижминой и Наталии Жуковой уникален. Такой же подход сохранен и в спектакле. Аня, героиня Любови Литвиненко, постоянно изменяется. Она сама говорит о себе: «Болезнь разделила мою жизнь на «до» и «после». Мы видим, какой она была совсем недолго – буквально несколько слов характеризуют нам обычную девчонку. Она отличница, окончила две школы: простую и музыкальную, собственными силами поступила в университет в областном центре – словом, жизнь только начала открываться перед ней. Закончилась первая сессия, конечно же, успешно, потому что для юной Ани нет ничего невозможного. Но вдруг ночью она просыпается, ощутив внезапную боль – и огромные, сверкающие глаза актрисы наполняются страхом.

Мама (Анна Аленчева) с помощью коллег по работе в больнице отводит дочь на анализы и рентген. Дальнейшие круги медицинского ада девушка должна пройти в лучшей столичной клинике. Сложности, представшие перед ней, показаны с трех разных сторон. Вот врач (Роман Гусаков) спокойно описывает технологию лечения. Вот мама говорит, как непросто было все эти месяцы, когда закончились деньги, мыть посуду при клинике и постоянно находиться с дочерью. Но самое трудное – это то, что пришлось на долю пациента. Аня поясняет, что такое на самом деле операция на грудной клетке, как мучительно проходят обследования, в чем заключается химиотерапия. Героиня меняется, взрослеет. На место открытой девчонки приходит человек, испытавший физическую боль, смерть новообретенных друзей по онкологической клинике, а затем и смерть любимого человека. Но несмотря на все испытания Аня хочет жить, хочет вновь погрузиться в обычный мир, со своими сложностями и радостями. Ни разу на протяжении лечения она не впадает в уныние. И за это ее ждет нечаянная награда – любовь.

О преодолении и смысле жизни

Да, любовь. Муж Ани Женя (Роман Гусаков) на первых порах не в силах даже поверить в то, что его любимая тяжело больна: так горят у нее глаза, так стремится она использовать каждую минуту… Но внезапно болезнь показывает зубы – и девушка иногда не в силах даже подняться с постели. Авторы спектакля показывают трагедию всей семьи. Глуше становится голос мамы, чуть сутулится пораженный страшной новостью Женя. Меняется и характер главной героини. Она становится требовательной, капризной, отталкивает от себя любимого человека, ссорится с мамой.

Кажется, что ее раздражает забота близких. Жизнь семьи становится похожей на танец на песке, о котором напоминает Женя: «Мы танцевали, проваливаясь в песок. Как тяжело танцевать на песке. Прямо как сейчас».

Но спектакль говорит не только (и не столько) о трудностях попавших в беду. Зрителям предстает история преодоления. Преодоления болезни, непонимания между близкими, собственной зацикленности.

Жизнь Ани становится бесконечным преодолением. Множество экспериментов (в первую очередь с питанием, формированием нового образа жизни), к которым она подключает своих близких, показаны в нескольких эпизодах. Вот Женя сопровождает любимую в походе за козлятиной. Вот он соглашается брать воду из источника. Вот он же ловит лягушку для Ани, которая решила, что лягушачьи лапки могут ей помочь. Каждая из этих сцен показана с юмором и оптимизмом, а все вместе они говорят о том, как сложно людям обрести взаимопонимание.

Так и с мамой. Прожившая жизнь, уверенная в том, что у дочки все должно быть «как у людей», мама то упрекает Аню за бесконечные эксперименты, то решает за нее глобальные для дочери вопросы: работать или нет, как жить дальше. Бунт героини говорит не о болезни или выздоровлении, он отвечает на вневременной вопрос о смысле жизни, о форме существования. Аня хочет все решать самостоятельно, чтобы не было повода винить в сделанных ошибках кого-либо, кроме себя.

На сцене – три актера. Но в спектакле оживает еще одно действующее лицо – умерший в больнице Саша, первая любовь Ани. Его лицо появляется на экране (снимался Дмитрий Стратан) и выражает целую гамму эмоций: сочувствие Ане, желание поддержать ее, радость за каждое ее достижение. Даже в самые сложные моменты своей жизни героиня не одна, она постоянно чувствует поддержку – и не только на земле, где рядом остаются мама и муж, но и на небе.

Поэтому чудо, произошедшее в конце: абсолютное выздоровление от смертельной болезни и рождение ребенка, – оказывается, можно сказать, заслуженным. Правда, заслужить чудо можно не страданием и верой в него – этого мало. Чудо приходит лишь к тому, кто не просто ждет его, но к тому, кто сам сделал все для этого чуда…

Спектакль в целом рассказывает о вечных вопросах человека: как и зачем жить, чего стоит отдельный человек в мироздании, почему не каждому оказывается по плечу загадка жизни. Оказывается, ответ прост. Нужно отринуть стереотипы и жить своей жизнью. Нужно любить все окружающее: людей, далеких и близких, каждый прожитый миг, неважно, из далекого он прошлого или едва произошел. «Живите, живите, живите», – говорит спектакль. И тогда счастье придет само. 

Зоя Дякина, фото Александры Сониной

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям