Орелстрой
Свежий номер №33(1237) 20 сентября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Специально для "ОВ"

Шкала измерения творчества

08.10.2013

В богемной среде грядут большие перемены. Людей искусства и слова могут обязать проходить творческий конкурс раз в пять лет. И первые, кто попадет под раздачу, – актеры театров. Соответствующий законопроект готов и почти утвержден, но пока к нему больше вопросов, нежели ответов. Помочь корреспонденту «ОВ» разобраться в сложившейся непростой теме согласился заместитель председателя Союза театральных деятелей России Геннадий Смирнов.

Театральное закулисье

– Геннадий Александрович, творческая общественность взбудоражена законопроектом, о котором мы собираемся поговорить. Но действительно ли все так страшно, как нам кажется?

– Пожалуй, нет. И зря по этому поводу сейчас многие переживают. По большому счету в законопроекте нет ничего нового, это не переворот и тем более не революция в творческой среде.

– Так в чем же его суть?

– Дело в том, что процедура переизбрания и конкурсного назначения творческих кадров существует в театре столько, сколько существует сам театр. И в преподавательской среде тоже. Регулировали этот процесс всегда приказы Министерства культуры. Теперь все будет узаконено и внесено в Трудовой кодекс. Если работник проходит соответствующий конкурс, к нему отпадают все вопросы на ближайшие пять лет.

– А если нет, что дальше?

– Это же не конец света. Всегда можно пойти в другой театр, где ты будешь востребован. Другой вопрос – меры социальной поддержки. Александр Калягин (председатель Союза театральных деятелей России. – Прим. ред.) неоднократно говорил, что данное новшество может привести к множественным увольнениям, что, в свою очередь, должно сопровождаться некой страховкой для человека. К примеру, существенные компенсационные выплаты или предложение другой работы, не связанной с артистической деятельностью: гример, помощник режиссера, звукорежиссер… В театре задействовано множество различных специальностей и специалистов. Кроме этого необходимо позаботиться о наших пенсионерах. Ведь и они могут быть уволены. Нужно предусмотреть какую-то систему надбавок к пенсии, пусть не ежемесячных, а ежеквартальных, но при этом регулярных и постоянных. А если просто оставить все как есть и, как говориться, не подстелить соломки, это может вызвать бурю вполне оправданного недовольства.

– Значит, данный законопроект – вопрос решенный?

– Можно и так сказать. Буквально на прошлой неделе произошло его обсуждение с участием комитета по культуре, и он был рекомендован для принятия Госдумой в первом чтении. Вместе с тем было решено провести парламентские слушания с более широким представительством. Где уже будут присутствовать члены профсоюзов, театральных организаций, театров. Вот они как раз и попытаются учесть все возможные негативные последствия для тех, кто не пройдет конкурс.

Неволчий билет

– Как бы не возникла путаница, ведь большинство воспринимает это все-таки как аттестацию…

– Да, я с вами полностью согласен. Все дело в некорректных комментариях некоторых журналистов, которые предполагаемые поправки в Трудовом кодексе называют аттестацией. Это в корне неверно. Ведь конкурс – это все-таки более демократичный подход к вопросу. А вот аттестация предполагает конкретное определение квалификации работника и его увольнение в связи с профнепригодностью. Чувствуете разницу?

Что же касается нашего с вами вопроса, то речь идет лишь о востребованности конкретного артиста в репертуаре конкретного театра, причем в рамках определенной перспективы – в этом сезоне или следующем. Бывает, что актер (а ведь он может быть и заслуженным, и народным, и лауреатом всех премий) не получает ролей и просто не переизбирается на новый срок. В таком случае вполне возможно, что он будет востребован в другом театре.

– А не сложится ли такая ситуация, что если артист не востребован в родном театре, то его не возьмут и в другой. То есть он получит своеобразный волчий билет.

– Я так не думаю. К примеру, что у нас сейчас происходит с преподавателями, не прошедшими конкурс? Они же не остаются без работы. Они просто идут работать в другой вуз или в техникум. Выход всегда можно найти. Переизбрание, поверьте, это нормальная творческая процедура, которая, кстати, существует во всем мире. Все же слышали и знают про кастинги. По сути, это и есть своего рода кастинг. И артист должен быть готов к тому, что ему придется в нем участвовать. Ничего плохого тут нет. Это даже может пойти на пользу, заставит человека думать и стремиться к поддержанию творческой формы.

– Геннадий Александрович, а как настроены сами артисты?

– На сегодняшний день они разделились на две группы, да это, собственно, и немудрено. Дело в том, что сейчас очень многие, и в большинстве своем это молодые актеры, работают на условиях срочного трудового договора, иначе говоря контракта. Поэтому их грядущая процедура вообще не коснется. А затронет она исключительно тех, кто работает на условиях бессрочного трудового договора. Вот они-то как раз волнуются по этому поводу. Хотя наш Союз совместными усилиями с Министерством культуры старается помочь понять суть происходящих перемен и тем самым перевести ситуацию из сферы эмоциональной в конструктивное русло.

А судьи кто?

– И все же за кем останется последнее слово – годен или не годен?

– По сути, режиссер или художественный руководитель определяет художественную программу театра и его репертуарную политику, естественно, он же и распределяет роли и определяет занятость того или иного артиста.

– Значит, все-таки от решения режиссера и его, быть может, личностного отношения будет зависеть театральная судьба человека?

– Глупо отрицать, доля субъективности всегда присутствовала и присутствует в оценке результатов творческого труда. От этого никуда не денешься. Именно поэтому, чтобы несколько сгладить элемент субъективности, будут назначаться так называемые конкурсные комиссии, в состав которых войдут представители театра, трудового коллектива, профсоюза, Союза театральных деятелей. В конечном итоге от их коллективного решения и будет зависеть судьба артиста в данном конкретном театре на перспективу.

– Режиссеры будут проходить подобный конкурсный отбор каждые пять лет?

– Естественно. А вот художественный руководитель, если он был назначен на должность управлением культуры, переизбранию не подлежит. В этом нет необходимости, поскольку все художественные руководители, как правило, работают на условиях срочного трудового договора, а, кроме этого, трудовой договор с руководителем (директором, худруком) может быть расторгнут в любой момент до истечения срока по решению учредителя даже без объяснения причин, как это и написано в Трудовом кодексе РФ.

– А что ждет провинциальные театры? Кто там будет оценивать и принимать решение?

– В регионах тоже есть профсоюзы (областные, краевые, республиканские, городские комитеты профсоюза работников культуры) и региональные отделения СТД РФ (их у нас 75, практически в каждом субъекте РФ). Вот их представители и войдут в составы конкурсных комиссий провинциальных театров.

– Геннадий Александрович, вам не кажется, что еще слишком много «но»? Не рано ли заговорили о принятии законопроекта?

– Любой закон затрагивает чьи-либо интересы. И те, чьи интересы могут быть затронуты, всегда будут выступать против. А наше дело искать аргументы за. Чем мы, собственно, и занимаемся.

Биография 

Геннадий Александрович Смирнов

Учеба:

В 1965 г. окончил школу.

В 1980 г. окончил ГИТИС/Российская академия театрального искусства (театроведческий факультет).

В 1997 г. окончил МГИМО МИД РФ.

Работа:

В 1969–1976 гг. – артист Красноярского краевого театра драмы им. А.С. Пушкина.

В 1976–1989 гг. – заместитель директора, директор Псковского академического театра драмы им А.С. Пушкина.

В 1989 –1999 гг. – начальник управления в Министерстве культуры РСФСР, РФ.

С 1999 г. по сегодняшний день – заместитель председателя Союза театральных деятелей России.

Комментарий:

Сергей Храмов, генеральный инспектор труда Союза профсоюзов России

Еще предстоит многое решить. К примеру, творческий конкурс должен проводить художественный руководитель, хотя де-юре работодателем считается директор театра. Есть еще ряд моментов... Таким образом, я выступаю категорически против этого законопроекта.

 Беседовала Катерина Григорьева 

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям