Орелстрой
Свежий номер №33(1237) 20 сентября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Закулисье

Сезон закончен? Сезон продолжается!

25.06.2012

И это подтверждает руководитель муниципального театра имени М.М. Бахтина, заслуженный артист России Валерий Симоненко, поделившийся с «ОВ» своими размышлениями о непростой  судьбе российской культуры в целом и провинциального театра в частности и поведавший о собственных творческих планах.

Под знаком Бахтина

– Валерий Иванович, «Русский стиль» – единственный театр в Орле, который открыт для зрителя почти до конца июля. Это вызвано финансовыми проблемами?

–  Не только. Просто театр верен своему предназначению. Он открывался  для того, чтобы вносить вклад в духовную атмосферу города. И когда отдыхают культурные учреждения, мы должны продолжать работать для своего зрителя. Поэтому пока рано говорить о закрытии сезона.

– Но подвести предварительные итоги, поразмышлять о путях развития театра, его проблемах и о том, что вас сегодня тревожит, все же можно?

– Этот сезон мы посвятили нашему выдающемуся земляку Михаилу Бахтину, имя которого с гордостью носим. Наша задача – не только пропагандировать наследие ученого, но и реализовывать его идеи на практике. Зритель, посещающий театр, впервые знакомится с жизнью и деятельностью Бахтина, а также с нашими «бахтинскими» творческими поисками.

Художник Анна Назарова и заведующий постановочной частью Алексей Хапков любовно оформили экспозицию в фойе, которую завершают экспонаты: книги, посвященные Бахтину, пишущая машинка того времени, когда он творил, и персонаж Средневековья – эпохи, культуру которой исследовал ученый. А еще удивительная скульптура, созданная в мастерской Леонида Амелехина и его супруги, актрисы нашего театра Валентины Заболотской. Это произведение искусства стало для нас талисманом, добрым домовым, а зритель его окрестил Семеном Семеновичем, и, войдя в театр,  спешит поздороваться с ним и даже сфотографироваться. Идеи Бахтина о народном сознании и смеховой культуре Средневековья воплотились в нашей премьере «Похвала глупости».

Мы продолжали разрабатывать собственную методологию работы над спектаклем, старались по-бахтински вслушиваться в тексты, строить диалоги, создавать полифонический строй в премьерах сезона: «Дом сумасшедших» по пьесе Эдуардо Скарпетта и возобновленной постановке «Дневник гейши» по рассказам Акутагавы.

– А какой смысл  возвращаться к спектаклю прошлых лет?

–  Акутагава – материал вечных проблем, он неисчерпаем, болит в тебе, как совесть, поэтому невольно к нему возвращаешься.  Мы не реставрировали спектакль, он звучит по-другому. Актеры вносят в него груз своих сегодняшних размышлений. Зритель меняется, и классика не должна выпадать из репертуара. К тому же спектакль этот противостоит зрительскому клиповому восприятию. В «Гейше» – традиционно медленные для японцев ритуалы чаепития, диалога, пластики, поэтому зритель вынужден всматриваться, вслушиваться, идти за действием. Кому это удается, тот получает радость сотворчества. Мы представили эту работу на Международный фестиваль LUDY, получили диплом за  глубокое проникновение в материал от нашего Союза театральных деятелей и дорожим этим. А еще жюри отметило «Гейшу» за лучшую сценографию.

Выход есть

– В спектакле этом много символики, она не всеми считывается. Вам не кажется, что надо упрощать театральный язык для провинциального зрителя?

–  Не кажется. Дело не в провинциальности орловцев. В России исчезает качественная аудитория: зрители, читатели, способные воспринимать произведения, требующие внутренней работы, специального образования, чутья и индивидуального опыта, навыков считывания символических форм. Только что я познакомился с печальными фактами российского культурного процесса: количество концертов классической музыки за пятнадцать лет уменьшилось в восемь (!) раз, на вернисажи приходит почти вся потенциальная публика, и только 37 процентов российских граждан читают «одну и более» книг в год. Уменьшается аудитория кинотеатров...

Вы думаете, дело в том, что надо научить людей понимать языки искусства? Нет! Речь идет о выращивании «второго народа», жителей новой России. Стыдно ассоциироваться с мировыми лидерами лишь по величине подросткового суицида, потреблению тяжелых наркотиков, разводам и убийствам на дорогах. Мне кажется, страна стоит на пороге стремительно надвигающейся катастрофы. У нас очень мало времени, чтобы взять курс на духовное возрождение.

– Так что, выхода нет?

– Есть!  Для этого нужно очень серьезно заниматься культурной политикой. Принять, наконец, закон о культуре.  У нас укоренилось понятие культуры воспринимать либо как вид досуга, либо как идеологию, пропаганду, либо как нечто священное, связанное исключительно с великими именами и датами, с тем, что не имеет прямого отношения к настоящему. Храм, музей, кафедра… Но не важнейшая часть жизни. У нас господствует понимание культуры как специфической, но услуги. Успех измеряется сегодня величиной рейтинга и количеством проданных билетов.

Культура постепенно переводится на самообеспечение. Ведь это как если бы войска стратегического назначения перешли на хозрасчет… Населению предлагается платить за культуру, как за туризм. Но в этом случае она перестанет быть общедоступной.

Взгляд в будущее

– Валерий Иванович, возвращаясь к вашему театру. Что для «Русского стиля» сегодня главное: зритель, герой, какая-то тема?

– Всё. Поймите, невозможно отделить то, чем мы мучаемся, от наших дел. Мы входим в зону, когда важна попытка осознать, что такое свобода человека, как он должен сегодня жить в мире текучих истин и двойных стандартов. На эти темы мы будем вести разговор со зрителем в предстоящем сезоне. Один из наших важнейших творческих проектов – «Писатели-орловцы. Классика». Мы хотим начать с пьесы Максима Горького «Егор Булычов и другие».

– Почему вдруг Горький, который не жил в Орле?

– Бахтин учит нас расширять границы восприятия. Горький стоял у истоков творчества писателей-орловцев. Он сам писал о нашем городе, помогал начинающим литераторам публиковаться в альманахе «Знание», рекомендовал их произведения в литературных кругах. Поиски Горького, его идеи оказали огромное влияние на наших писателей, служили предметом осмысления, будили их творческую мысль, заставляли не только что-то принимать горьковское, но и отталкиваться от него в поисках собственных путей. А «Булычов», в свое время взбудораживший общественную мысль в России, актуален как никогда. Олигарх Булычов, осмысляющий прошлое, страдающий, всматривающийся в туманное будущее, – фигура современная.

– Вы уже давно вынашиваете идею постановки «Булычова». Когда мы увидим спектакль? И немного о будущем.

– Проект затратный, нужны средства. Они заложены в финансовом плане нашего учредителя. Как только их получим, приступим к работе. А пока начали репетировать Леонида Андреева, потом нас ждет встреча с замечательной пьесой Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», которая продолжит наши идейные поиски. Конечно, получит развитие в следующем сезоне наша работа по эстетическому воспитанию маленьких горожан, будет фестиваль «Волшебный фонарик». Проект «Диалоги в Русском стиле»,

как и раньше, привлечет зрителей к тому интересному, что появится на обочине культурного Орла. Театр порадует своих друзей новыми самостоятельными и внеплановыми актерскими работами, выставками и творческими встречами. И, конечно, мы примем участие в работе фестивалей LUDY и «Святой Георгий». И еще много чего интересного произойдет в театре «Русский стиль». Но это в следующем сезоне, а пока – сезон продолжается!

Беседовала Людмила Васильева

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям