Орелстрой
Свежий номер №33(1237) 20 сентября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Коммунальная страна

Сергей Сиваев: «Реформирование ЖКХ требует долгосрочных правил игры»

16.03.2012

На минувшей неделе в Москве прошла вторая конференция для руководителей региональных СМИ, организованная известной общественной организацией АРС-ПРЕСС совместно с Общественной палатой РФ и государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию ЖКХ. Одной из центральных, а по сути самой злободневной темой мероприятия стала ситуация в жилищно-коммунальной сфере. О том, что ждет ЖКХ страны в ближайшие годы, кто должен выступать оператором модернизации этой сферы и когда закончатся деньги в Фонде реформирования ЖКХ, читайте в интервью с членом наблюдательного совета госкорпорации, директором направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города» Сергеем Сиваевым.

Богатые платят меньше

- Сергей Борисович, ситуация в сфере ЖКХ в нашей стране – не только болезненная, но и существенно политизированная тема. Это заметно и по частотности задаваемых населением вопросов, и постоянной активности самих политиков на этой ниве. Что лежит в основе этой тенденции?

- Начну с того, что одна из главных проблем нашего коммунального хозяйства - критический износ основных фондов. И в водоснабжении, и в теплоснабжении сегодня он почти везде превышает 60 процентов. Пик аварийности по ряду причин пришелся на начало 2000-х. Примерно в 2003 году политическим решением на спасение «коммуналки» были призваны «олигархические» деньги. Первые проекты государственно-частного партнерства (ГЧП) были связаны с именами Вексельберга, Дерипаски, Чубайса и Потанина. Это дало временный эффект, и аварийность пошла на спад, а теперь опять начинает расти. Причина в том, что сегодня тарифы зажаты до того, что денег на плановую замену сетей почти нет.

Помимо этого не стоит забывать и о такой непростой проблеме, как существенный разрыв между доходами населения. Периодически увеличивающиеся суммы в квитанциях на оплату услуг ЖКХ для населения страны с высоким доходом не столь значимы. Другое дело люди, обладающие меньшими финансовыми возможностями, а их абсолютное большинство. И это при том, что нередко богатые платят за коммунальные услуги меньше, чем бедные, потому что живут в новых домах, снабженных современным оборудованием и счетчиками. Все это усугубляет ситуацию, а следовательно, усиливает социальный протест.

- По сути, этот протест заставляет федеральные власти постоянно ускорять процесс реформирования, вкачивать огромные деньги в эту сферу, которых, с одной стороны, все равно недостаточно, а с другой - эти средства ведь еще нужно эффективно распределять и контролировать. Это обстоятельство, насколько я понимаю, и стало одной из причин создания в 2007 году Фонда содействия реформированию ЖКХ. Однако теперь мы слышим, что его деятельность может быть свернута.

- Работа Фонда не может длиться вечно, но о ее сворачивании речь пока не идет. Как известно, Фонд занимается двумя видами деятельности. Первая – переселение из аварийного жилого фонда, она точно будет продолжена до 2015 года включительно, сейчас уже готовятся изменения в 185-ФЗ. Новая идея заключается в том, чтобы стимулировать переселение из аварийного жилого фонда на условиях некоммерческого найма. Он отличается от социального, бессрочного найма, то есть платежи будут чуть выше. Мы рассматриваем ликвидацию аварийного жилого фонда за счет государства как некую конечную задачу, так как государство не может бессрочно решать эту проблему.

Что касается второго направления деятельности фонда – капитального ремонта, грустная новость состоит в том, что пока правительство определилось после 2013 года денег на это не давать.

Нечастный интерес

- Но ведь эта и другие проблемы никуда не денутся, их все равно придется решать при помощи вложений из тех или иных бюджетных или внебюджетных источников. Можно ли назвать панацеей в этом случае ГЧП? Что оно собой представляет?

 - Главная задача для чиновников, предпринимателей и экспертов на сегодня – это изменение инвестклимата в «коммуналке». А главная модель, на которую делается политическая ставка, как раз ГЧП. Классическое значение ГЧП – это привлечение денег бизнеса к решению тех задач, которые до этого решала власть.

 - Да, но ведь нужно учитывать, что называется, российскую специфику. Большая часть коммунальных фондов находится в собственности муниципалитетов, а частники лишь заключают договоры аренды с этими сетями, котельными, водокачками пользуются и извлекают выгоду, почти ничего не вкладывая. Как с этим быть?

- Действительно, у нас в стране идут два противоречивых процесса: приватизация инфраструктуры и ГЧП. По теплу у нас уже больше 50 процентов фондов приватизировано. По воде процентов 15. Причем здесь есть случаи, когда приватизация носит формальный характер, то есть, к примеру, бывшие муниципальные водоканалы преобразованы в ОАО, имущество пущено в уставные капиталы, а 100 процентов акций находится в собственности муниципалитетов. То есть юридически сети частные, но, по сути, находятся в собственности государства.

 - В Орле следователи как раз разбираются в хитросплетениях такой истории с передачей в аренду частной фирме городских теплосетей. В итоге и бывшее муниципальное, и это частное предприятие-арендатор сегодня на грани банкротства, в сети не вложено ни копейки, и пока неизвестно, кто будет заниматься отоплением города следующей зимой.

 - И в вашем, и в иных случаях главный вопрос один: улучшает ли частник в системе ГЧП качество услуг? Ответ: по большому счету, ничего вообще не меняется. Прецеденты, когда частники привлекают деньги в обновление основных фондов, слишком редки. И другой важный вопрос: частник ли в этом виноват? Ответ грустный: у него не было объективных возможностей что-либо существенным образом изменить. Одна из причин тому - полная невнятность тарифной политики. Пока у нас нет долгосрочных правил игры и пока никто не знает, какие тарифы будут завтра-послезавтра, никто не будет вкладывать деньги в эту сферу.

ГЧП нам не поможет?

- Что вы имеете в виду, когда говорите, что ситуация в сфере тарифов непредсказуема?

 - Есть два аспекта, почему так получается. Пока у нас тарифы регулируются политическим решением первых лиц страны, никаких долгосрочных планов в этой связи строить нельзя. Надеюсь, эта политика поменяется после выборов, потому что долго так не может продолжаться.

Ведь на сегодняшний день в сфере российского коммунального хозяйства частник в формате договора ГЧП, по сути, регулируется как монополист. Но получить контракт этот частник может только на основании тендера. А любой тендер – это соотношение решаемых задач и их стоимости. Поэтому, говоря о договоре ГЧП в коммунальном секторе, было бы логично поставить вопрос: у меня есть такие-то задачи, а вы предложите цену решения этих задач. Что такое цена решения? Это и есть тариф. То есть ГЧП дает все предпосылки для того, чтобы тариф торговался на конкурсе.

 - Конечно, с ограничениями в предельном значении тарифа, которые выставляет организатор конкурса, то есть публичная власть?

 - Конечно. Но это - идеальная модель. А у нас что происходит? В договоре ГЧП тарифы не торгуются, то есть будущая доходная база частнику неизвестна, а если нет доходов, то нет и обязательств. Получается система «пустых» договоров ГЧП. Соответственно, правильный тезис о том, что ГЧП нас спасет, на практике не работает.

-  А как бы вы оценили вариант государственно-частного взаимодействия в рамках возрождения единых расчетно-кассовых центров? Сегодня, в том числе в Орле, об этом много говорится.

 - Отношусь к этому процессу резко отрицательно. Ведь, по сути, это уход от экономических договорных отношений и возврат к сугубо административной модели. РКЦ сейчас почти по всей стране начинают распространяться, одна из их функций – расщепление платежей. Это не исполнение договора, не реальные дела, а административная дележка денег, наших с вами денег, под чиновничьим присмотром.

Наталья Балакирева

Справка «ОВ»

Сергей Борисович Сиваев - директор направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города» (г. Москва), член Наблюдательного Совета Фонда содействия реформированию ЖКХ, доцент Высшей школы экономики.

Образование

Московский химико-технологический институт, кандидат технических наук.

Работа

С 1979 по 1992 год трудился в научно-производственном объединении «Полимерсинтез» в г. Владимире. С 1990 по 1992 год - депутат городского Совета, с 1992 по 1994 год – первый зам. главы администрации г. Владимира. С 1994 года - разработчик ряда законодательных и нормативных актов в сфере ЖКХ, автор ряда проектов и программ федерального значения.

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям