Орелстрой
Свежий номер №9(1109) 22 марта 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Специально для "ОВ"

Сергей Шнуров: «Нужно воспитывать в детях чувство вкуса»

19.10.2016
Лидер группы «Ленинград» Сергей Шнуров давно снискал славу российского короля эпатажа. Он поющий сатирик, регулярно сочиняющий острые композиции на злобу дня, причем частенько с использованием лексики, именуемой ненормативной. Но в нашей беседе Сергей (который в новом телесезоне вместе с Софико Шеварднадзе ведет на Первом канале телепередачу «Про любовь») раскрылся с неожиданной стороны. Мы с удивлением узнали, что вне сцены и экрана, в обыденной жизни музыкант – любящий и заботливый отец, большой знаток философии и литературы и обладатель тонкого чувства юмора. Мы с удовольствием поговорили с Сергеем о русской поэзии, воспитании детей. И о его любимом герое – поросенке Хрюше из передачи «Спокойной ночи, малыши!».
 
Искусство и цензура
– Сергей, еще недавно вас обвиняли в том, что ваша песня «В Питере – пить» является пропагандой алкоголя. И вот прокуратура официально объявила, что это не так. Какова была ваша реакция?
– Я обрадовался, что в прокуратуре есть вменяемые люди с прекрасным чувством юмора. Поймите, не все искусство – пропаганда. Я уже давным-давно говорил, что и книги не нужно воспринимать как инструкцию или объяснительную. Тогда, простите меня, получается, что Гете пропагандирует связь с сатаной. Давайте запретим его.
– А в чем тогда смысл песни «В Питере – пить»? О чем она?
– Моя песня – преодоление строчки Андрея Вознесенского: «Питер питерпитерпитерпи терпи», где Питер привязан к слову «терпи», где Питер – город без надежды, город страдания, он показан абсолютно серым. Я эту конструкцию попытался разрушить. И мне кажется, что это удалось. Вы говорите «Питер» – и сразу возникает ассоциация со словом «пить». И слава богу! Ведь это город-праздник.
– Вы сами не раз сталкивались с цензурой. К чему, на ваш взгляд, ведут запреты?
– Все запреты ведут только к одному – к изощренности ума.
– Сергей, и все же: то вы исполняете композиции такого рода, как «В Питере – пить», то становитесь автором песни-заставки к детской программе «С добрым утром, малыши!». Многие видят в этом некий диссонанс.
– А что тут такого? Одной рукой – одно, другой – другое. Это никак не мешает. Да и все эти обвинения в пропаганде… Опять же, вы знаете, прокуратура сказала, что все хорошо. А прокуратуре надо верить.

Шнур – детям
– Расскажите о том, как создавалась песня. Какие задачи перед вами были поставлены заказчиками?
– Задача была сформулирована довольно просто: песня должна быть в качестве будильника, то есть надо было сделать «бодрячок». Это то, что утром первым услышат и дети, и не дети. Она должна бодрить, веселить, поднимать с кровати и так далее. Мне сразу было ясно, что это должна быть мажорная гармония, довольно бойкий ритм и немного слов, поскольку с утра много слов никому не нужно, они только раздражают. Это вам не «Спокойной ночи, малыши!», где можно размеренно рассказать, что «спят усталые игрушки». С утра подобные речевые обороты неуместны.
Я написал вначале один куплет, думал сделать стандартную структуру «куплет–припев–проигрыш». Потом понял, что не укладываюсь во время, потому что она должна звучать 30 секунд или минуту. Поэтому я сделал песню, состоящую из трех припевов. Мне кажется, что она получилась. Надеюсь, что детишкам ее слушать не страшно. Хотя я знаю, что многие дети любят «Ленинград», несмотря ни на что. И воспринимают мой голос как некоего Бармалея, что мне дико приятно.
– А по времени придумывали ее долго?
– Сочинил я ее очень быстро. Это как одна минута – и вся жизнь. Но попросили меня заняться ее разработкой месяцев девять назад, и работать я начал не сразу. Сначала у меня не было времени, потом нужно было разобраться с тем, что слушают дети, к чему они привыкли. Я изучил то, что писала для какого-то мультика для детей группа «Offspring», потом вспомнил «Короля Льва» и подобные вещи… Наша группа очень серьезно подошла к этому заданию. Я уже давно не помню таких сосредоточенных лиц у музыкантов. Чтобы трубач мне восемь раз сказал: «Нет, перепишу трубу – я здесь не очень хорошо сыграл».
Когда мы писали эту песню, я подумал, что, может быть, мы созреем и для детского альбома. А почему нет? Детьми в этом плане мало кто занимается. И приходится это делать таким неоднозначным и одиозным персонажам, как я.
– То есть пока у вас только одна детская песня?
– У меня есть три песни. Они абсолютно детские. Я их еще почти никому не показывал, только самому узкому кругу. Скажу, что детям они нравятся. Но этот альбом надо к чему-то приурочить. А, может быть, я их просто подарю детскому телеканалу, да и все…
– Известно, что и эту песню-заставку вы написали бесплатно. Почему согласились на такое условие?
– Я многое делаю бесплатно, к своему сожалению. Понимал, что вряд ли кто-то из российской эстрады создаст что-то действительно энергичное. Поэтому я согласился. Про грустное, про размышления, про несчастную любовь, про крутизну – про это многие могут написать. А вот создать энергичное – нет. А я пропагандист хорошего настроения!
 
Тонкости воспитания
– Кстати, какой персонаж из программы «Спокойной ночи, малыши!» ваш любимый?
– Мне всю жизнь нравился Хрюша. Он привлекал меня своим хулиганством и свинством.
– Вы автор песни для этой передачи. Но если бы вдруг оказались на месте Николая Валуева – стали ведущим программы, чему хотели бы научить детей?
– Если судить по моим детям, то чему-то, видимо, могу научить: одна – студентка философского факультета, а второй показывает какие-то выдающиеся результаты по математике.
– У вас и дети такие талантливые! А вы их били ремнем в воспитательных целях?
– Нет, детей никогда не бил.
– А что делать, если дети не слушаются, отбились от рук? Как опытный отец, скажите, как их воспитывать?
– Да разные дети бывают. В этом вопросе нет никакого шаблона. Это вам не логарифмическая линейка.
– Тогда такой вопрос. Сейчас дети довольно рано начинают ругаться, в том числе употреблять нелитературные выражения. Как можно их отучить от этой привычки?
– Нужно воспитывать в детях чувство вкуса, чувство такта. Это самое главное. Есть такое слово – уместность. Оно должно присутствовать во всем. Есть вещи уместные где-то, есть вещи неуместные. Вы же не можете не ходить в туалет, но делать это на стул некрасиво, правильно? Вот и все.

Биография
Сергей Владимирович Шнуров (Шнур) – российский музыкант, телеведущий, художник и композитор.
 
Родился
13 апреля 1973 года в Ленинграде (СССР).
 
Образование
Учился в Ленинградском инженерно-строительном институте и реставрационном лицее («путяге»). Получил специальность реставратора произведений из дерева 4-го разряда. После учебы в лицее поступил в Теологический институт на философский факультет, где проучился три года.
 
Карьера
Работал грузчиком, сторожем в детском саду, стекольщиком, кузнецом, столяром, дизайнером в рекламном агентстве, ассистентом на съемках видеоклипов, промоушн-директором на радиостанции «Модерн».
В 1991 году стал музыкантом. Начал с проекта «Алкорепица» (первый российский хардкор-рэп-проект). Затем был коллектив электронной музыки под названием «Ухо Ван Гога». 9 января 1997 года появилась группа «Ленинград». А 26 сентября 2008 года создал группу «Рубль». Выпустил два сольных альбома. Кроме того Шнуров пишет живописные полотна. Занимается озвучиванием аудиокниг, героев мультфильмов и фильмов. Известен как телеведущий.
 
Признание
Многократно был номинирован на премию «Топ 50. Самые знаменитые люди Петербурга», и в 2009 году взял премию как самый знаменитый петербуржец в номинации «Музыка». В 2016 году стал человеком и музыкантом года по версии журнала GQ.
 
Семья
Первая жена – Мария Исмагилова (дочь Серафима 1993 года рождения); вторая жена – Светлана Костицына (сын Аполлон 2000 года рождения); третья жена – Елена (Матильда) Мозговая, с 2010 года. В течение нескольких лет сожительствовал с актрисой Оксаной Акиньшиной.
Екатерина Шитикова, фото Вадима Тараканова

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям