Орелстрой
Свежий номер №44(1246) 13 декабря 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Святой источник

Серебряный монохром

06.08.2014

В конце девяностых годов прошлого века в галереях столицы, словно окна в другой мир, засияли серебристым светом картины монохромной живописи. Это искусство, уходящее корнями в традиционную китайскую и японскую живопись суйбокуга (кит.) и суми-э (яп.), явилось открытием того непознанного, которое человек, видевший все в цвете, просто не знал.

Буддийские мотивы

Живопись суйбокуга – искусство, возникшее в Китае во времена династии Сун и завезенное в XIV веке в Японию буддийскими монахами секты дзен. Это тип монохромной живописи, в которой присутствует только черный цвет и широкая гамма серых цветов туши, растворенной в воде. Все это кажется лишь делом техники, однако очень важен при этом философский смысл.

Вобрав в себя мистический дух буддизма, этот вид искусства в художественной форме воплотил его основные мотивы. Простые черные линии, нанесенные на белую бумагу, могут представлять собой сложную модель, подобно тому, как в дзен несколько произнесенных слов могут быть результатом многих часов медитации. В задачу художника не входит фотографически точное воспроизведение действительности, он отбрасывает все то, что его не интересует, а изображает природу такой, какой она рисуется в его воображении, воплощая самую ее суть.

Монохромность предлагает мастеру нескончаемый выбор тональных вариантов. Иногда допускается использование настоящих цветов, но ограничивается тонкими, прозрачными мазками, которые всегда остаются подчиненными линии, исполненной тушью. Живопись тушью разделяет с искусством каллиграфии такие существенные характеристики, как жестко контролируемая экспрессия и техническое мастерство формы. Качество живописи тушью сводится, как и в каллиграфии, к целостности и сопротивлению на разрыв проведенной тушью линии, которая как бы держит на себе произведение искусства, подобно тому, как кости держат на себе ткани.

Художник-созерцатель

Как говорит наука, многие земные существа видят только в монохроме, то есть в серо-черном цвете. И тем более удивительно открытие древних китайских и японских мастеров живописи – монохром, раскрывающий перед зрителем еще одну сторону окружающего мира.

Ярким представителем искусства монохромной живописи является орловский художник Игорь Медведев, широко известный за пределами России. В его творческих работах российские и зарубежные искусствоведы видят не только понимание тонкой многогранности окружающего, но и умение вести деликатный диалог со зрителем, увлекая последнего в мир созерцания и размышления.

Художественный талант Игоря Медведева открылся еще в детстве: художественная школа, Пермский художественный институт, затем институт имени Репина – уже тогда сформировался стиль живописи молодого живописца, а именно: постоянный поиск себя в потоке времени. В разные годы художника увлекали и разработка интерьеров, и изготовление витражей, и резьба по дереву, и монументальная живопись, и, конечно, станковая живопись. Все пережитое, прочувствованное позволило ему создать ряд выдающихся произведений, которые разошлись по всему миру: Испании, Франции, Германии, Мексике, Китаю, США.

В монохромной живописи, работая мастихином и масляными красками по холсту, Игорь Медведев достиг таких высот, что картины его стоят в одном ряду с работами знаменитых современных японских живописцев стиля суми-э. Все его полотна, выполненные в серебристых тонах монохрома, завораживающе таинственны, они заставляют оценить красоту и мощь окружающего мира, данного нам свыше, и задуматься о скоротечности земного бытия, поразмышлять над тем, что делает человек с этим миром на маленькой планете в огромном космосе. Картины художника колоритны, замечательны поиском высокого видения предметов, природы и человека.

С цветом и без

На выставке Игоря Медведева в галерее живописи «Арбат» представлены многие его работы, выполненные в монохроме, – строгие по рисунку, с полупрозрачным фоном, доработанные лессировкой: картины «Парусник», «На зорьке», «Отражение», – воспевающие красоту мощного и одновременно хрустально-хрупкого севера с его громадами скал, бездонными ледяными водами и бесконечными снегами; «Фламинго» – уносящая зрителя в сказочный мир жаркого дыхания юга; «Орловские вести» – словно старинная фотография, нежный образ, ускользающий в туманах времени. А ведь изображены две девушки из XIX века, встретившиеся у Дворянского гнезда, наверное, не спеша, обсуждающие городские новости, кокетливо поглядывая друг на друга. Столько здесь тепла, столько радости бытия, что невольно хочется послушать их щебетание.

В некоторых работах Игорь Медведев вводит прием добавления цвета, как, например, в картине «Тополиный пух», где благодаря такому способу художник добивается дыхания безмятежности бытия под ласковым солнцем.

Особенно хочется отметить полотна художника, посвященные древней истории Орла. Много лет изучая тома исторической литературы и архивные документы, художник создал картины, повествующие о суровых временах, когда Русь подвергалась нападениям кочевников. Работы с любовью рассказывают о наши предках, которые в тяжелейших трудах и сражениях создали и отстояли Родину, благодаря им теперь живем мы. Картины художника напрямую обращаются к нам, потомкам древних русичей, прося сохранить и отстоять родную землю.

Совсем по-другому звучат работы, созданные художником в Венеции, где он много писал с натуры: бесконечная игра красок и света. На этих картинах сама бьющая через край жизнь солнечной Италии.

Присущая художнику недосказанность особенно сильно проявляется в последних его работах в стиле модерн. Картина «Полуденный зной», на первый взгляд кажущаяся недописанной, являет образ и ощущение бесконечного движения мудрой, благословенной красочной и беззащитной природы.

Волшебная сила живописи

Создавая ту или иную работу, художник часто увлекается темой, пытаясь проникнуть во все разнообразие ее тонкостей и в процессе создавая серию полотен. Так произошло и при работе над картинами цветов из серии «Цветочный хоровод»: были созданы десятки изумительных цветочных работ, где художник с присущим ему талантом наносит на холст свою трепетную любовь к божественным созданиям – цветам. Раннее солнце коснулось нежных лепестков роз, и зритель словно ощущает их аромат. Или картина «Белая сказка», где нежные гладиолусы словно замерли в предчувствии зимы. Такова сила живописи, где душа художника, вложенная в его полотна, делает их живыми.

Работы Игоря Медведева светятся любовью и мудрым пониманием жизни, природы, мира и являют собой неоценимый вклад в современное искусство России.

Владимир Константинов

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям