Орелстрой
Свежий номер №44(1245) 06 декабря 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Орловские летописцы

«Сердце страстно жизни ждет, счастья просит!»

08.12.2015

Все чаще и чаще самодовольному девизу «Разделяй и властвуй» хочется противопоставить тезис «Соединяй и радуйся». Оглядываясь вокруг, мы видим единство времен года, иногда парадоксальное, но нерушимое, дуэты дня и ночи, инь и ян, радости и грусти. Человек зачастую живет диссонансами, причем не природно-естественными, а самодельными, которые драматизируют его существование, а то и картину мира в целом. Но еще хуже беспросветное погружение в заботы быта, в неумолимую круговерть привычной суеты. Разорвать паутину рутины, ощутить полноту бытия не так уж и сложно – достаточно в какой-то момент переместить себя в пространстве и освежить представление о времени.

Встреча в музее

Так и случилось, когда мы оказались в Воронеже, городе от Орла не далеком и тесно с ним связанном одним именем, в литературе весьма значительным. Речь, конечно, об Иване Алексеевиче Бунине, который в октябре 1870 года «родился в Воронеже на Большой Дворянской», детство и юность провел в Орловской губернии, в нашем городе встретил первую любовь, написал первое стихотворение, начал трудовую жизнь в «Орловском вестнике».

Год литературы совпал со многими знаменательными датами, в том числе и со 145-летием первого русского нобелевского лауреата. Событие это широко отмечалось в России и за рубежом, став эпицентром масштабной научно-культурной деятельности. В Орле, например, состоялась Международная научная конференция «Творчество И.А. Бунина: взгляд из ХХI века» в рамках программы «Орловский текст российской словесности». А 25 ноября мы стали участниками воронежского чествования, состоявшегося в стенах литературного музея им. И.С. Никитина и увенчавшегося открытием документально-художественной выставки «След мой в мире есть». Ее устроители подчеркивают, что это плодотворный результат кропотливой деятельности, объединившей сотрудников музеев, фондов, библиотек, архивов, образовательных учреждений, частных коллекционеров.

Во вступительном слове директор музея Светлана Деркачева поблагодарила всех партнеров выставки, в том числе и директора ОГЛМ И.С. Тургенева Веру Ефремову за «неоценимую помощь», предоставленные уникальные материалы, которые придали экспозиции мемориальную значимость. Выставка, которая нацелена на популяризацию имени великого земляка, активизацию культурной жизни Воронежа, в течение трех месяцев будет центром мероприятий самого различного формата: лекций, встреч, чтений, мастерских, спектаклей. Но уже и теперь к ее открытию было приурочено награждение победителей Всероссийского поэтического конкурса «Обетованному отеческому краю» (организатор – редакция журнала «Подъем»), одним из которых стал поэт, научный сотрудник орловского музея И.С. Тургенева Антон Бушунов.

Имя Бунина

Говоря о Бунине, нельзя сосредоточиться лишь на литературе: слово в его произведениях неразрывно с музыкой, особой звуковой картиной мира, а также с его живописной ипостасью. В конце осени на Плехановской, 3 этот синтез искусств был представлен весьма наглядно. Некой преамбулой к словесному действу стал прекрасный фортепьянный мини-концерт солиста воронежской филармонии Михаила Князева. Отрывок из повести «Лика» гости услышали в исполнении актера академического театра драмы им. Кольцова Сергея Карпова. А в одном из залов расположилась уникальная выставка полотен художника и друга Бунина П.А. Нилуса, к которому писатель обращался «дорогой, милый Петр», в письмах сравнивал с братом и который, в свою очередь, в трудное время перед эмиграцией добился у властей неприкосновенности почетного академика Российской академии наук. Об этапах творчества, особенностях мировидения живописца необыкновенно увлекательно рассказала заместитель директора Художественного музея им. Крамского О.А. Рябчикова.

Музы сходятся охотно на пиры творческих прозрений, с людьми бывает сложнее. И уж совсем трагично, когда социальные распри полярно делят мир на своих и чужих, разрезают человеческую судьбу, отнимают дорогое сердцу и вбрасывают в бесприютность чужбины. Все это в полной мере ощутил Иван Бунин, непримиримый противник всех революций, бескомпромиссный художник, достойный гражданин своей родины, кровавую агонию которой он не мог видеть и в начале 1920 года покинул, чтобы 33 года не только думать о ней, но и сохранять ее образ в творчестве. Двучастная выставка призвана показать трагедию творческой личности: жизнь Бунина в России отражается своеобразным историко-документальным пунктиром в первых двух залах, переход символизирует революционный хаос, названный писателем «окаянными днями» и отвергнутый навсегда, в последнем зале посетителей ждут стенды и инсталляции, освещающие жизнь во Франции.

Имя Бунина стало неким паролем для творческой интеллигенции, рассеянной политическими катаклизмами по миру. И потомки русских эмигрантов первой волны, как сообщали устроители выставки, передают уникальные предметы, раритетные издания известных деятелей культуры в дар или для экспонирования, поддерживают связи, ведут переписку, что, безусловно, вселяет надежду на восстановление культурной парадигмы ХХ века.

Город экспонатов

Конечно, в Воронеже бережно хранят память не только о Бунине, но и о Пушкине, Никитине, Веневитинове, Кольцове, Мандельштаме, Ахматовой, Платонове, даже Высоцком. Центр города удивительным образом сам напоминает огромный музей, где экспонаты выросли до памятников, бюстов, скверов, литературных аллей, исторических зданий. Ощущение некоего пространственно-временного смещения усиливается подсветкой, превращающей привычные березы в экзотические разноцветные растения, классической музыкой, звучащей из уличных динамиков.

Правда, к одному звуковому новшеству привыкнуть оказалось довольно сложно: в сырых осенних сумерках среди деревьев сквера заполошный птичий грай, неожиданно пронзающий тишину, умиротворения не добавляет. Местные жители говорят, что такой способ борьбы с назойливыми пернатыми их уже не пугает. «Охота к перемене мест» может стать причиной и таких впечатлений! Конечно, все наши города слегка нивелировались за счет многочисленных «Пятерочек», «Сбербанков», «Теле2» и носителей других брендов, но бывает тем более приятно увидеть среди незнакомого урбанистического пейзажа кафе «Прокофий», магазин часов «Золотое время», интригующую «Инлавку», в которой вдруг да и предусмотрен портал в таинственный мир зазеркалья. И, наверное, не ошибусь, если скажу, что никто не пройдет мимо одного из самых трогательных памятников (и это также дар литературы!) и дотронется до стертого уха верного Бима, который продолжает ждать своего хозяина напротив театра кукол и у которого можно попросить, например, еще одной встречи.

Наше короткое путешествие не оказалось бы таким насыщенным и приятным без доброжелательного внимания хозяев праздника, всех без исключения музейных работников, так явно увлеченных идеей необходимого единения жизни и искусства.

Наталья Смоголь

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям