Орелстрой
Свежий номер №17(1221) 24 мая 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Взгляд в прошлое

Серафим – значит «пламенный»

08.09.2016
В этом году исполнилось 160 лет со дня рождения митрополита Серафима (в миру Леонид Михайлович Чичагов). Этому человеку мы обязаны прославлением саровского чудотворца.
 
Дворянин, полковник, монах
Митрополит Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) родился 9 июня 1856 года в семье знаменитого адмирала Чичагова, героя войны 1812 года. Его учеба проходила вначале в 1-й Санкт-Петербургской классической гимназии, а затем в Пажеском корпусе, самом аристократическом учебном заведении России. В 1874 году Чичагов зачислен на службу в гвардейскую артиллерийскую бригаду Преображенского полка.
Военная карьера его складывалась так: прапорщик (1874 г.), подпоручик (1876 г.), поручик (1878 г.), адъютант товарища Его Императорского Величества генерал-фельдцейхмейстера (1878 г.), штабс-капитан (1891 г.), полковник (1891 г.). В 1877–1878 годах Чичагов участвовал в Балканской войне, а затем в русско-турецкой кампании. Был удостоен высоких воинских наград за освобождение Болгарии. Стал георгиевским кавалером, героем Плевны. За храбрость при осаде Плевны и взятии Телиша награжден генералом М.Д. Скобелевым личным оружием.
В 1878 году Л.М. Чичагов познакомился с отцом Иоанном Кронштадтским и стал его духовным сыном.
В 1879-м Леонид Михайлович женился на Наталии Николаевне Дохтуровой, внучатой племяннице Д.С. Дохтурова, героя Отечественной войны 1812 года. Военная карьера не удовлетворяла Л.М. Чичагова. В 1891-м, в 34 года, к удивлению всех, он, будучи адъютантом при великом князе Михаиле Николаевиче, на пике военной карьеры, в чине полковника лейб-гвардии Преображенского полка, неожиданно выходит в отставку, избрав путь священства. Чичагов переезжает с семьей в Москву и изучает богословские науки.
Желание максимально помогать нуждающимся заставило Чичагова заняться медициной настолько серьезно, что он разработал свою систему лечения и создал фундаментальный труд «Медицинские беседы». Мало кто знает, что владыка Серафим имел медицинское образование и был практикующим врачом...
28 февраля 1893 года Л.М. Чичагов рукоположен в сан священника в кремлевском Успенском кафедральном соборе и назначен в кремлевскую синодальную церковь Двунадесяти Апостолов. Он энергично взялся за восстановление этого храма. По окончании работ отец Леонид был награжден бархатной скуфьей и набедренником.
В 1895 году протопресвитером военного и морского духовенства отец Леонид назначен священником по окормлению воинов артиллерийского ведомства Московского военного округа. И здесь он реставрирует храм во имя святителя Николая на Старом Ваганькове.
В 1895 году отец Леонид овдовел. В 36 лет Наталия Николаевна умерла, оставив четырех малолетних дочерей – Веру, Наталию, Леониду и Екатерину. Смерть жены через два года после принятия сана полностью соединила отца Леонида с церковью. Он принял монашество и был приписан к Свято-Троицкой Сергиевой лавре. А в 1898 году пострижен в мантию с именем Серафим.
Прославляя Серафима Саровского
В 1899 году иеромонах Серафим назначен настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. Тогда же возведен в сан архимандрита и назначен благочинным монастырей Владимирской епархии. В эти годы не прекращается и литературная деятельность архимандрита Чичагова. Он работает над летописью Серафимо-Дивеевского монастыря. Благодаря его трудам и обращению к царю это было отражено в документе. «Деяние Св. синода 29 января 1903 г.» – на основании этого труда Синод вынес решение о канонизации старца Серафима Саровского.
В 1903 году отец Серафим написал житие преподобного Евфимия Суздальского, небесного покровителя монастыря, возглавляемого архимандритом Серафимом. Синод высоко оценил заслуги отца Серафима и как настоятеля, и как талантливого агиографа и гимнографа. 14 февраля 1904 года он был назначен настоятелем одной из семи ставропигиальных обителей – Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.
Промысел Божий посылает отцу Серафиму новое служение, совпавшее с началом социально-экономических и духовных настроений в России. 28 апреля 1905 года в Успенском соборе Московского Кремля была совершена хиротония архимандрита Серафима в епископа Сухумского. В Грузии новый владыка столкнулся с грозной ситуацией. Революция 1905 года взбаламутила грузинский национализм, и епископ Серафим включился в противосмутную борьбу. Но прослужил он недолго. 6 февраля 1906 года святитель переведен на Орловскую кафедру.
Снискав любовь человеческую
Здесь владыка Серафим с обычным рвением начал возрождать и устраивать церковную жизнь в приходах. Он утверждал, что к их обязанностям относилась организация пастырско-литургической и административно-хозяйственной жизни, решение духовно-просветительских задач, куда входило устройство больниц, школ, столовых и богаделен.
«Духовное возрождение России возможно только тем путем, каким совершалось ее духовное рождение. А именно: необходимо вернуться к церковно-общественной жизни древнерусского прихода, чтобы приходская община единодушно занималась не только просвещением, благотворительностью, миссионерством, но и нравственностью своих сочленов, восстановлением прав старших над младшими, родителей над детьми, воспитанием и руководством молодого поколения».
О любви к владыке разных слоев населения, особенно интеллигенции, свидетельствует то, что в Орловской областной публичной библиотеке имени И.А. Бунина сохранилась книга И. Белоруссова «Дательный самостоятельный падеж в памятниках церковнославянской и древнерусской письменности» (Варшава, 1899 год) с автографом: «Его Преосвященству высокочтимому архипастырю Серафиму почтительнейший автор».
В 1908 году состоялось его назначение в Кишиневскую епархию, где состояние приходской жизни было удручающим. Как и в Орле, архипастырь энергично начал возрождать духовную жизнь в приходах. На основе опыта Орловской епархии он составляет «Обращение к духовенству Тверской епархии по вопросу о возрождении приходской жизни». Его преобразования в епархии получили высокую оценку государя и Священного синода, а святитель указом от 16 мая 1912 года получил сан архиепископа.
В 1912 году архиепископ Серафим был направлен к месту очередного служения в Тверскую епархию. Со скорбью святитель встретил весть о Первой мировой войне. Молитвы, проповеди, сбор средств, помощь раненым и увечным – в этом заключалась деятельность владыки в период всей военной кампании. Но более всего архипастырь опасался, что война со всеми ее проблемами может усугубить внутренние настроения, которые подорвут основы православия и монархии. Так и вышло.
Арест и расстрел
В марте 1917 года после отречения Николая II, когда Святейший синод признал Временное правительство, владыка не скрывал своего негативного отношения к происходящему. Это имело свои последствия, его хотели даже отправить на покой. Но летом 1917 года архиепископ Серафим был избран членом Поместного собора. Он возглавил отдел «Монастыри и монашество», работа которого направлялась на развитие монастырской и монашеской жизни.
Ноябрь 1917 года изменил всю жизнь в православной России. Чувствуя гонения на церковь и ее чад и желая уберечь владыку от большевистской расправы, патриарх Тихон за несколько дней до роспуска Поместного собора 17 сентября 1918 года возвел владыку Серафима в сан митрополита и успел назначить его на Варшавскую и Привисленскую кафедру – митрополитом Варшавским и всея Польши, которая была свободна от большевиков. Но ему власти не дали возможности выехать в Польшу. До конца 1920 года владыка находился в Черниговском скиту Троице-Сергиевой лавры.
21 сентября 1921 года владыку арестовали. И опять патриарх Тихон выступил в его защиту. И по просьбе дочерей 16 января его, тяжелобольного, выпустили из Таганской тюрьмы.
Наступил роковой 1937 год. В ноябре 82-летнего митрополита, прикованного к постели, с гипертонией и водянкой вынесли на носилках в машину «скорой помощи», потому что на «черном вороне» его уже нельзя было перевозить. Владыка был доставлен в Таганскую тюрьму. Все имущество было конфисковано. В череде допросов настаивали оговорить его сподвижников, отказаться от православной веры. Но святитель не признал ни одного обвинения.
Постановлением особой тройки УНКВД по Московской области от 7 декабря 1937 года было принято решение о расстреле подвижника веры. 11 декабря митрополит Серафим принял мученический венец и был похоронен в подмосковном Бутово.
Канонизация мученика
10 ноября 1988 года митрополит Серафим (Чичагов) реабилитирован.
Митрополит Серафим был верным служителем Русской православной церкви, искренним патриотом своей родины. Всю жизнь он боролся за чистоту православия.
Рассмотрение богословского наследия митрополита Серафима и его деятельности на всем пути служения дает яркое представление о нем как об угоднике Божием, всю жизнь боровшемся за судьбу православия. Изучение всей жизни этого подвижника – достойный памятник новомученику митрополиту Серафиму.
Деянием освященного архиерейского собора Русской православной церкви 23 февраля 1997 года, удостоверившись в его подвиге как мученика за Христа, единомысленно определено о канонизации митрополита Серафима.
 
Кстати
Поселок Бутово в советское время населяли в основном рабочие. На месте возводимого ныне храма стоял кирпичный завод, где изготавливали камень бут для строительства Москвы. От него и произошло название Бутово. Строительство храма в честь священномученика Серафима (Чичагова), митрополита Петроградского, благословлено патриархом Кириллом и осуществляется в рамках Программы «200 храмов».
Анатолий Мищенко

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям