Орелстрой
Свежий номер №36(1240) 11 октября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Культурная среда

Сентиментальное путешествие в лучший мир (опыт рецензирования альбома по искусству)

06.04.2016

Дивно и досадно, что в нашем городе, гордящемся прозванием третьей литературной столицы, нет культурной практики книжного рецензирования. В лучшем случае появится сообщение о выходе книги, – а о том, что она собой представляет, никто не удосужится высказаться. В равнодушной тишине потенциальные читатели проходят мимо случившихся книг, – к вящему разочарованию авторов и издателей. И хотя в наших издательствах время от времени выходят книги, достойные общего внимания, они не получают необходимой информационной поддержки. Одна из книг, по праву претендующих на событийный статус, вышла в свет в начале весны. Ее титул прост – Орловский музей изобразительных искусств. Орел: Издательский дом «Орлик», 2015. – 260 стр. Тираж 1000 экз.

Книга, о которой речь, неожиданная – и долгожданная. Неожиданная – потому что издание такого рода требует забот и затрат, на которые трудно рассчитывать при скромных возможностях нашей культурной отрасли, притом ограниченных кризисом. Долгожданная – потому что в накопленном потенциале орловского книгоиздания есть возможность работать на уровне мировых стандартов, которая должна реализовываться.

Книга, о которой речь, – элитное издание. По книговедческой классификации это альбом по искусству. Но не тематический каталог, проект целевого назначения, и не иллюстрированная монография, интересная лишь специалистам, а полиграфическая презентация коллекции, составляющей гордость нашего города. Каждый, кто с живым интересом пройдет этот том от форзаца до форзаца, совершит счастливое паломничество в пределы творческого воображения – в мир высокого искусства.

Прежде чем говорить о самом издании, стоит сказать несколько слов об издателе. Александр Воробьев – один из тех немногих энтузиастов, кто возродил и продолжил традиции орловского книгоиздания в наши дни. Краевед во втором поколении, Александр Владимирович являет в своем ответственном лице редкостное сочетание прагматики и патриотики. Организованное им издательство опирается на собственное полиграфическое производство, что заметно расширяет и укрепляет его позиции на книжном рынке. Издание данного альбома – лишнее доказательство серьезности его издательских возможностей. Качество печати таково, что репродукции максимально сохраняют особенности оригиналов. Цветоделение, самый сложный аспект типографского процесса, выполнено на высоком полиграфическом уровне. Точность колоритов и отчетливость контуров вызывают доверие к отпечаткам – и направляют интерес к подлинникам. И это лучшая рекомендация художественному альбому.

О недостатках издания, сколько их можно выявить в придирчивой критике, пусть скажет тот, кто сможет издать нечто лучшее. Кажется, в ближайшее время на такое вряд ли кто сподобится. Дело сие благородное, но трудное и невыгодное. Потому надо вдвойне радоваться изданию этого альбома – путеводителя в мир прекрасного, непосредственно прилегающий к нашей обыденности. Как говорится, в шаговой доступности. Если у вас хватит охоты сделать этот шаг…

Переходя на личности (коротко об авторах)

Все хорошее в человеческой среде, в отличие от природной, не происходит само собой; позитивные обстоятельства, в масштабе от местных до мировых, создают люди, стремящиеся к лучшему. В истоке каждого факта культуры просматривается креативный акт. Так и тут: за изданием музейного альбома стоят неординарные и неравнодушные люди, благодаря которым культурная жизнь в Орле, преодолевая провинциальную инерцию, поднимается на новый уровень, приличествующий статусу культурного центра.

Эта книга обязана тем, что она есть, Светлане Четвериковой – директору Орловского музея изобразительных искусств. В отличие от многих других начальников учреждений культуры, она не только административный, но и художественный руководитель. Если этого требуют ее убеждения, Четверикова ведет свою линию поперек общего мнения, преодолевая провинциальную инерцию. Решительность такого рода отнюдь не показатель амбициозности, – скорее, это критерий профессиональной ответственности. Ряд престижных выставок и успешных мероприятий, организованных ею за последние годы, заметно нарастил культурный слой нашей повседневности. В этот ряд встраивается издание музейного альбома.

Ответственность за эту работу взяла на себя авторская группа авторитетных искусствоведов: главный хранитель Елена Мережкина и научные сотрудники Татьяна Тимашева и Ирма Борисова. Их опытность и компетентность гарантировали качество конечного продукта. Труд собирания, талант исследования и опыт экспонирования сложился в глубокое понимание предмета, ставшего содержанием альбома. Вводная статья написана непосредственно Светланой Четвериковой, кандидатом искусствоведения. Предельная лаконичность сопроводительного текста обусловлена тем, что в линейке музейных изданий уже наработана информационная и иллюстративная основа регулярной просветительской работы; эта книга – итоговая.

Последовательное просматривание предложенных изображений складывается в драматическое повествование, фабулой которого является искусство как таковое, а сюжетом становится историческая преемственность художественного творчества. Выбор авторов из круга мастеров и отбор работ из реестра шедевров организует интригу взаимных влияний и творческих конфликтов. То есть историю искусства.

Хорошему вкусу авторов книга обязана изысканной простотой оформления. Стиль издания – это отношение книжного дизайна к культурному контексту. Орловский альбом в любой библиотеке может быть поставлен рядом с каталогами самых именитых наших музеев, нимало не проиграв от такого соседства. За счет отказа от излишеств изданию придана классичность, в которой разность между столичной и провинциальной книжностью теряет принципиальность.

Философическое отступление: переработка негативности

Хорошая книга, при всем ее внутреннем богатстве, прежде всего хороший повод разобраться в своем отношении к предмету, составляющему содержание книги. Работа с альбомом по искусству в этом плане особенно продуктивна. Ибо любой художественный образ двойствен по своей сути; произведение искусства есть событие и явление одновременно – событие изображения и явление воображения. Если виртуальная экскурсия, которая является содержанием альбома «Орловский музей изобразительных искусств», не расширила ваше видение мира, с вами что-то не так. Содержательная сторона музейного собрания в иллюстративном плане представлена настолько полноценно, что перелистывание можно приравнять к странствию. Всего-то и надо – раскрыть альбом и, переходя от образа к образу, от сюжета к сюжету, от артефакта к артефакту, совершить сентиментальное путешествие в лучший мир – мир искусства.

Конечно, типографское воспроизведение, даже самое качественное, не может заменить лицезрения вещей въяве. Феномен искусства надо постигать по оригиналам. Но историю искусств можно и нужно познавать по репродукциям, собранным в альбомах монографиях. Иначе жизни не хватит, чтобы сориентироваться в ней. Вот и в данном случае – работа с альбомом дает предварительное представление о том, какие ценности собраны в экспозициях и запасниках музея. Кстати, когда вы последний раз были в музее? Вот видите…

Потребность бывать в музее, театре и библиотеке есть свидетельство душевной зрелости и духовной состоятельности образованного человека. Душа, озабоченная бытием, нуждается в поддержке искусством. Особенно в трудные времена. Наверное, этим объясняется ошеломительный успех недавней выставки в Третьяковской галерее, когда люди стояли в многочасовых очередях, чтобы увидеть картины Валентина Серова. Зачем? Видимо, чтобы восполнить нехватку смысла в массовой культуре, которой пробавляется повседневность. Истинное искусство подтверждает в человеке его надежду на лучшее в себе.

Преодоление депрессии, ставшей внутренним фоном нашей действительности, под напором разрушительных факторов распадающейся на разрозненные фрагменты, требует сознательной и сосредоточенной духовной работы. Назовем это неустанное восстановление системы ценностей каждодневным возрождением. Целительную силу искусства постулировал современный культуролог Петер Слотердайк: «Искусства обладают выдающейся способностью перерабатывать негативность». Именно так! Художественное творчество регенерирует среду человеческого существования, отравленную отходами цивилизации. Коллекция орловской пинакотеки большей и лучшей частью состоит из артефактов, в которых сокровенная красота божьего мира нашла надежное пристанище.

Раскрытые страницы: избранные образы

В издании художественного альбома нашла свое воплощение немаловажная составляющая музейного престижа, единосущего в трех ипостасях: основная коллекция – стационарная экспозиция – информационная репрезентация. На страницах книги музейные ценности систематизированы по степени характерности в хронологическом порядке. Коллекция музея сложилась как совокупное собрание нескольких разведенных во времени тенденций. Во вступительной статье дается генезис нынешнего собрания – от щедрого пожертвования оперного певца А.Н. Николаева, положившего начало, до последних приобретений и дарений, наращивающих значение музея как сосредоточения художественных традиций и эстетических исканий.

Представляю, как трудно было авторам альбома выбирать для иллюстративного ряда немногое из многого. Во-первых, каждое произведение искусства, включенное в обзор, должно быть характерным. Во-вторых, оно должно быть особенным. То есть историю изобразительного искусства, прихотливо ветвящуюся по эпохам и стилям, видам и жанрам, нужно оптимально представить в общих чертах через художественное своеобразие конкретных работ.

В основу изобразительного ряда легла экспозиционная линия, вобравшая в себя опыт выставочной работы нескольких поколений научных сотрудников. В альбоме пять разделов: три первых посвящены основным периодам русского искусства, в четвертом собрана зарубежная классика, а в заключительном представлены избранные образцы народного мастерства. В дежурной рецензии на художественный альбом нет возможности и нет необходимости описывать все замечательные произведения искусства, представленные на его страницах. Но нельзя удержаться от того, чтобы не попытаться передать своими словами хотя бы некоторые постраничные впечатления. Из предложенного богатства я выбрал на собственное усмотрение несколько вещей, воспроизведенных на иллюстрациях к этой рецензии.

Кажется символичным, что виртуальную экспозицию открывает каноническая икона Владимирской Богоматери, а завершает традиционная одежда новосильской крестьянки: полнота искусства заключена между высотой духовного идеала и красотой повседневного быта. Другой аспект этой наглядной символичности – утверждение вечной женственности, свойственной загадочной русской душе.

В этот же ряд хочется поставить два женских портрета. Первый – «Портрет неизвестной в голубом» Ивана Макарова (1860-е годы); в молодой даме, запечатленной на холсте, столько скромного обаяния, что, кажется, в этом образе воплотился идеал русской красоты, рассеянной в повседневности. Идеал, вдохновлявший Тургенева и Лескова, Фета и Бунина. Идеал, забвение которого ощущается как духовная немощь и сердечная недостаточность наших дней. Новым сюжетом той же фабулы стал «Портрет девушки в белом» Николая Чернышева (1920-е годы); можно вообразить, что художнику позировала внучка неизвестной красавицы с первого портрета – тургеневская девушка, поставленная перед исторической необходимостью стать спортсменкой, отличницей, комсомолкой. Как это происходило, можно видеть на страницах раздела, представляющего искусство XX века. Очень сильный раздел, кстати говоря.

В качестве художественных свидетельств советской эпохи я выбрал две работы, по-своему совершенные, – «Жатва» Андрея Курнакова и «Голуби» Георгия Дышленко. Если в первой картине, насыщенной мажорным звучанием, выражена радостная сторона простой советской жизни, где труд и быт даны людям в удел неслиянно и нераздельно, то в пейзаже орловской окраины, ставшей содержанием второй картины, сгущается вечерняя грусть, окрашивая уставшую жизнь в сиреневый цвет меланхолии.

С особым чувством, похожим на ностальгию, любуешься поэтически точным офортом Гиви Калмахелидзе «Торговые ряды»; вид архитектурного памятника в ракурсе с Красного моста, ныне закрытый безобразной коммерческой пристройкой, осознается как сожаление о потерянном времени.

Но самой ценной вещью, представленной в альбоме, мне видится картина «Воспоминание» Валентина Анисимова. Простые предметы, собранные в мастерской художника, складываются в некое смысловое единство, в котором магически проявляется образ эпохи. Подзаголовок картины – «Мое наследство». И вот что странно, вот что чудно! – в своем замысле художник символически приватизировал традиционные ценности, которые воспринимал как наследие прошлого, а в итоге создал шедевр, завещанный будущему. Через посредство высокого искусства его экзистенциальный опыт, достигший высшей степени художественной выразительности, входит в нашу память. Благородные холодноватые тона картины – опосредующий колорит таинственного перехода времени в вечность. Композиция исполнена неявного значения, которое не высказать словами. Створка окна мастерской приоткрыта, и в ней отражается образ художника. Валентин Анисимов, недосказанная легенда нашей художественной богемы и непреходящая надежда орловской живописной школы, продолжает быть с нами. Жизнь в искусстве не кончается, доколе не исчерпана в человеках любовь к жизни.

Вот то немногое, что осело в текст в результате попытки написать рецензию на альбом по искусству, изданный днями в Орле. Этого мало, чтобы дать полное представление о книге, но достаточно, чтобы заинтересовать ею. Так же, как самого альбома недостаточно, чтобы составить полное впечатление о музее, но довольно для того, чтобы возникло желание посетить его. Выбрать время, и не спеша пройти по его тесным просторам, чтобы просвещенным взглядом увидеть подлинное искусство, представленное в экспозиционных залах как истинное свидетельство значимости наших претензий на статус культурного центра русской провинции.

Владимир Ермаков

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям