ПАО "ОРЕЛСТРОЙ"
Свежий номер №18(1267) 6 июня 2018 гИздавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Культурная среда

Семья в искусстве

23.05.2018
Этой весной Орловский государственный институт культуры вновь подарил орловцам и гостям города замечательное событие: в выставочном зале факультета документальных коммуникаций работала выставка династии Косенковых-Лучининых «Семья».
В гостях у художников
Большая часть из графических произведений Станислава Степановича Косенкова, Иды Николаевны Лучининой и Дениса Станиславовича Косенкова, включенных в экспозицию, ранее не была известна широкой публике. И тем выставка стала особенно интересна для поклонников творчества этих замечательных художников. Все трое мастеров по-своему отражают жизнь через художественные образы, их работы отмечены уникальными чертами своеобразия личности авторов. В то же время есть нечто, что объединяет их искусство. И дело даже не в том, что художники связаны кровными узами. Здесь видится большее, а именно творческое единомыслие, традиции и школа.
Делясь впечатлениями об увиденном, многие посетители выставки говорили о том, что устроителям удалось создать удивительную атмосферу: как будто они побывали в гостях у художников, познакомились с их образом жизни, радостями, тревогами, творческими исканиями. И каждый нашел в изображениях что-то близкое лично для себя. А ведь именно так и бывает с настоящими произведениями: отразить в интимном – общечеловеческое, в частном – общее, сделать людей чуть счастливее. Возможно, в этом и заключается основная задача искусства.
«Материнство» – тема, воспетая художниками всех времен и народов, от момента сотворения мира до наших дней, – в исполнении Станислава Косенкова вновь наполняется живой энергией и звучит нежно и глубоко. Рядом лубок «Наша семья» – трогательное посвящение отца семейства своей тихой гавани, где родители – опора, а первенец-наследник – центр, во всех смыслах этого слова. Такая трепетность чувства особенно ценна, учитывая тот факт, что в целом творчеству Косенкова-старшего был свойственен довольно жесткий, порой ироничный взгляд на окружающую действительность. Так, например, в листе «Мастерская» динамика и противоборство черного и белого становится средством, которым автор выражает свое понимание извечной проблемы робкого ученичества и творческой свободы профессионала. Стремление к звездам соседствует в его работах с ритмично выстроенными поэтическими рифмами популярного в те годы среди советской интеллигенции Уолта Уитмена.
Звучание тихого счастья
Рядом с острой, в некотором смысле литературно-повествовательной графикой Косенкова – творческие работы Лучининой. История семьи, рассказанная Идой Николаевной, имеет звучание тихого счастья. Вот от мальчика улетел шарик. Или в проеме двери обеспокоенный отец, обнимающий сына. С балкона, уставленного горшками домашних цветов, видна кипящая жизнь улицы, но заботы толпы далеко, а дома уют. В изображениях царит атмосфера покоя и уверенной стабильности в своей маленькой крепости, где после трудового дня можно заняться любимым делом или почитать книгу.
Уважение и прославление людей труда – особая тема лучининских офортов. В памяти возникают слова Иды Николаевны, обращенные к студентам двухтысячных годов: «Мы всегда думали о себе как о поколении победителей! Мы, дети конца 20-х, точно знали, что сможем добиться всего, если будем честно учиться и трудиться!» Это происходило на последней ее прижизненной персональной выставке, когда она, первый декан орловского худграфа, основанного в 1959 году, рассказывала о своей долгой жизни юным художникам.
Дар и проклятье
Внутренний мир творца, как правило, хрупок и уязвим. Без тонких настроек на жизнь он попросту не смог бы создать ничего стоящего. «Поэты ходят пятками по лезвию ножа – и режут в кровь свои босые души!», – пел Владимир Семенович Высоцкий. О большей чувствительности художника к тяготам и несправедливостям мира написано много. В этом дар и одновременно проклятье, «роковая печать». И невероятно редкостным представляется везение того художника, который нашел «своего» человека, не просто мужа или жену, а такого же созидателя, способного разделить идеи и помочь в развитии творческого потенциала. Кажется, в этой семье такое было; работы, висящие на стенах, красноречиво свидетельствуют об этом. Недаром художники смогли реализовать себя в различных уникальных и печатных графических техниках и технологиях. Тонкий вкус, мера и глубина мысли – этими словами можно охарактеризовать произведения, представленные на суд зрителя.
Признание в любви
Денис Станиславович является достойным продолжателем художественных традиций родителей. Наряду с графикой, представлены и живописные его полотна, отражающие любовь к родному городу.
В экспозицию гармонично вплетен семейный фотодневник, также добавляющий впечатлений от времени и людей. Выставка смотрится на одном дыхании. Логично выстроенная и композиционно увязанная, она стала плодом полугодового размышления Жанны Анатольевны Травинской, замечательного художника и друга семьи. По ее мысли, данная выставка задумывалась как дань уважения к трем самобытным художникам-творцам. Ее открытие было приурочено ко дню рождения Иды Николаевны.
О самой Жанне Анатольевне можно сказать, что, являясь примером активного творческого долголетия, она настоящий подвижник культурно-просветительской деятельности, неутомимый организатор выставок. Несмотря на то, что культурная жизнь провинциальных городов в настоящий момент, к сожалению, не изобилует событиями, все же есть подвижники, хранители памяти, бескорыстные просветители. Слов благодарности заслуживает руководство института, открывшего в своих стенах постоянно действующий выставочный зал. Это в полном смысле демократичная площадка, дарящая зрителю новые имена и знакомящая с иными гранями признанных авторов. Куратором проекта стала Наталья Викторовна Акимова, декан факультета документных коммуникаций. Студенты под ее руководством приобретают опыт художественно-экспозиционного дела, учатся создать полиграфическую продукцию выставок – афиши и буклеты.
Текут года, уходят люди. А творцы на века оставляют в своих произведениях время и чувства. И не являются ли их творения, вдохновленные событиями самой жизни, обращенные к конкретным людям, прошедшим рука об руку определенный отрезок пути, лучшим признанием в любви?
Юлия Тютюнова

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям