Орелстрой
Свежий номер №40(1244) 15 ноября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Резонанс

Сектор «ноль» на барабане

08.06.2015

Пожалуй, впервые за последние четыре года депутаты Орловского горсовета услышали честный отчет о том, в каком положении – если не сказать позе – оказался муниципальный сектор экономики. Представитель управления имущества и землепользования горадминистрации Михаил Кузнецов на сессии 28 мая рассказал не только как, но и почему городские предприятия одно за одним идут ко дну. Доклад был из серии «прочитали – прослезились». При этом вызвал у депутатов не меньше возмущения, чем все предыдущие «беззубые» отчеты УМИЗа на заданную тему. Почему? Может, потому что со всей очевидностью народным избранникам стало ясно: этот колокол звонит и по ним?

 

Запасы меряны, убытки считаны

Одним из главных вопросов в повестке дня майской сессии горсовета стал отчет администрации о работе муниципальных предприятий в 2014 году. Основные цифры этой «прошлогодней» деятельности звучали и раньше: в отчетах мэра и сити-менеджера за тот же период деятельности, упоминались они и при обсуждении уже исполненного кое-как бюджета-2014.

– Общий итог работы муниципальных унитарных предприятий за 2014 год сложился из полученной 13-ю МУПами чистой прибыли в сумме 33,5 млн рублей и убытка пяти предприятий в сумме 172 млн рублей. Общий убыток сектора – 138,5 млн рублей. В 2013 году мы имели чистую прибыль в 79 млн рублей, – озвучил масштаб проблемы Кузнецов. – В виде отчисления части чистой прибыли бюджет в прошлом году получил от муниципальных предприятий 5,5 млн рублей.

Прямо скажем, не густо. Большие потери понесли в кризисном году спецавтобаза (34,3 млн рублей), банкротящийся МУП «Совхоз «Коммунальник» (68,4 млн рублей), ТТП и ПАТП-1 (потеряли на двоих почти 70 млн рублей). В лидерах отрасли – водоканальщики, похоронщики, аптекари и общепит. Правда, тот же «Орелводоканал» уже в текущем году репутацию «добытчика» может и не подтвердить, ведь в 2014 году его прибыль в основном сложилась за счет действующей до конца прошлого года инвестпрограммы, а по основному виду деятельности – водоснабжению населения – у этого МУПа нарисовался убыток в 25,5 млн рублей.

– В 2014 году в муниципальном секторе экономики работали порядка 3,5 тыс. человек, это на 174 меньше, чем в 2013 году. Средняя зарплата в МУПах – 16,8 тыс. рублей, что на восемь процентов больше предыдущего периода, – рассказал Михаил Михайлович. – На некоторых предприятиях, несущих, в том числе, и социальную нагрузку, сложилась неоднозначная ситуация, налицо признаки банкротства.

У тебя своя сказка – у меня своя

Тут кстати вспомнить, что нынешнему составу горсовета и команде чиновников от сити-менеджмента по наследству, так сказать, достались такие предприятия-банкроты, как МУП «Банно-прачечное хозяйство», «Орелгортеплоэнерго», уникальное в своем роде МУП «УЭНП». Но нынешним ветвям власти тоже есть что передать следующим. Все долги коммунальщиков от озеленения (в основном по налогам) «свалили», соответственно, на МУП «Совхоз «Коммунальник», предварительно выведя из него все более-менее ликвидное имущество в «Зеленстрой» и «Зеленый город». Не стали разбрасываться и кадрами. Незабвенную г-жу Балашову, предыдущую хозяйку клумб и топиариев, пристроили в управление... коммунального же хозяйства. У нее ж опыта больше...

МУП «ЖРЭП «Заказчик» по прошлому году в одной строке отчета УМИЗа числится как получивший чистую прибыль, предприятие полностью рассчиталось по кредитам. Однако несколькими строчками ниже читаем: «МУП «Спецавтобаза» и МУП «ЖРЭП» (З) имеют просроченную задолженность перед бюджетом РФ (очевидно, речь идет о налоговой задолженности. – Прим. авт.) и имеют признаки банкротства. Администрацией города принимаются срочные меры по его предотвращению». И если ЖРЭП сильно выбивает из колеи бремя содержания так называемых брошенных домов и сдерживаемые тарифы, то спецавтобазе депутаты «помогли» вполне себе сами.

– На содержание, текущий и капитальный ремонт улично-дорожной сети Орла требуется порядка 900 млн рублей в год, мы получаем почти в четыре раза меньше, – рассказали в администрации города. – Выбор подрядчика на обслуживание городских дорог проходил в декабре прошлого года. Спецавтобаза на этот конкурс не вышла (очевидно, из-за договоренности с областной администрацией. – Прим. авт.). Его выиграло областное ГУП «Дорожная служба». Городское предприятие стало субподрядчиком. Оно «потеряло» Северный, Советский районы, сейчас решается вопрос о Железнодорожном. Спецавтобазе оставили только самое убыточное – вывоз мусора из частного сектора. Условия самого субподряда с «Дорожной службой» просто кабальные, с огромными штрафами за нехватку единиц техники. Уменьшение объема работ – это уменьшение прибыли, плюс никто не компенсирует предприятию налоговые потери.

Как говорится, лучше бы сразу убили, чем так мучить. Негуманным это выглядит. Особенно когда вспоминаешь прошлогодние обещания высокопоставленных чиновников спецавтобазу сделать высокорентабельной. И молчание ягнят, ой, простите, депутатов, все эти месяцы.

Правда, похоже, народные избранники начали просыпаться к концу своих депутатских сроков и оглядываться вокруг. Еще недавно они, опустив глаза, сдавали области полномочия и активы. Но уже на майской сессии, говоря о подготовке к новому отопительному сезону, вспомнили о десятках миллионов долгов муниципалитета тепловикам. Идея, не блещущая новизной, посетила их: а давайте, мол, попросим областное правительство компенсировать нам эти долги. Мы-то им акции ОАО «Орелгортеплоэнерго» подарили, а его имущественный комплекс оценивается, без малого, в миллиард.

«Это жизня такая»

– Такое впечатление после доклада, что мы по всем направлениям идем ко дну, и по всем – по уважительной причине, – подытожил ситуацию один из депутатов. – А что сделал УМИЗ, где его роль, что мы сделали, чем помогли? По той же спецавтобазе мы знали заранее об убытках, почему не обращались никуда? В транспорте общественном что? Раньше говорили, что вся проблема в невозможности подсчитать льготников. Сегодня установили валидаторы. И что же: убытки только растут.

У чиновников администрации есть свое видение.

– МУПы должны работать по рыночным законам, от этого не спрячешься, – уверен Кузнецов. – С 2008 года вся экономика страны (и муниципальный сектор, разумеется, тоже) переживает не лучшие времена. При этом мы, по разным причинам, не решаемся пересматривать тарифы, в итоге приходим к необходимости однажды резко их поднимать. Вспомните ситуацию с пригородными электричками, когда министр транспорта Дворкович призвал отказаться от этого вида транспорта или в разы увеличить стоимость поездки. Тогда президент Владимир Путин воскликнул: «Вы что, с ума сошли?». Тарифы надо увеличивать, но делать это надо постепенно, чтобы не вызывать такую реакцию, в том числе у населения. Только это. О большем МУПы и не просят.

Но депутаты, у которых на носу очередные выборы, об этом слышать не хотят. Пока не хотят. Между тем, по информации все той же администрации, установленный тариф для МУП «ЖРЭП» (З) на содержание и ремонт жилых помещений – самые низкие в ЦФО. На сегодня он равен примерно 14 рублям за квадратный метр. Примечательно, что обслуживание так называемых брошенных домов проторговывали по 30 рублей за квадрат, но на такие конкурсы не заявился вообще никто. А ЖРЭП здесь худо-бедно, но работает. Основные убытки транспортников – электроэнергия и запчасти. Они дорожают – тариф неизменен. Спецавтобазе выставлен диагноз «хроническое недофинансирование», у «Орелводоканала» тариф тоже «плавает» на низкой отметке, не перекрывая себестоимости работ. «Орел-отель» взял на себя бремя размещения беженцев с Украины, тогда как ни один частник, даже гостиница «Салют», принадлежащая федерации профсоюзов, помочь братьям-славянам за свой счет не хочет.

Орловские МУПы – как голодные лошади, из последних сил волокущие ноги и привязанные к ним телеги социальных обязательств. И вместо того чтобы покормить их, возмещая из бюджета выпадающие доходы, лихие наездники депутато-чиновники – каждый по своим соображениям – лишь понукают этих бедолаг. И политической воли, так нужной сегодня для решения проблем муниципального сектора экономики, они в себе не находят. А между тем вопросы местного значения, которые обеспечивает деятельность МУПов, все еще в зоне ответственности муниципальных властей. Даже после «кастрации» 131-ФЗ в орловской редакции.

Между тем

Руководители орловских МУПов материально не зависят от того, какие цифры по итогам года лягут в отчетную ведомость. По данным КСП Орла, существующая система премирования директоров муниципальных предприятий неэффективна: премии никак не увязаны ни с конкретными результатами финансово-хозяйственной деятельности самих МУПов, ни с уровнем оплаты труда работников.

Елена Майорова

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям