Орелстрой
Свежий номер №33(1237) 20 сентября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Премьера

Секреты большого экрана

14.02.2013

В советские времена наши соотечественники посещали кинотеатры в среднем 12–14 раз в год. Сейчас похвалиться такой статистикой наша страна в целом и Орел в частности не могут. И дело тут не в нехватке кинозалов или отсутствии доступных кинотеатров. Наоборот, орловский кинопрокат находится на пике, уверены участники этого сектора. В борьбе за своего зрителя, который в последние годы стал особенно капризным, кинопрокатчики вынуждены ежегодно повышать качество сервиса. Впрочем, параллельно растет и стоимость билетов в кино…

Любой каприз за ваши деньги

Сегодня в Орле работает пять кинотеатров. Компании «Орелкиносервис» принадлежат кинотеатры «Современник» и «Победа». ООО «Орелкиноцентр» управляет кинотеатром «Октябрь», «Гриннфильм» входит в структуру ТМК «Гринн». В прошлом году в областном центре открылся также кинотеатр сети «Синемастар». Кроме этого уже два года в Орле действует мини-кинотеатр для показа фильмов формата 5D, открытый в одном из местных торговых центров.

Кинопрокатчики уверены, что на данный момент областной центр перенасыщен кинозалами разных форматов. На выбор орловцев предложены залы форматов 2D, 3D, 5D и даже 7D.

Впрочем, еще примерно пять лет назад о таком разнообразии орловский зритель мог только мечтать. Долгое время местный кинобизнес находился в упадке. Возрождение «больших экранов» в 2007 году начала компания «Орелкиноцентр» под руководством Николая Медведева, взяв в аренду и реконструировав упомянутый выше кинотеатр «Октябрь». Этот кинопрокатчик стал первым в Орле, кто начал транслировать фильмы в формате 3D. В 2009 году, готовясь к премьере ставшего уже культовым фильма «Аватар», компания установила в одном из залов современное оборудование для показа фильмов в новом формате.

В условиях жесткой конкуренции другой орловский кинопрокатчик, ОАО «Орелкиносервис», спустя полгода оснастил кинотеатр «Современник» 3D-установкой. В качестве дополнительного стимула для зрителей здесь же оборудовали зал формата 5D. В ответ «Орелкиноцентр» в своих стенах организовал мини-зал для показа фильмов в формате 7D.

Серьезную конкуренцию двум соперничающим до этого времени только между собой кинопрокатчикам составил открывшийся в мае 2010 года «Гриннфильм», располагающий сразу шестью кинозалами. Сейчас их количество достигло уже восьми. Здесь тоже работает кинозал в формате 5D. Новшеством от «Гриннфильма» стало и оборудование мест для людей с ограниченными физическими возможностями.

В общей сложности сегодня в Орле действует около двадцати кинозалов. Однако, по словам кинопрокатчиков, от такого изобилия орловцы немного подустали.

Зрители охладели к 3D

Как сообщили «ОВ» в кассах орловских кинотеатров, сегодня постепенно снижаются продажи билетов на показы фильмов в формате 3D. Отдельные кинопрокатчики высказывают мнение, что эта технология, спрос на которую был изначально порожден упомянутым «Аватаром», в ближайшее время может, по-русски говоря, загнуться.

То, что изначально воспринималось орловцами как новый интересный аттракцион со спецэффектами, сегодня у львиной доли зрителей вызывает только раздражение. Эту же тенденцию отмечают и кинопрокатчики соседних регионов.

– Если новый фильм представлен одновременно в разных форматах – привычном двухмерном и новом объемном, то значительная часть зрителей предпочтет смотреть кино в старом добром формате, – заявляют кассиры.

А связно это с тем, пояснили «ОВ» орловские офтальмологи, что объемность изображения, которая достигается с помощью специальных 3D-очков, может вызывать при длительном просмотре головную боль, тошноту и головокружение.

В целом же, говоря о кассовых сборах, отметим, что в 2012 году орловские кинотеатры заработали 31,4 миллиона рублей (не включая кассовые сборы «Гриннфильм» и «Синемастар»). Для сравнения, в период массового возрождения орловских кинотеатров, то есть в 2008 году, зрители оставили в их кассах 43,6 млн рублей, в 2009-м – 48,2 млн рублей, в 2010 – около 66 млн рублей. В 2011 году кассовые сборы «Современника», «Победы» и «Октября» снизились в общей сложности на пять миллионов рублей. В первую очередь это было вызвано открытием кинозалов в ТМК «Гринн». По предварительным подсчетам кинопрокатчиков, в 2012 году «касса» «Орелкиноцентра» и «Орелкиносервиса» – 60 млн рублей.

Нечего смотреть?

Несмотря на такое изобилие киноуслуг кинопрокатчики отмечают снижение интереса у орловцев к фильмам, показываемым на больших экранах Орла. Объясняют они этот факт зачастую отсутствием качественного репертуара. 

– И виноваты в этом не кинопрокатчики, а компании, производящие фильмы, – уверены представители орловского кинобизнеса. – На кинорынках мы покупаем и в результате показываем зрителям то, что предлагают кинобоссы. Именно они сегодня диктуют условия, что и сколько показывать.

Более удобными как для зрителей, так и для кинопрокатчиков были советские кинорынки. Тогда можно было приобрести копию фильма и показывать без всяких ограничений по времени. Сейчас же срок нахождения киноленты в прокате определяют кинопроизводители.

– Например, зрители просили продлить время проката отечественного фильма «Адмиралъ», – говорит Николай Медведев, руководитель ООО «Орелкиноцентр». – Но, к сожалению, количество сеансов строго регламентировано. Уверен, что многие культовые ленты, особенно российские, орловский зритель пересматривал бы на больших экранах не один раз.

Еще одним проблемным моментом для орловского кинопроката можно назвать отсутствие кинохранилищ. Причем проблема эта характерна не только для нашего региона.

– Единственный архив фильмов в Орле был уничтожен вместе с бывшим зданием «Орелкиносервиса», – уточнил Николай Медведев. – К сожалению, о судьбе нескольких тысяч кинолент, хранившихся там, ничего не известно.

Пытаясь хоть как-то сгладить ситуацию и сохранить своего зрителя, отдельные кинопрокатчики изредка стараются разнообразить репертуар авторскими некоммерческими фильмами, фестивалями короткометражек и «неправильного» кино, показом опер и рок-концертов. К сожалению, происходит это не так часто, как хотелось бы.

Виталия Плахова

Справка «ОВ»

Cамыми кассовыми фильмами 2012 года, по словам орловских кинопрокатчиков, стали зарубежные фильмы. Так, по сборам лидируют мультфильмы «Ледниковый период-4: континентальный дрейф» и третья часть «Мадагаскара». Не обошли вниманием зрители и вампирскую историю любви «Сумерки. Сага. Рассвет: часть два». Орловцы оценили по достоинству также приключения агента Джеймса Бонда в фильме «007: координаты Скайфолл» и киноленту «Шерлок Холмс: игра теней». Фактически единственным русским кинопроизведением, собравшим неплохую кассу, стал мультфильм «Иван Царевич и Серый Волк». 

Татьяна Астахова, руководитель орловских бизнес-курсов

На мой взгляд, будущее орловского кинобизнеса за залами, расположенными в составе торгово-развлекательных центров. В дополнение к фильмам они предлагают огромный ассортимент других развлечений. В таких кинозалах высока посещаемость стихийных зрителей, зашедших, например, купить продукты и оставшихся в итоге на сеанс. К сожалению, отдельные кинотеатры, действующие в Орле еще с советских времен, не всегда имеют возможность конкурировать с многозальными кинотеатрами ТРЦ. Так, в соседних регионах наблюдается тенденция закрытия обособленных кинотеатров из-за снижения посещаемости. Хотелось бы надеяться, что для Орла эта бизнес-линия не станет нормой. 

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям