Орелстрой
Свежий номер №40(1244) 15 ноября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Таланты и поклонники

Секрет актерского мастерства

20.10.2014

Впервые с артистом театра и кино Александром Липовым мне довелось побеседовать в 2011-м. И перед тем как отправиться на новую встречу с ним совсем недавно, я то давнее интервью перечитала. Оказалось, Александр Александрович тоже. «И ничего-то с тех пор в моей жизни не изменилось. Также играю в «Русском стиле», возделываю сад. Яблок в этом году много – сыплются, а собирать все мы с двумя котами не успеваем…», – улыбается актер. И, конечно, немного лукавит. На самом деле новых, интересных событий в жизни его немало. Летом на несколько дней окунулся в мир кино, поработав в составе жюри на Международном кинофестивале «Созвездие», а теперь снова отдает силы театру, в котором служит уже 14 лет, с тех пор как вернулся из Питера в родной Орел. Сейчас в «Русском стиле» Александр Липов готовит собственный литературный проект. Обо всем этом он мне поведал. А начал с восхищения жизнью и судьбой недавно ушедшего великого театрального режиссера Юрия Любимова.

Неутомимый мастер

– Александр Александрович, так уж ничего не изменилось после нашей прошлой беседы?!

– Гм… Вот недавно не стало выдающегося режиссера Юрия Петровича Любимова, о котором прекрасно сказала Наталья Солженицына: «Он был невероятно смелый человек, который всегда отстаивал свою позицию и свой театр». Любимов, действительно, многое видел и никогда не был конформистом. Была в нем еще одна важнейшая, по-моему, черта: человек этот до последних дней работал, жил по принципу «делай, что должно, и пусть будет, что будет». А ведь, казалось бы, покинул театр, который сам создал и отдал ему 50 лет жизни, но и это его не сломило. До последних своих дней он продолжал ставить спектакли, пусть уже и не на подмостках Театра на Таганке. Издалека я начал… Но для меня это потрясающий пример работоспособности, необыкновенной внутренней силы.

– Кажется, вы этими качествами тоже обладаете… По крайней мере на сцене театра «Русский стиль» вы все тот же неутомимый мастер, вызывающий у публики самые искренние эмоции.

– Стараюсь и рад, что это удается. Я очень люблю острохарактерные роли. Хотя… да все роли я играю с огромным удовольствием. Вот, к примеру, из недавних – роль Никиты Абрамовича в «Невольницах» (спектакль по одноименной пьесе А.Н. Островского. – Прим. ред.) – мне очень нравится философия этого персонажа. В общем, я бесконечно рад, что Бог дал мне этот театр, как только я приблизился к пенсионному возрасту и вернулся в Орел, на родину, из Санкт-Петербурга.

Голос за кадром

– Там вы долгие годы работали на Студии киноактера и, помимо игры в кино, занимались дубляжом. Каково это – находясь за кадром, пытаться передать суть роли исключительно речью, голосом? Вам этот опыт пригодился?

– Через некоторое время после окончания ВГИКа я действительно оказался в Санкт-Петербурге, тогда еще Ленинграде, на «Ленфильме». И за 35 лет работы в Студии киноактера озвучил более 400 картин, совершенно разных персонажей, от главных ролей до самых что ни на есть эпизодических. Эта работа, конечно, очень отличается от прочих, связанных с актерством: нужно своим голосом изобразить чужую эмоцию, озвучить персонажа так, чтобы у зрителя не возникло сомнений в том, что говорит именно он. Но тем оно и интересно. И опыт этот мне в дальнейшем, конечно, пригодился. Да и не только этот.

В Студии киноактера я работал и над театральными постановками. К примеру, там создал моноспектакль «Что говорит Акутагава», который затем предложил к постановке в «Русском стиле», и теперь он идет здесь, несколько видоизмененный, под названием «Дневник гейши». Кроме того, тогда у меня проходили тысячи творческих встреч в разных концах страны. И везде нужно было играть, показывая эпизоды из кино, вести диалог со зрителем так, чтобы ему не пришлось скучать. Хотя бывают и другие примеры...

– Расскажете?

– Как-то раз, еще в юности, после ВГИКа, я присутствовал на творческой встрече Иннокентия Михайловича Смоктуновского, на тот момент артиста на самом пике славы, просто обожаемого публикой. Он показывал фрагменты из кинокартин и в промежутках их комментировал. А я ролики с фрагментами включал и объявлял их. Естественно, полный зал, овации. И вот фрагмент – рассказ, фрагмент – рассказ… К концу первого отделения зрители начинают уходить, а к концу второго осталось меньше половины зала. 

В следующий раз я точно также оказался на творческой встрече Леонида Федоровича Быкова, где также ставил и объявлял ролики. И что это было… К каждому эпизоду – история из жизни, причем рассказанная с таким задором. На сцене в буквальном смысле спектакль. Публика ликует. И я сижу, совершенно обалдевший. В перерыве подошел к Леониду Федоровичу, спрашиваю: «Леонид, вы импровизируете?» А он отвечает: «Конечно нет! Я с этим сценарием уже весь Дальний Восток объехал». Вот! Любая импровизация долго и тщательно готовится. Для меня это был пример, я понял тогда, как нужно работать.

Театральное «Созвездие»

– В августе вам довелось поработать в жюри Международного актерского кинофестиваля «Созвездие» вместе с мэтрами отечественного кинематографа. Какое впечатление осталось?

– В последнее время я, правда, несколько отошел от кинематографа, фестивалей, тем не менее, в «Созвездии» с радостью принял участие. Особенно приятно было оказаться в жюри актерского фестиваля. Я отсмотрел все 16 представленных кинокартин и еще раз подтвердил для себя истину, о которой давно думал: настоящий артист формируется в театре. Там происходит его становление, именно там он приобретает мастерство, растет. Неслучайно многие замечательные актеры, окончившие ВГИК и затем не попавшие работать в театр, а только снимавшиеся, через некоторое время оказывались не у дел. Проработав 35 лет в Студии киноактера, я видел очень много поломанных судеб. И в наше время это особенно актуально. А почему я заговорил об этом? Взгляните на артистов, получивших награды за лучшие актерские работы в «Созвездии»: все они в первую очередь актеры театров. И, действительно, настоящие мастера. Я рад за них.

Новые проекты

– Александр Александрович, насколько я знаю, в театре «Русский стиль» вы сейчас готовите собственный новый литературный проект. Чего ждать зрителям?

– Проект этот – поэтическая композиция. Для первой ее части я выбрал стихотворные произведения Бродского, Пастернака, Есенина, Клюева, Мандельштама, объединенные темой христианства, композиционно выстроенные в форме своеобразного поэтического диалога. Причем в основе лежат мои собственные размышления о прочитанном ранее, переосмысление текстов и своего отношения к ним. К примеру, в юности я читал стихотворение Эдуарда Багрицкого «Контрабандисты» и восхищался им. Вот послушайте, какие строки: «Так бей же по жилам, кидайся в края, бездомная молодость, ярость моя! Чтоб звездами сыпалась кровь человечья, чтоб выстрелом рваться вселенной навстречу, чтоб волн запевал оголтелый народ, чтоб злобная песня коверкала рот…» Строки революционера… И сейчас в моей душе они получили переоценку. Теперь я планирую читать их зрителю, а следом «Исповедь хулигана» Сергея Есенина, о доме, земле, обо всем, что противостоит страшному кровавому революционному напору.

Я подвергаю сомнению многое из того, чем восторгался раньше, с удовольствием готовлю этот творческий проект и надеюсь на то, что он вызовет зрительский интерес. Один раз я уже представил это, условно говоря, первое отделение на суд коллег. А поклонники нашего театра смогут увидеть его в рамках проекта «Театр у камина». Мне кажется, в наше время духовного распада вся творческая интеллигенция должна приложить усилия, чтобы процесс этот остановить. И это моя скромная лепта. Сейчас обдумываю вторую часть цикла, планирую включить туда стихотворения Расула Гамзатова, Гамзата Цадасы, Дмитрия Кедрина. Эти произведения тоже будут связаны определенной смысловой нитью.

– А в новых постановках мы вас увидим?

– Думаю, обязательно увидите! Не знаю, правда, что шеф (худрук театра «Русский стиль» В.И. Симоненко. – Прим. ред.) мне предложит сыграть. Но что будет, то будет. Это ему решать. На мой взгляд, артист – это инструмент в симфонии, которой и является спектакль. Каждый инструмент должен исполнять свою партию, исполнять талантливо и при этом помнить о цельности мелодии, не выбиваться за пределы, не нарушать гармонию и ритм. В этом и есть секрет актерского мастерства.

Беседовала Ольга Шевлякова

Биография

Родился

8 февраля 1941 года в Орле.

 

Образование

Учился на физико-математическом факультете Орловского государственного педагогического института (ныне – ОГУ). После второго курса ушел из института и через год поступил во ВГИК.

 

Карьера

35 лет проработал на киностудии «Ленфильм», снялся в 47 фильмах. До 1999 года жил в Ленинграде (Санкт-Петербурге).

В 1990-е годы работал на питерском радио, читал для радио цикл рассказов Льва Толстого, Николая Лескова, Ивана Шмелева.

В 1999 году вернулся в Орел.

В Орловском театре «Русский стиль» работает с 2000 года по настоящее время.

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям