Орелстрой
Свежий номер №9(1109) 22 марта 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Твоя Родина, сынок

С чего начинается город

05.07.2016

Проблема благоустройства Орла в последнее время стала актуальна как никогда. «Уплывающие» вновь построенные набережные, скандал с брусчаткой на улице Ленина, резонансная история со сносом дома №1 на Гостиной – все это неизбежно наводит на мысль, а можно ли иначе? Своими идеями о том, каким мог бы быть Орел, как поднять его престиж простыми и малозатратными способами, наконец, как менять облик города, чтобы эти перемены не воспринимались так болезненно его жителями, в интервью «ОВ» поделился известный архитектор-реставратор Михаил Скоробогатов.

Въезд в никуда

– Михаил Борисович, ваше прошлое интервью нашему изданию вызвало живейший интерес читателей, и очень хотелось бы продолжить тему о том, каким, на ваш взгляд, должен быть облик Орла. Сразу выводя разговор в прикладную плоскость – как сделать, чтобы город выглядел гармонично, как можно поднять его престиж, подчеркнуть своеобразность и индивидуальность, чтобы, к примеру, гости смогли сразу понять, куда они приехали и что их ожидает?

– Очень важно, чтобы туристы и гости с первых минут пребывания в Орле имели возможность получить общее представление об областном центре и других древних историко-культурных центрах региона. Въездные знаки – это визитная карточка города и области, это аванс радушного приема гостей, уважительного отношения к ним с самого порога.

Существующие знаки – это убогие безликие сооружения, больше подходящие для маленького поселения, не имеющего своей истории и своего лица, совсем не соответствующие статусу областного центра. Символика Орла – орел, взлетающий над городом-крепостью – дает неисчерпаемые творческие возможности архитекторам, художникам, скульпторам выполнить впечатляющие и недорогие въездные знаки. Необходимость устройства достойных въездных знаков поднимается в СМИ с середины 90-х годов, но те, от кого это зависит, остаются глухи и немы.

Подчеркнуть неповторимость родного края можно с первых шагов по Орлу – на его вокзалах. Железнодорожный вокзал (построен в 1955 году) – один из самых удобных и представительных в Центральной России. В нем осуществлена красивая идея архитектора С.А. Мхиторяна: объемно-пространственная композиция комплекса вместе с Привокзальной площадью изображает огромного взлетающего орла: железнодорожные пути – ноги, здание вокзала – грудь, франкирующие колоннады – крылья, ДК железнодорожников – голова Орла. Большая Привокзальная площадь себя «не держит», уклон земной поверхности – около шести метров. Было бы оправдано установить в центре площади собирающую вертикаль в виде геральдической стелы высотой 14–16 метров. На ней изобразить в цветной керамике гербы восьми древних городов Орловщины: Орла, Мценска, Ливен, Болхова, Новосиля, Дмитровска, Малоархангельска, Кром с текстами об истории их образования. Стелу можно завершить фигурой ангела-хранителя. Сооружение придаст площади характер законченного ансамбля, а гости будут иметь представление о многовековой истории края.

Орел имеет автобусные сообщения с крупными городами России. Насколько представителен железнодорожный вокзал, настолько убог и невзрачен автовокзал, построенный в 1960-е. Территория перед ним позволяет полностью реконструировать фасад, пристроить помещения на всю высоту. Здание, украшенное геральдикой Орловщины или продуманной информацией об Орле – родине великих писателей, может стать одним из интересных сооружений областного центра, при этом затраты могут быть минимальными.

Место рождения города

– Туристы и просто гости знакомство с городом обычно начинают с древнего центра. Что можно было бы соорудить на месте образования Орла, чтобы заинтересовать людей?

– Далеко не в каждом городе России можно с определенной точностью указать место постройки первого общественного сооружения. Если же такое место известно, то оно почитаемо и, как правило, обозначается достойным памятным знаком. В Орле с абсолютной точностью известно место строительства первого сооружения – Рождественского собора 1566 года в детинце Орловской крепости на стрелке. С 1566-го по 1786 год на этом месте было четыре сменяющих друг друга Рождественских собора. Последний разобрали за ветхостью. Больше здесь ничего не строили. В конце XVIII века памятливые орловцы на месте соборов установили Поклонный крест, простоявший более полувека.

Руководству управления культуры не раз предлагались разные варианты по благоустройства, но тщетно…

Одним из вариантов может стать воссоздание деревянного Рождественского храма. Полная проектная документация на второй строительный период (1636 год) выполнена мной в 2002 году. Проект храма в стиле древнерусского народного деревянного зодчества, повсеместно исчезнувшего в первой половине XIX века, представляет собой реконструкцию-регенерацию с достаточно полным историко-архивным обоснованием. Вполне допустимо, что построенный Рождественский храм мог бы служить по прямому назначению в церковные праздники и одновременно являться музеем основания города. В 1966 году к 400-летию Орла на стрелке установлена монументально-скульптурная композиция (архитектор Р. Топуридзе, скульптор А. Бурганов). Она могла бы гармонично соседствовать с храмом, создавая общую смысловую композицию.

Предлагался и другой вариант обустройства места основания города: на плоской стеле высотой 13–15 метров изображен меч, внизу стелы – щит, подиум – план детинца крепости. Монумент венчает взлетающий орел. На стеле выбита надпись из летописи Никона: «… того же лета повелением государя царя и великого князя Ивана Великого всея Руси поставлен быть город на поли на реке Орлее». Идейное содержание монумента позволяет говорить о его достоинстве.

– Развивая туризм в городе с древней историей, не было бы уместным иметь в музее макет исторического поселения и крепостных сооружений?

– Во всем мире музейное макетирование исчезнувших городов, крепостей и замков – это часть туристической индустрии. Здесь важны правдивость и достоверность, основанные на историко-архивном материале. В макетировании орловского детинца мы имеем уникальную возможность опираться на сохранившуюся сметно-строительную документацию 1636 года. Строил крепость городовой мастер Ф. Григорьев по чертежу орловского пушкаря В. Иконника. Искусствоведом-исследователем, художником и краеведом В. Неделиным в графике выполнены все строительные периоды развития и становления крепости, начиная с основания Орла.

В орловской крепости над всеми ее семью вратами была установлена «на золоте и на красках» Пятницкая икона – покровительница торговли. Детинец крепости и торговая струговая пристань Орла – это единое целое, друг без друга они не могли бы существовать. Макет детинца со всеми его сооружениями и пристани со стругами на воде в едином блоке стали бы впечатляющей экспозицией. Исполнить такой макет не представляет особой сложности: в Орле есть специалисты по обработке древесины в мелкой пластике. Макет был бы историческим пособием для нравственно-просветительского воспитания подрастающего поколения.

Стрелка – место рождения города, его пуповина, его духовный прародитель, начало всех начал. Не использовать это святое место для поднятия престижа Орла неразумно, содержать это место в запущенном состоянии – безнравственно. Многие представители власти приходят и уходят, их полное равнодушие отчасти понятно – они временщики. Но те из них, которые здесь родились и живут?.. Их безразличное отношение к истории города вызывает недоумение.

На берегу этой тихой реки…

– Михаил Борисович, знаковое, видовое место Орла – набережные. Тем, что они представляют собой после реконструкции, довольны не все. А, на ваш взгляд, какие преобразования там были бы уместны?

– Одна из самых ярких природных достопримечательностей Орла – выступающие обрывистые карстовые породы левобережья Оки. Так мощно и выразительно природные «жемчужины» вряд ли представлены в других городах Центральной России. Дар природы скрыт буреломом и диким кустарником. От городского пляжа до Успенского монастыря берег Оки, особенно летом, превращается в свалку городского парка.

В Генплане 1946 года, выполненном «Ленгипрогором» (авторы Гайкович, Гельфрейх и Щуко) и утвержденном Правительством СССР, левый завышенный берег Оки предполагалось обустроить широкими гранитными террасами и лестницами, спускающимися от городского парка к реке. За 70 лет мало что изменилось. Союз воды, тверди и рукотворных дел человека мог бы преобразить берег. Постройка над карстовыми обрывами кафе, смотровых площадок, каменных террас и спусков к воде с благоустройством берега может сделать левобережье одним из самых излюбленных мест отдыха горожан и гостей города. К сожалению, устройство набережных, покрытых плиткой, недолговечно – это уже понятно всем. Деньги потрачены огромные, а толку мало.

К благоустройству города надо подходить с любовью и высоким профессионализмом, тогда и будет результат, а проекты-однодневки, выполненные с большими техническими ошибками, приводят к тому, что мы имеем.

Подготовила Ольга Шевлякова

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям