Орелстрой
Свежий номер №40(1244) 15 ноября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Культурная среда

Рыцарь благородного образа

27.01.2016

Есть люди особого душевного таланта. Чем бы ни занимались, их обязательно ждет успех. Не тот успех, когда звучат медные трубы или приятно позвякивает тугой кошелек, а тот, когда даже случайный знакомый, нежданно встретившись, подолгу жмет руку, улыбается, когда человек притягивает к себе добро и дарит радость.

И жизнь, и слезы, и любовь

Павел Иванович Легкобит как раз из такой категории. Для зрителей Орловского государственного академического театра им. И.С. Тургенева он любимый актер, для студентов Орловского государственного института искусств и культуры – мудрый наставник, для театрального сообщества региона – без преувеличения надежная поддержка и опора как председатель Орловского отделения СТД России.

Этот человек удивительным образом сочетает в себе аристократизм и эмоциональность, иронию и открытость…

Павел Иванович в свое время окончил Ярославское театральное училище, затем филологический факультет Пермского государственного педагогического института. Работал в одном из лучших провинциальных театров – Пермском драматическом…

С Орлом судьба связала его в 1978 году. Режиссер и драматург Леонид Моисеев сделал предложение, от которого нельзя было отказаться – сыграть булгаковского Лариосика. Так актерская мечта привела в наш город.

Были незабываемые перевоплощения в Труффальдино Гольдони, в Анучкина из гоголевской «Женитьбы» и фон Ранкена из «Дней нашей жизни», в Разновесова и Хрюкова из пьес Островского, в шекспировских Милягу и герцога Милянского, в Кулыгина из «Трех сестер»… С годами подобрался серьезный «тургеневский» репертуар: слуга в «Дыме», капитан Чуханов в комедии «Где тонко, там и рвется», Мирволин в «Завтраке у предводителя», Иванов в «Нахлебнике». Подарком судьбы стал эпизод в фильме «Большая перемена».

За плечами более 42 лет сценической деятельности, много трудностей и радостей, побед и разочарований, слез и восторга. Павел Иванович никогда не прибегает к сослагательному наклонению. Он делает смелое признание в том, что счастлив, принимая и безмерно ценя все перипетии своего жизненного и профессионального пути.

Лишь один вопрос в продолжительной и бесконечно прекрасной беседе заставил его на мгновение задуматься:

– А пожелали бы вы прожить свою жизнь самому близкому и любимому человеку?

– Наверное, не стоит повторять чью-то историю. Но и в своей я бы ничего не хотел менять. Уверен, с выбором профессии не ошибся. В театре расту как человек. Хотя то, что для меня было счастьем, для многих может показаться серьезным испытанием. У каждого свой запас прочности. Вершины, которые осваиваешь, помогают подняться над обстоятельствами. Многие актерские судьбы схожи: баловней фортуны среди нас единицы. Каждая роль – новый участок, который стараешься пройти достойно. Главный секрет в том, что нужно утверждать не себя, а общечеловеческие ценности. Даже играя негодяев, говоришь о том, что есть добро.

Раз уж зашла речь о самых близких людях, надо сказать, что дети Павла Ивановича далеки от театральных подмостков. Обе дочери – кандидаты биологических наук. Работают в серьезных научно-исследова-тельских институтах в столице. Осваивают биологию тела, в то время как отец занимается биологией души.

А вот супруга – коллега: она артистка Орловского театра кукол. В семье любовь к искусству и друг к другу никогда не конкурировала. Легкобит затрудняется сказать, смог бы связать свою жизнь с человеком из другой сферы деятельности: «Говорят, любовь слепа, но как такое может быть, если зорко одно лишь сердце?».

Главным своим достоянием, помимо семьи, Павел Иванович считает встретившихся ему на жизненном пути людей: педагогов и наставников, режиссеров, коллег по сцене, зрителей, которые участвовали в его профессиональном и личностном становлении.

Но дадим слово самому мастеру…

Путь к себе

– Павел Иванович, 42 года на сцене, из них 37 – в орловском драмтеатре. Самые требовательные критики отмечают присущую только вам мягкость и сердечную теплоту исполнительской манеры, душевность, верность традициям русской школы актерской игры… Скажите, что потеряли и что приобрели за годы в профессии?

– Театр поменял меня как человека, принес много света и добра. Это несоизмеримо ни с какими трудностями. Есть понятие «культура чтения» – когда читаешь и берешь из книг лучшее. Так же и наша профессия помогает наполнять душу лучшим, что есть в мире.

– А какие у вас недостатки?

– Наверное, не всегда могу владеть эмоциями, хотя профессия обязывает. У меня много претензий к себе – пожалуй, тоже недостаток.

– По аналогии с персонажем Сервантеса вас можно смело назвать актером благородного образа. Если бы вы были средневековым рыцарем, какой девиз был бы на вашем щите?

– Совсем недавно вспоминал замечательные слова Чехова: «Умей нести свой крест и веруй». Вот девиз, помогающий увидеть главное. Актерская профессия предполагает утверждение себя и в работе, и в жизни. Не всегда все складывается, идут мучительные процессы осмысления. Порой нужно очень много сил, чтобы нести свой крест, не разувериться, не потерять себя. В конце концов, хочется показать достойный пример детям и внукам.

– Последние годы для театра имени Тургенева были перестроечными в прямом смысле этого слова. Как это повлияло на работу?

– Когда ремонт в доме, любой семье очень трудно. Разрушается дух взаимопонимания, братства. Последние три года приходилось непросто. Это очень долгий промежуток времени, особенно для артистов в возрасте. Режиссеры испытывали явный дефицит репетиционных площадок, технических возможностей для художественной выразительности, средств для создания особой творческой рабочей атмосферы…

Верю, мы выстоим. И силы накопились, и мысли, и чувства, и тоска по реализации творческих проектов. В любом случае театр жил, ставил спектакли, за что низкий поклон всему творческому коллективу. Особенно хочется отметить поддержку зрителей, которая очень помогает.

– Орлу в этом году исполняется 450 лет. 200 из них прожиты орловцами вместе с театром, который сейчас носит имя Тургенева. Каково значение этого искусства для города?

– К сожалению, зачастую бывает так, что лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянии. Не хотелось бы, чтобы значение театра люди по-настоящему осознали, потеряв его. Драмтеатр приносит в культурный процесс, духовную жизнь региона доброе, полезное, необходимое звучание.

Мы очень много гастролировали: Харьков, Запорожье, Мурманск, Винница. Тургеневцев всегда тепло принимают в самых разных городах. Были случаи, люди останавливали в московском метро, благодарили… Я думаю, орловский театр верно служил и служит своему отечеству и зрителю.

Где еще на карте России найдешь такой сравнительно небольшой городок, в котором четыре театра... Хотелось бы, конечно, чтобы это искусство было более доступно для жителей районов. На выездных спектаклях всегда видно, как в глубинке люди жаждут приобщиться к прекрасному.

Большое сердце СТД

Павел Иванович Легкобит возглавил Орловское отделение Союза театральных деятелей в 1996 году, в самый трудный для организации момент. С тех пор с присущей ему деликатностью, рассудительностью объединяет, воодушевляет театральную общественность города.

По словам Павла Ивановича, СТД – механизм, который помогает театрам развиваться, не вмешиваясь в их экономическую, хозяйственную деятельность. Оказывается значительное содействие в повышении квалификации актеров, в частности это обучение орловцев в Летней театральной школе СТД, участие в фестивалях, конкурсах, гранты, стипендии…

Одной из основных своих задач на этом посту Легкобит видит поддержку и развитие уникального русского репертуарного театра.

«Когда встречаешься с коллегами, понимаешь: мы одной крови. Моя задача – чтобы люди не разочаровались, чтобы ощутили заботу, необходимость этой связи, этих уз», – говорит Павел Иванович.

Артисты всегда могут обратиться к нему – и в счастье, и в горе, и обязательно найдут поддержку и понимание.

У правосудия есть богиня – Фемида, которую изображают с весами в руках и повязкой на глазах. Павел Иванович полушутя-полусерьезно предложил свой символ Орловского отделения СТД: большое сердце – с перебивающимся ритмом, который порой идет поперек такта, – то учащенный, то разряженный. К этому сердцу подключены сосуды всех театров, но мозг у них свой. Главное, чтобы ум с сердцем был в ладу.

Вместо послесловия Павел Иванович ответил еще на один вопрос:

– В одном из интервью вы сказали, что некий видный руководитель как-то поставил вам в вину, что вы «для всех хотите быть хорошим». Откуда у вас сила быть собой, что в вас питает смелость?

– Наверное, Господь. Вообще, по-моему, быть хорошим человеком – это вполне естественное желание. Каждый должен стремиться к красоте, свету, добру. Жаль, что в этом деле нет никаких соревнований, конкурсов. Представляете, с каким бы азартом люди состязались? Каждый бы старался лучше относиться к окружающим. Часто успокаиваю студентов: «Пусть ты сегодня не бросаешь батман на 90 градусов. Но разве в этом дело? Дело в твоем отношении, в желании, в воле». Нужно смотреть в сторону добра. Только так получится найти путь к себе.

Ольга Сударикова

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям