Орелстрой
Свежий номер №40(1244) 15 ноября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
«Все чудесатее и чудесатее»

Роскошь передвижения

15.07.2014

 Оптимистичные прогнозы на счастливое «четырехколесное» будущее России не сбываются. Восстановившись после кризиса, отечественный авторынок в 2013 году замедлился, а в этом – стал слабеть. Как итог, сегодня по продажам легковых автомобилей наша страна опустилась с первых строчек на седьмое место. Орловская область в стороне от негативной тенденции не осталась. Покупательский спрос в регионе действительно падает. Особенно заметна отрицательная динамика в таком сегменте легковых автомобилей, как SUV (внедорожники). Доля этих «железных коней» в автопарке Орловщины по разным данным снизилась примерно на 3–5 процентов. Причина тому проста – у орловцев нет средств на их содержание.

 
Катастрофически не хватает продаж
Согласно рейтингу, составленному агентством «Автостат», наш регион попал в список аутсайдеров по продажам машин. По подсчетам аналитиков, орловские автосалоны реализуют меньше тысячи машин в месяц. А всего два года назад мы показали самый высокий темп роста в стране по продажам иномарок. Удивительно, но факт: при таком раскладе показатель обеспеченности автомобилями на тысячу орловцев остается выше среднероссийского – 293 против 274. В целом же региональный автопарк, по данным областного УГИБДД, на начало года насчитывал 311,2 тысячи машин. Это на 24 тысячи автомобилей больше, чем годом ранее.
Российский автопарк на начало года состоял из чуть более 39 миллионов автомобилей (+6,5 процента). Причем прирост показателя дали в основном иностранные модели. Их в стране около 20,5 миллиона.
– В прошлом году продажи активно шли за счет действия госпрограммы по субсидированию розничного автокредитования, – поясняет ситуацию менеджер одного из орловских автосалонов Дмитрий. – В этом же году продать одну-две машины в месяц для нас огромный результат. И это притом что мы сократили в разы дилерскую маржу. Добавьте к общей картине то, что наши склады забиты автомобилями, которые мы не можем реализовать уже несколько месяцев.
Катастрофически низ­кие продажи отмечают и в целом по стране. Например, спрос на некогда популярный у россиян Ford в мае снизился на 56 процентов. А ведь в былые времена очередь на отдельные модели этой марки растягивалась на два-три месяца. На 39 процентов упали продажи у Peugeot, на 41 – у Honda. Сокращение объемов производства зарегистрировано и у GM-Avtovaz. Автопроизводители и дилеры ожидают дальнейшего падения рынка в июле-августе. И если по итогам 2013 года было продано на 161 тысячу автомобилей меньше, чем в 2012-м, в текущем году падение может быть еще более существенным.
 
Кредитный вопрос
– Повысить объемы реализации смогла бы возобновленная программа льготного кредитования или установление банками более лояльных условий для займов, – уверена представитель отдела продаж одного из салонов Орла Ольга Заболотская. – Львиную долю машин мы продаем в кредит. Но сегодня многие банки, ограждая себя от рисков невозврата, ужесточили требования к потенциальным заемщикам и повысили процентные ставки. Естественно, это отразилось на общих продажах.
Солидарна с экспертом и Ассоциация российских автодилеров. Ее представители написали обращение в Министерство промышленности и торговли РФ с просьбой вернуть программу льготного кредитования. Ради будущей прибыли дилеры заранее согласились на сокращение размера субсидии с 2/3 до 1/2 ставки рефинансирования.
Банкиры же для успешной работы на рынке автокредитования просят у чиновников принять решение о создании единой базы залогового имущества. А для оценки надежности клиента им нужен доступ к данным Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной налоговой службы. Пойдет ли на такие меры российское правительство, пока не известно.
 
Заводы под угрозой
Впрочем, эксперты исследовательского центра Roland Berger Strategy Consultants считают, что проблема отечественного авторынка кроется не только в вопросах кредитования.  И прогнозируют, что следующие два-три года будут для автопроизводителей и дилеров крайне тяжелыми из-за сложной макроэкономической и политической обстановки. Текущий кризис отразится и на результатах 2015 и 2016 годов. Государственная стратегия развития автопрома в четыре миллиона продаваемых в год машин, к сожалению, вряд ли достижима.
– По-прежнему рынок находится под давлением снижающейся российской экономики, которая, в свою очередь, далека от стабильности из-за внешнеполитического фона, наполненного угрозой войны с Украиной и санкциями Запада, – отмечает руководитель отдела аналитики «Автостат» Андрей Топтун.
Наиболее серьезный удар, по оценкам экспертов, придется на отечественных производителей и заводы по сборке иномарок в России. Поясним, почему. Во-первых, потенциал экспорта для них ограничен в основном странами СНГ: Казахстан, Украина, Беларусь и Азербайджан. Из-за проблем с Украиной объем экспорта де-факто сократился. Во-вторых, в ближайшем будущем грядет снижение импортных пошлин в соответствии с подписанным договором о вступлении в ВТО. Следовательно, для нас с вами вырастет привлекательность «забугорных» авто. Доля импорта на российском авторынке через шесть лет может превысить 50 процентов. Под угрозой замещения окажутся 600 тысяч собираемых в нашей стране иномарок.
К чему приведет такое развитие событий? Эксперты Roland Berger не исключают закрытия отечественных заводов по сборке иномарок. Речь идет даже об отмирании в целом бизнес-модели сборки по контракту. Сейчас такая договоренность действуют с Sollers, Автотор, Derways, ГАЗ. Даже при сохранении субсидий производителям выпускать у нас иномарки в малых объемах (меньше 25–50 тысяч единиц в год) уже сегодня становится невыгодно. А это такие бренды, собираемые в России, как Peugeot-Citroen, BMW, SsangYong, Opel и т.д.
 
Рука помощи
Без государственных субсидий и длительной поддержки отечественным производителям выжить крайне сложно. В этом году местным заводам компенсируют только утилизационный сбор в размере около 85 миллионов рублей. Субсидирование дает небольшое преимущество в 5–10 процентов по сравнению с импортом.
Чтобы хоть как-то исправить ситуацию, Министерство промышленности и торговли РФ планирует выделить 2,6 миллиарда рублей на поддержку отечественного автопрома. Эти средства, согласно законопроекту, рассматриваемому в последнем чтении в Госдуме, направят на целевую закупку автомобилей для Министерства внутренних дел и Федерального медико-биологического агентства. С помощью этих мер Минпромторг намерен сгладить общее снижение автопродаж в стране.
Впрочем, если в ближайшее время не предпринять скоординированные меры, сценарий деиндустриализации станет реальностью, и потребуются гораздо большие капиталовложения, эффект от которых уже окажется более слабым,  подвели итог в Roland Berger.
 
Сергей Целиков, директор аналитического агентства «Автостат»
Обеспеченность автомобилями в России пока в два раза ниже, чем в развитых европейских странах и в три раза – чем в США. В то же время она из года в год растет. И даже при отсутствии положительной динамики рынка этот показатель будет продолжать стабильно расти. По нашей оценке, примерно через 8–10 лет показатель обеспеченности приблизится к уровню стран Восточной Европы – 400 автомобилей на 1000 жителей.

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям