Орелстрой
Свежий номер №37(1241) 18 октября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Премьерное слово

Родные «чудики»

19.10.2013

Орловский академический театр имени И.С. Тургенева открыл 199-й сезон спектаклем «Пост скриптум P.S.» по рассказам Василия Шукшина. Автор инсценировки и режиссер – Игорь Черкашин. Сценография Юрия Сопова (Новошахтинск). Пока в академическом театре будет продолжаться капитальный ремонт, все постановки перенесены на сцену «Свободного пространства». 8 октября тюзовский зал заполнился постоянными зрителями тургеневского театра. Их не смутили отсутствие отопления и почти уличная температура.

 

Даль светлая

Что это такое в русской литературе – шукшинская проза? Настоящая «светлая даль» художественного слова, пронизанного чистым воздухом алтайских просторов и гор. Слова, вобравшего в себя дух сибирских (и русских в целом) людей. Для них отечественный быт и его «неудобства» – надстройка. Ментальный базис – стремление уйти от повседневности, решать неразрешимые вопросы, прорываться сквозь обыденность рутины к горизонтам, до которых вряд ли возможно дойти до конца.

Мне думается, талантливый режиссер Игорь Черкашин сам из породы таких вот российских «чудиков», стремящихся постичь неизведанное. И ничего удивительного, что для постановочного дебюта в качестве художественного руководителя тургеневского театра Игорь Анатольевич выбрал шесть рассказов Василия Макаровича – писателя, которого он любит и ценит как близкого его собственным чаяниям и устремлениям.

Инсценировка скомпонована так, что вбирает в себя разные по действию и эмоциональным состояниям шукшинские «чудинки». Нелепая покупка Сергея Духанина в «Сапожках». Малопонятные окружающим взаимоотношения дяди Володи, матери и Славки в «Вянет-пропадает». Разрушение Николаем Шурыгиным здания старинной деревенской церкви («Крепкий мужик»). Зацикленность Андрея Ерина на невидимых микробах – в рассказе «Микроскоп». Ревность Сергея Безменова к любимой и коварной жене («Беспалый»). Душевная близость Фили с умирающим чужаком-бобылем Саней («Залетный»). Вот они, российские провинциалы из маленьких городов и больших деревень, коих, по Федору Тютчеву, «умом не понять и аршином общим не измерить».

Режиссерский «аршин»

Именно им измеряется неразрывное единство всех персонажей, живущих рядом с козлами, на которые положено для распила бревно, и двумя белоствольными березками (любимицами Василия Шукшина), что держат электропровода, – знакомые символы русской деревни. Единство это – многоликое, поскольку среди представленных на сцене «чудиков» нет одинаковых людей. Очень «актерский» режиссер, Игорь Черкашин, тонко и скрупулезно работая с исполнителями, не только создал полноценный актерский ансамбль, но и наделил каждого героя постановки неповторимой индивидуальностью, открыв для меня новые творческие грани и возможности артистов, которых я не всегда ценил по достоинству в прошлых спектаклях театра.

Три образа созданы актером Сергеем Аксиненко: немного нелепый и неуклюжий, душевно чистый Серега Духанин в «Сапожках», темпераментный ревнивец Безменов, тонкий, ранимый и мудрый человек – умирающий Саня Неверов в «Залетном». Все трое «пропитаны» особым талантом артиста «рисовать» образы своих героев «красками» почти акварельными. Но «краски» эти не размыты. А потому и чувства, обуреваемые шукшинскими героями, их робость, страсть, горе, надежда – это чувства и состояния живых, понятных нам людей.

Не чужды мне в этом спектакле и экспрессивные порывы персонажей Виктора Межевикина – агрессивного Коли Шурыгина, порушившего церквушку и осужденного земляками на презрение, неистребимо доброго Фили Наседкина с его желанием вопреки мнению односельчан постичь загадочный для него характер больного Сани Неверова. Актерский дуэт Виктора Межевикина и Сергея Аксиненко в «Залетном» пронизан интонацией глубокой драмы. А умение Виктора Межевикина держать на авансцене насыщенную внутренним драматизмом паузу говорит о зрелом мастерстве артиста.

Таковы они, «чудики» из прозы незабвенного Макарыча. Над ними можно по-доброму посмеяться или погрустить. Заслуженный артист Николай Чупров (нерешительный дядя Володя и неуемный председатель), Нелли Галченко (Клара, «изюмная» женушка беспалого Сергея), Марианна Еремеева (восторженная девочка Груша), Юлия Некрасова (разбитная продавщица), Андрей Царьков (Ерин, забавный и обаятельный «философ» микробиологии, защитник микроскопа) – будто бы коренные деревенские жители, каждый со своим особым характером, своей неповторимой душевной «мелодией».

Все без исключения (в том числе и не упомянутые) актеры играют свои роли, избегая фальши и напряжения. Они не теряют и в диалогах, и в массовых сценах тех «чудинок», которые вырастили в себе за время репетиций с Игорем Черкашиным.

В хорошем «партнерстве» с артистами существуют на стене и «чудаковатые» сценографические придумки. Стожок сена (он же «купол» разрушаемой церкви) – будто бы живой человек. Вынесенные на авансцену треснутые иконы с изображениями святых так и «дышат» осуждением вандала. Репродуктор послевоенного времени, перед которым, подняв головы, замирают в финале, слушая популярную советскую песню о Родине, открыто-сердечные герои постановки – тоже «полнокровный» участник сценического действия. Одна постановочная деталь цепляется за другую, подхватывая третью, четвертую, пятую и т. д. – и вот уже перед нами разворачивается панорама жизни российской глубинки, из которой вышли и Василий Макарович, и многие из нас. Потому и «чудики», которых мы увидели здесь, не случайные гости, а родные люди.

Дружеские «придирки»

Не кажется ли Игорю Черкашину, что сцены «Вянет-пропадает» нуждаются в корректировке? После эмоционально насыщенных «Сапожек» они выглядели на премьере какими-то «присевшими». Молодой актер Павел Клячин в роли Славки совершенно не похож на подростка. Скорее, это студент вуза или техникума в… пионерском галстуке. Вокальные сцены, наверное, необходимо еще немного порепетировать, чтобы лучше настроить тональность «хора». И спектакль «Пост скриптум P.S.» как сценическое послесловие к творчеству В.М. Шукшина станет еще лучше.

Виктор Евграфов, фото Олеси Суровых

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям