Орелстрой
Свежий номер №33(1237) 20 сентября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Экономика

Реклама пошла в рост

18.04.2012

За последние пять лет в Орле вдвое увеличилось количество рекламных компаний, а спрос на размещение рекламы ежегодно  растет на 20–25 процентов. Самыми быстроразвивающимися сегментами этого сектора экономики являются наружная реклама и реклама на телевидении. О том, что сейчас происходит на этом рынке, «ОВ» рассказали эксперты.

Кто на новенького?

Точных данных, сколько в Орле участников рынка рекламных услуг, к сожалению, нет. Навскидку в областном центре работают 50–60 рекламных компаний. Среди них, по словам коммерческого директора компании «Аршин» Екатерины Карасевой, крупных игроков можно пересчитать буквально по пальцам. Впрочем, по словам экспертов, в последнее время на рынок зашли несколько новых перспективных участников, которые в будущем могут посоревноваться с крупнейшими компаниями.

А вот мелкие фирмы открываются чуть ли не ежедневно. Как правило, любая небольшая компания, состоящая из дизайнера, бухгалтера и руководителя, считает своим долгом повесить на двери вывеску с громким названием «рекламное агентство».

 

Что в бизнесе тебе моем?

По словам руководителя отдела компании «Проект» Дениса Архипова, то, что рекламные компании появляются как грибы после дождя, можно объяснить относительно невысоким объемом финансовых вложений при вхождении в этот бизнес. Если компания планирует выступать в роли посредника между клиентами и медиаселлером, то для этого требуется только наличие офиса, компьютера и одного менеджера в штате. Окупаемость занимает от года до трех лет.

Если же фирма планирует еще и изготовлять полиграфическую продукцию, то затраты составляют примерно 1–2 млн рублей. Период окупаемости – от трех до пяти лет.

Входной билет в сектор агентств полного цикла стоит не один миллион рублей, а период окупаемости может превышать пять-семь лет.

– Участников рекламного бизнеса в Орле условно можно разделить на три группы, – говорит руководитель орловских бизнес-курсов Татьяна Астахова.

Первая группа – это филиалы крупных федеральных агентств. Региональные представители могут заниматься одним видом рекламы, например, телевизионной. А могут охватывать и несколько сфер.

Во вторую группу входят компании, открытые как побочный бизнес для собственных нужд либо же для расширения сферы влияния основного бизнеса. Получение прибыли в этом случае не является главной целью работы таких рекламных фирм. 

Третья группа участников состоит из профессионалов рекламного дела, которые после работы на «чужого дядю», набравшись опыта и сформировав клиентскую базу, открывают собственный бизнес. Обычно в таких компаниях сроки окупаемости минимальны. А средства в дальнейшее развитие бизнеса вкладываются по мере появления свободных финансов.  

 

Неравномерное распределение

Рынок рекламных услуг в Орле неравномерный. По словам коммерческого директора компании «Вертикаль» Светланы Овчинниковой, в одних сферах рекламы наблюдается перенасыщение игроками, в других – недобор.

Так, по мнению одного из потребителей рынка рекламных услуг Никиты Горынцева, руководителя орловского филиала финансовой компании, фактически монополизированной является сфера рекламных услуг в общественном транспорте. Немного игроков присутствует и в сфере размещения рекламы на билбордах.

– В тех сферах, где наблюдается перенасыщение участниками, происходит демпинг цен, – говорит Екатерина Карасева. – Для того чтобы сохранить клиентскую базу, остальные игроки ориентируются на повышение качества услуг и расширение их линейки. Так, наша компания сейчас работает над развитием нового орловского сектора – рекламы на брандмауэрах*.

 

Специализация

Еще одна тенденция, характеризующая развитие орловского рынка рекламы, – специализация компаний по секторам. Растущая конкуренция вынуждает отдельные компании уйти в узкоспециализированные сферы, чтобы выделиться на фоне оппонентов.

– Впрочем, в Орле специализация – это только зарождающаяся тенденция, которая будет более четко прослеживаться в ближайшие годы. Для сравнения, в соседних регионах полносервисные агентства, которые сейчас в Орле играют ключевые роли в рекламной сфере,  постепенно теряют свои позиции, – говорит Татьяна Астахова.

 

Ориентир на среднее звено

Как сообщили «ОВ» в рекламном агентстве «Алые паруса», в последнее время растет не только количество компаний, предлагающих свои услуги, но и рекламодателей. Причем увеличение количества потребителей рекламных услуг – тенденция не только региональная, но и общероссийская. По информации федеральных СМИ, объем расходов на рекламу уже превысил «золотой» докризисный 2008 год. Общий расход на рекламу по отдельным данным в нашем регионе увеличился на 15–20 процентов.

По словам Екатерины Карасевой, основные потребители рекламных услуг – представители среднего бизнеса.

– Заказчики со временем осознали, что реклама – это не дань моде, а эффективный способ продвижения компании, один из залогов ее стабильности, – говорит Светлана Овчинникова. – Соответственно, растет и строка расходов на рекламу в различных секторах: на ТВ, в газетах и т.д.

Расклад сил

По информации Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) и компании TNS, в стране увеличивается спрос на рекламу в Интернете. На втором месте в общероссийском формате по популярности оказалась реклама на ТВ, а затем и в печатных изданиях.

В Орле ситуация противоположная. Реклама на телевидении остается самой популярной, так как ТВ-аудитория по-прежнему является самой многочисленной, вопреки распространенному мнению о том, что россияне стали меньше смотреть телевизор, предпочитая черпать информацию в Интернете. Первое место с ТВ-рекламой делит наружная реклама, особенно размещенная на носителях, установленных в местах развязки дорог. На «козырные», как говорят рекламщики, билборды список заказчиков расписан на несколько месяцев вперед.

На втором по популярности месте находится реклама в печатных изданиях. Причем если года три-четыре назад был бум на размещение рекламы в бесплатных или «желтых» изданиях, публикующих также программу передач, то сейчас рекламодатели стали более разборчивыми. В сфере их интересов оказались печатные СМИ, постоянно работающие над контентом, квалифицированно и без лишнего эпатажа освещающие события, ориентированные на экономическое просвещение своих читателей. Именно такие издания предлагают рекламодателям качественные имиджевые статьи.

А вот реклама в Интернете в Орле сильно провисает.

– Многие руководители, в том числе и я, не понимают, какой эффект можно «поймать» от интернет-рекламы, – проясняет ситуацию Никита Горынцев. – К сожалению, компании, размещающие рекламу в Интернете,   не могут объяснить клиенту, на какой именно общественный сегмент  будет рассчитана подаваемая информация, нет исследований посещений сайтов ни по гендерным, ни по возрастным группам.

Если же заказчики все же размещают рекламу в Интернете, то, по словам экспертов рынка, предпочитают оплачивать информационные площадки в социальных сетях с качественным наполнением.

Креативная революция

По словам экспертов, орловский рынок рекламы продолжит активно развиваться и перераспределяться по нишам в течение трех-пяти лет. За узкоспециализированными компаниями, судя по опыту соседних регионов, будущее рекламного рынка.

Спрос на  рекламу будет расти в первую очередь у тех компаний, которые смогут предложить не просто рекламу, а, например, рекламу с таргентингом** и подробным маркетинговым исследованием аудитории.

Эксперты также ожидают в Орле начало «креативной революции» в сфере рекламы. Заказчики давно устали от традиционных способов подачи информации и ждут от рекламных компаний свежих идей.

– Те руководители, которые вовремя переориентируют своих менеджеров на новые подходы в работе с клиентами, выйдут в бесспорные лидеры, – считает Татьяна Астахова.

Виталия Плахова

*Брандмауэр – рекламное объявление в виде натянутого полотна или щита на крыше здания.

** Таргентинг  (от англ. target – «цель») – это способ, позволяющий определить вашу целевую аудиторию и отсеять тех, кто к ней не относится.

Комментарий:

Татьяна Астахова, руководитель орловских бизнес-курсов:

На мой взгляд, одна из проблем орловского рынка рекламы – отсутствие гибкости в работе с клиентами у некоторых компаний. Поэтому в Орле мало эксклюзивных рекламных продуктов. Для того чтобы реклама привлекала внимание целевой аудитории, требуется нестандартный, смелый, но при этом профессиональный подход со стороны рекламных агентов. Конечно, оригинальные идеи и решения стоят дороже стандартных продуктов. Но в этом и заключается задача менеджера: объяснить клиенту, что хорошее дешевым не бывает, выгоднее сейчас заплатить за качественную оригинальную рекламу и  в конечном итоге выделиться на фоне конкурентов.

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям