Орелстрой
Свежий номер №33(1237) 20 сентября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Специально для "ОВ"

«Реальное перераспределение полномочий между центром и регионами в обозримом будущем нереализуемо»

17.07.2017
 Недавно вышел в свет вызвавший резонанс доклад Всемирного банка «Экономика России: от рецессии к восстановлению». В нем изложены рекомендации по укреплению устойчивости как российской экономики в целом, так и экономики регионов в частности. По мнению авторов доклада, повысить экономическую устойчивость российские регионы смогут, если введут максимальную ставку налога на прибыль, начнут исчислять земельный и имущественный налоги, основываясь на рыночной стоимости, а также перестанут увеличивать количество бюджетников. Этот вопрос отчасти созвучен с другим, он касается давно обсуждаемой темы перераспределения полномочий между центром и регионами… Данные проблемы, помимо прочего, роднит прежде всего одно: ни та, ни другая, по всей видимости, в ближайшее время в России разрешены не будут. Почему, «ОВ» пояснил доктор политических наук Дмитрий Нечаев.
 
Выход на перспективу?
– Дмитрий Николаевич, как выводы доклада специалистов Всемирного банка соотносятся с российской реальностью?
– Серьезные отечественные экономисты отдают себе отчет в том, что рекомендации МВФ, Международного банка реконструкции и развития, различных рейтинговых агентств или, как в данном случае, Всемирного банка слабо отражают интересы нашей страны и зачастую малопригодны в осуществлении каких-либо проектов или дают лишь незначительный позитивный эффект. Поэтому ориентироваться на критерии данных организаций стоит, но придавать им такое уж большое значение вряд ли уместно.
Было бы целесообразнее выработать для каждого региона свои стратегии и в их рамках решать проблемы, стоящие перед ними. Сейчас они под жестким контролем федерального центра должны подготовить в рамках перспективного планирования реалистичные стратегии до 2035 года. И мне представляется, что если эти документы будут разрабатываться также с учетом проблем, озвученных Всемирным банком, но при этом с опорой на мнение региональных ученых-экономистов, то это реальный выход на перспективу.
 
Исполнение майских указов нельзя имитировать
– Помимо названных вами вопросов, выводы специалистов Всемирного банка идут еще и вразрез с майскими указами президента…
– Да, вы правы... Понятно, что если в рамках макроэкономического монетаристского подхода в регионах возьмутся за решение какой-то части из существующих проблем, например, за финансовую устойчивость, то, безусловно, похоронят те задачи, которые ставятся перед ними, к примеру, в рамках майских указов президента 2012 года.
Скажу больше, для меня абсолютно очевидно, что далеко не во всех регионах можно на все сто процентов их выполнить. Хотя по-хорошему эти указы  следовало бы реализовывать. Но практика показывает, что когда мы сталкиваемся с попытками выполнения каких-то положений, касающихся социальных проблем, в рамках этих указов, то получается то, что получается…
Привожу конкретный пример: есть установка повысить заработную плату ученых академических вузов в два раза по сравнению со среднестатистической по регионам страны. Речь идет о сумме порядка 60–70 тысяч рублей. Понятно, что этих средств в регионах или недостаточно, или их нет вообще. К решению этой задачи бюрократические умы подходят следующим образом: они уговаривают академические институты РАН или вузы предложить ученым перейти на 0,5 ставки или на 0,25 ставки и таким образом выполнить поставленную президентом задачу. Поэтому, как мне видится, майские указы – это не догма и не священная корова. К их реализации нужно подходить реалистично. И уж как минимум лучше какие-то моменты их воплощения в жизнь перенести, чем имитировать их выполнение.

Любая энергетика должна поощряться
– Не столь давно в России вновь возобновлен разговор о перераспределении полномочий между центром и регионами. Вместе с тем, в проекте отчета Федерального собрания о развитии региональной политики, насколько я успела заметить, говорится о чем угодно, но не о реальном перераспределении путем повышения доходов регионов через наращивание трансфертов или увеличение доли регулирующих налогов, частично поступающих в субъекты Федерации. Но для экономики России этот тренд, на мой взгляд, неизбежен. Когда это все же может произойти?
– Отвечаю более чем конкретно. Я сейчас наблюдаю пятую волну интереса экспертного сообщества, ученых и управленцев из регионов к проблеме выравнивания межбюджетных отношений, перераспределения полномочий между федеральным центром и регионами. Как региональный эксперт я все время выступал и выступаю за то, что успешные регионы, которые увеличивают налогооблагаемую базу, должны иметь возможность получать больше финансовых средств от федерального центра. Но вместе с тем я далек от мысли, что тема перераспределения полномочий и выравнивания межбюджетных отношений на сегодняшний день актуальна как для федерального центра, так и для российских регионов…
В идеале, между центром и регионами должен быть выработан эффективный перераспределительный механизм, который бы позволил регионам-лидерам получить чуть больше, чем они получают сейчас. Потому что любая энергетика должна поощряться, иначе теряется смысл в этих усилиях. К примеру, мы говорим о регионах ЦФО: это Белгородская, Липецкая, Калужская, Воронежская, Тульская области, у которых в последнее время многое очень хорошо получается. Я думаю, для них должен быть какой-то определенный материальный стимул.
С другой стороны, федеральный центр, естественно, не должен оставлять один на один с трудностями богом забытые проблемные регионы страны. В ЦФО это Ивановская, Костромская и Орловская области.
Но я как региональный эксперт все же полагаю, что сейчас эти проблемы как не самые приоритетные не должны стоять в повестке дня. Почему я так думаю, несмотря на слова о необходимости материального поощрения успешных российских регионов? Дело в том, что сейчас Россия функционирует в определенных условиях западных экономических санкций. Безусловно, всем тяжело: и бизнесу, и госструктурам. Это понятно и обосновано, но, с другой стороны, хотите верьте, хотите нет: на сегодняшний день те из регионов, которые хотели бы что-то создать, которые обеспечивают позитивную динамику развития, которые каждый год увеличивают процент инвестиций, в которых растет промышленное и сельхозпроизводство, масштаб строительства, словом, где все более-менее нормально, – им некогда жаловаться. И федеральный центр, особо не афишируя этот процесс, находит возможность поощрять тех, кто активно работает.

Финансово-политические издержки
– Но есть, как я вижу из вашей преамбулы, все же какое-то «но»… Это так?
– Да, есть… Дело в том, что федеральный центр на сегодняшний день несет огромную финансовую нагрузку в плане повышения обороноспособности страны. Это сейчас, как никогда, актуально. И мне кажется, что к этому не привлекают публичное внимание из-за того, что финансовые средства на эти цели идут не просто в большом, а в глобальном масштабе. Потому что больше двадцати пяти лет наша страна не занималась качественным повышением обороноспособности...
– Но ведь помимо финансового аспекта между центром и регионами есть еще и политический.
– Вы, безусловно, правы. Этот аспект, прежде всего, предполагает гармоничное взаимодействие между федеральным центром и субъектами РФ в плане межбюджетных отношений. Но, вместе с тем, эту проблему периодически обостряют некоторые этнические субъекты страны. Мы помним, что стояло за попытками сепаратизма некоторых субъектов Федерации. Мы помним, как в 90-е годы ряд российских регионов, таких как, к примеру, Татарстан, вообще не платили федеральные налоги. Мы помним, как грибы, росли статусы и должности президентов этих этнических республик. Как помним и то, что другие этносы в этих республиках были, мягко говоря, не в особенном почете. Поэтому, как мне видится, педалирование тематики перераспределения полномочий между центром и регионами играет на руку определенным националистическим силам этнических республик. Полагаю, что именно этнократия периодически поднимает эту тему…
В 2017 году завершает свое действие договор о распределении полномочий между РФ и Татарстаном. И, надеюсь, практика заключения договоров между федеральным центром и этническими республиками уйдет в прошлое.
 Наталья Балакирева

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям