Орелстрой
Свежий номер №9(1109) 22 марта 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Весь мир - театр

Разрешите встать в строй!

21.06.2016
 Если очень-очень сильно постараться, пожалуй, можно назвать одну-единственную отличительную черту, сделавшую каждый неповторимый, неподражаемый, незабываемый спектакль театрального фестиваля LUDI-2016 уникальным. Речь идет не только о художественных средствах (естественно, у каждого мастера своя палитра). Здесь шкала иного рода – способ воздействия на зрителя.
 
Разум когда-нибудь победит?!
Психоутопия Липецкого государственного академического театра драмы имени Л.Н. Толстого «Полковник-птица» запомнится не только тем, что официально открыла фестивальную программу. Ее изюминка в том, что на протяжении действа меняются не только взгляды и судьбы героев, но и мировоззрение зрителя.
На одни и те же вещи до и после погружения в мерно закручивающуюся воронку постановки режиссера Сергея Бобровского публика смотрит совершенно по-разному.
«Сюжетообразующим» в спектакле по пьесе болгарского драматурга Христо Бойчева стал Доктор (Дмитрий Гусев). Однако нельзя сказать, что он в центре внимания. Скорее, он нить, на которую некто нанизывает бусины – какие-то непонятные, аляповатые, не имеющие четкой формы, словно сделанные неловкой детской рукой из разного материала по разным поводам.
Если отталкиваться от утверждения, что «нормального» врача в психиатрии просто не существует, с этим персонажем все сразу становится понятно. Депрессия перед вопросами бытия и всякая, прости господи, экзистенция, гамлетовский комплекс, метания бесконечного поиска…
Под завывания волков Доктор попадает в дом сумасшедших, точнее – в комнату, в которой сжались от холода обитатели безрадостного приюта. В казенное учреждение с дурной славой превратилась церковь, возведенная некогда в честь 40 святых мучеников. Теперь мучеников здесь меньше…
Невеселая компания: клептоман-алкоголик, цыган-импотент, «таможенница» любви, солдат, оглохший от контузии, мужчина, возомнивший себя мальчиком-с-пальчиком, загадочный русский (Максим Дмитроченков, Дмитрий Немонтов, Андрей Литвинов, Владимир Борисов, Владимир Авраменко, Эмин Мамедов, Вячеслав Михеев). У каждого из них своя боль, свой страх, трагедия, постепенно как вода камень подточившая и без того несладкую жизнь.
Боязнь маленького человека быть раздавленным чьим-то тяжелым сапогом. Упорхнувшая прямо из рук мечта самого сладкого и полного творческого самовыражения. Убивающая невозможность выплеснуть, излить, обуздать свою силу и мысли. Неискупленный грех. Душевные болячки-страдания как рубцы от глубоких шрамов помогают героям самоидентифицироваться.
Звучит словно пожизненный приговор суда за самое тяжкое преступление. На деле – еще страшнее. Тело пребывает в убогой серой комнате с наспех сколоченной деревянной мебелью. Сердце – в заточении тоталитарной системы, подавившей все возможные ростки гуманизма.
Поднимите мне веки
Игра актеров липецкого театра – одновременно гармоничный ансамбль и полная какофония. Иногда кажется, что они впивают в собственную душу острые иглы, порой как бы «издеваются» над зрителем, бравируя только им известной тайной. С одной стороны, вызов, с другой – осторожность, замкнутость, забитость, обремененная тяжкой ношей человеческих комплексов. Психоутопия – и точка.
Изначально полные негодования доклады Доктора в областной психдиспансер становятся все более обреченными, монотонными, привычными: нет провизии, нет теплой одежды, нет лекарств, нет белья…
Поддержки ждать неоткуда. Однако одним прекрасным днем она как манна небесная падает (с неба, естественно) в виде гуманитарной помощи, а также воплощается физически в лице пробудившегося ото сна полковника Фетисова (Максим Дмитроченков). Военачальник всем по ложке, как микстуру, выдает спасение. Хворых исцеляет, немощных духом воодушевляет.
Больные превращаются в солдат, уверенных, что армия существовала с момента появления человека, а строй «должен быть внутри нас». Неизвестно, что лучше.
Уроки военной подготовки, внедренный распорядок кажутся абсурдными. В них уморительность беззлобных гримас, игра мускулами и трагедия тоталитаризма.
Вывод куда более серьезен. Всякое общество людей – лишь игра с установленными правилами. Неподчиняющиеся считаются сумасшедшими. Поддавшись обаянию и властности полковника, его воинское формирование автоматически выздоравливает, но в какой-то степени теряет индивидуальность.
Сейчас военной диктатуре есть оправдание – влияние болезни.
Стальные руки-крылья
Так как безумие и политика неразделимы, обитателям желтого дома приходит в голову мысль создать свою государственную границу, а затем присоединиться к ООН. Что поделаешь – обычные сумасшедшие. Но, с другой стороны, именно так они пытаются найти свой мир.
Для доктора происходящее вначале – социально-психологический эксперимент, а затем нечто, придающее смысл и его собственному существованию.
Вот здесь и нужно вспомнить о меняющемся мировоззрении.
Полковник, «гроза – врагам, отец – солдатам», вовсе не деспот-самодур. Он феникс, до поры до времени державший крылья за спиной. Беззлобные психи вслед за политическими маневрами выдумывают собственную эволюцию. Человек произошел от птицы: только эти странные создания могут летать. Птица – потому что у нее есть крылья, а человек благодаря духу.
В представлении своих подопечных Фетисов умеет летать, но не покидает птенцов в надежде помочь им когда-нибудь взметнуться в небо. Скованные одной цепью, стоящие в строю превращаются в друзей: каждый готов подставить плечо другому. Убогие больничные стены оживляет любовь, немного комичная – такая, которая только может разгореться в хаосе. Доктор-наблюдатель уже не может понять, «какая из игр настоящая – их маленькая или наша большая». В целом любое великое начинание – паранойя.
Спектакль, пугающий обреченностью и неизбывностью всего происходящего, полный проблесков надежды, граничащей с бессмысленностью, в конце концов  становится жизнеутверждающим.
Гамлетовский герой в этом абсурдном королевстве принимает решение быть. Теперь возникает другой вопрос – за кем идти…
Если всю жизнь поступаешь как все и ничего не добиваешься, должен же ты извлечь какой-то урок?!
Липецкий театр предлагает рискнуть и стать белой вороной. Пожертвовать всем и попытаться найти близкие души в нашем мире, созданном для одинаковых и одиноких.
Блаженны сумасшедшие, блаженны дерзнувшие!
Ольга Сударикова

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям