Орелстрой
Свежий номер №33(1237) 20 сентября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Весь мир - театр

Разные LUDY

15.06.2016
Международный фестиваль камерных и моноспектаклей LUDY – его очень ждали и не очень надеялись, что все, наконец, случится. Однако даже затянувшийся ремонт в театре «Свободное пространство» (который, к слову, до сих пор не завершен) тому не помешал. Пять площадок: сцены ТЮЗа, театра «Русский стиль», ОГАТ им. И.С. Тургенева, городского центра народного творчества и ОГИИК – приняли участников фестиваля, в этом году проходившего под девизом «Жизнь человеческого духа». Старт был дан 1 июня, завершилось все седьмого. И хотя на момент сдачи номера в печать победители еще не определены, впечатлений от просмотренного накопилось уже с лихвой. Чтобы более-менее их структурировать, в этот раз рассказ будет о первых трех фестивальных днях.
 
Люди блаженные
Как метко заметил идейный вдохновитель фестиваля, худрук театра «Свободное пространство» Александр Михайлов в третий фестивальный день, за этот короткий период на разных сценах перед зрителями предстали, образно говоря, люди блаженные, люди влюбленные и люди советские. Каждый новый день – новый вид.
Главные «блаженные» дня-открытия – герои истории, рассказанной Липецким государственным академическим театром драмы им. Л.Н. Толстого. Спектакль режиссера Сергея Бобровского «Полковник-птица», созданный в оригинальном жанре психоутопии, рассказывает о людях, искалеченных войной. Их трагедия не в увечьях физических, а в ранах душевных. Сумасшедшие, они ищут путь спасения духа, повторяя словно заклинание: «Наш мир где-то должен быть». И бредут в потемках такого же потерявшего разум мира, так и не найдя ни выхода, ни пристанища. Отсутствие героического пафоса вкупе со стремлением выйти к свету из кромешного ада войны делает спектакль печально современным.
Многократный лауреат всевозможных театральных конкурсов, в апреле 2013 года этот спектакль был снят в видеоархив в рамках проекта Министерства культуры РФ «Культурное наследие России. 200 лучших спектаклей». А 1 июня достойно открыл фестиваль в Орле.
Люди влюбленные
2 июня театр Замка из Клайпеды представил на суд зрителей и жюри моноспектакль по знаменитой новелле Стефана Цвейга «Амок». Габриэлюс Запальскис в течение 50 минут рассказывал со сцены трагичную историю столкновения любви и долга, жгучей, всепоглощающей, разрушительной страсти. Рассказывал на литовском, но в этом зале в этот час понятия языковой барьер, похоже, не существовало. Проникновенная, эмоциональная игра молодого талантливого артиста настолько заворожила зрителей, что, кажется, и в транслировавшихся во время спектакля субтитрах не было необходимости.
А позже на большой сцене «Свободного пространства» можно было наблюдать совсем иную историю любви. Вернее, сразу несколько историй. Трогательный спектакль с говорящим названием «Про любовь» сыграли актеры всемирно известного театра «С улицы Роз» (Молдавия, Кишинев). Четыре одноактные пьесы по произведениям Людмилы Петрушевской «Любовь», Семена Злотникова «Два пуделя», Аллы Соколовой «Алло!» и Валентина Распутина «Рудольфио» каждая по-своему рассказывают об этом тонком, порой странном, внезапном и окрыляющем, дающем надежду и толкающем на маленькие и большие подвиги чувстве. Кишиневский театр принимал участие в фестивале LUDY уже не впервые, в этот раз орловские зрители оказали полюбившимся гостям теплый прием.
Люди советские
И правда, большую часть спектаклей, сыгранных в третий фестивальный день, объединил этот удивительный образ, который, думается, еще долго будет для многих из нас узнаваемым и актуальным, – образ советского человека.
Настоящей жемчужиной LUDY-2016, на мой взгляд, стал моноспектакль городского театра из Нижневартовска «Хочу в Париж» по одноименному рассказу Михаила Веллера. Скромная, минималистская и удивительно точная сценография, блистательные режиссерские находки Вячеслава Зайчикова, мастерская игра исполнителя главной и единственной роли Евгения Наумова – и грустный юмор советского работяги, с детства мечтавшего увидеть Париж и обомлеть, беспрепятственно входит в сердца зрителей. Его кажущаяся сейчас незамысловатой мечта мгновенно превращается в мечту всего зала, а история надежд, сомнений и разочарований на пути к ней – историей каждого из нас. Эмоционально наполненный спектакль еще более цельным делают звучащие на протяжении всего действа любимые французские мелодии 1960–1980-х, голоса Шарля Азнавура, Ива Монтана, Джо Дассена. И, кажется, так и не сбывшаяся мечта многих таких вот советских граждан становится на час ближе.
Вторая работа, наполненная образами еще недалекого прошлого, тесно переплетающегося с настоящим, – спектакль «Пять вечеров» по пьесе Александра Володина, в тот же день представленный зрителями. Для Владимирского академического областного театра драмы постановку осуществил знаменитый литовский режиссер Линас-Мариус Зайкаускас, кстати, и в Орле поставивший несколько спектаклей, в числе которых пронзительная драма о страстях человеческих «Украденное счастье». Тот, кто хорошо знаком с режиссурой Линаса, безошибочно распознает ее и в «Пяти вечерах»: плотное действие, выдерживающее сразу несколько конфликтов, четко прорисованные, как будто под лупой со всех сторон рассмотренные герои советской (или вечной?) драмы, разворачивающейся в простой ленинградской коммуналке. Постановщик вслед за автором многими любимой пьесы рассказывает нам историю любви, отягощенной 17-летней разлукой, забытой, зарытой, кажется, в самые дальние уголки души, но сохраненной. И обретенной в финале.
Наши люди
На фестивале свои работы представили, конечно, и орловские театры. В свое время «Орловский вестник» подробно рассказывал о каждой из них. А поэтому сейчас просто перечислю наши спектакли, ставшие участниками фестиваля LUDY в этом году. 1 июня театр для детей и молодежи «Свободное пространство» представил пронзительный моноспектакль Валерии Жилиной в постановке Александра Михайлова «Были слезы больше глаз» по произведениям Марины Цветаевой. Позже, 2 июня, этот же театр показал зрителям еще одну работу Александра Михайлова – спектакль «Художник и любовь», в основе которого известный рассказ нашего земляка Николая Лескова «Тупейный художник».
Также 2 июня зрители и жюри смогли увидеть спектакль «Кроткая» по рассказу Федора Михайловича Достоевского, представленный на фестиваль муниципальным драматическим театром «Русский стиль» им. М.М. Бахтина (режиссер-постановщик – Владимир Дель). Наконец, 6 июня Орловский государственный академический театр им. И.С. Тургенева на своей сцене показал спектакль о войне «Выстрел» по одноименной пьесе драматурга Владимира Жеребцова (режиссер-постановщик – Игорь Черкашин).
О том, в чем различие «западного» и «восточного» театров, как звучит на белорусском русская проза и, наконец, кто получил главные награды VI Международного фестиваля камерных и моноспектаклей LUDY, читайте в следующем номере «ОВ».
 
Александр Михайлов, художественный руководитель театра «Свободное пространство»
Конечно, любые форсмажорные обстоятельства радости не прибавляют. Но все, что мы могли сделать в существующих условиях, мы сделали. Я рад, что строители правильно нас поняли и привели в рабочее состояние театр. Это не значит, что все работы здесь закончены. Многое еще предстоит сделать. У нас еще будет открытие сезона, настоящее открытие обновленного театра, где мы сыграем свой новый большой спектакль.
Ольга Шевлякова

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям