Орелстрой
Свежий номер №9(1109) 22 марта 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Жизнь – театр

Разные LUDI: постскриптум

22.06.2016

VI Международный фестиваль камерных и моноспектаклей LUDI завершился поздним вечером 7 июня. Жюри, которое в этом году представляли театровед, театральный критик Нина Мазур (ФРГ), театровед, организатор фестиваля моноспектаклей «Отражение» Мария Танана (Литва), драматург, публицист Карине Ходикян (Армения) и журналист, театральный критик Владимир Спешков (Россия), огласило свои вердикты. Как и было обещано, я кратко расскажу об этих итогах и еще немного о том, что не вошло в первую «фестивальную» статью, что вызвало эмоции, заставило задуматься и показалось особенно интересным: о трех спектаклях и одном экспириенсе.

Сказка абсурда и трагедия одиночества

Этот спектакль получил специальный диплом дирекции фестиваля «За талантливое разрушение театральных стереотипов». Речь о философской сказке в стиле пост-модерн, которая, собственно, так и называется – «Сказка» и которую представил израильский театр «The Velcro Sisters». Эта полупритча, полуфарс, а в конечном итоге просто презабавнейшее действо – совместная работа писателя, актрисы, режиссера Юдит Джинжер и актрисы Сигалит Фукс.

Снискав любовь зрителей и популярность в кругах критиков на родине, талантливые женщины привезли свой эксперимент в Россию, рискнув показать в Орле. Определенный риск в этом действительно был, ибо театр абсурда ни в его классическом воплощении, ни в таком, слегка «модернизированном», облегченном, орловскому зрителю непривычен. Грустная история о покинутой, несчастной, одинокой женщине вдруг превращается в яркий фееричный псевдомюзикл, роль человека на сцене играет «кролик»… И, тем не менее, в этом случае, похоже, все всё поняли. Ибо в финале, когда главная героиня все же умирает, зрители… гомерически смеются. Как и было задумано.

Совсем иной финал совершенно другой истории представили публике артисты Национального академического драматического театра имени Якуба Коласа из Витебска. Пьеса «Похороните меня за плинтусом» Павла Санаева игралась на белорусском. Игралась до того пронзительно и талантливо, что после спектакля аплодисменты не смолкали долго, а столько криков «браво», по-моему, не слышал больше ни один из спектаклей LUDI-2016. Кто читал эту жесткую, может быть, даже жестокую книгу-исповедь о маленьком Саше Савельеве, вынужденном жить с бабушкой-деспотом, мечтающем хоть о коротенькой встрече с матерью, которая лишена возможности общения с сыном, наверняка не раз испытал гнетущее ощущение ужаса безысходности. Поразительно, но белорусским создателям этой потрясающей постановки удалось не ввергнуть зрителя в атмосферу безотчетного страха и беспросветного мрака.

Светлый, пронизанный грустью, но и не без толики юмора, этот спектакль тем звонче звучит финалом, приближающим нас к истинной трагедии. Талантливейшая игра Тамары Скворцовой (Бабушка) и Романа Соловьева (Саша), еще студента, ставшего настоящим актерским открытием фестиваля, поддержаны точной режиссурой Валерия Анисенко. А лаконичная и вместе с тем раскрывающая бесчисленные пласты смыслов сценография, основной образ которой – осколки, разбросанные по сцене и становящиеся то телефонной трубкой, то столовыми приборами, то острым лезвием ножа, – делает спектакль полностью сложившимся, цельным и удивительно образным.

Плач матери

Об этой войне мы знаем совсем немного. Хотя миллионы беженцев и более сотни тысяч погибших делают ее самой разрушительной в Европе со времен Второй мировой. Боснийский конфликт 1921–1925 годов с его этническими чистками, массовыми изнасилованиями, геноцидом. С матерями, оставшимися оплакивать погибших детей. Страшная трагедия народа в монодраме «Мать Мейра и ее дети» (театр «Рондо», Польша, режиссер – Станислав Медзиевский) превращается в трагедию человечества. Квинтэссенция боли всех матерей Земли звучит пронзительным монологом из уст актрисы Кэрол Свифт. Звучит жестко и отрывисто, сдержанно, но с колоссальным эмоциональным накалом, горько и одухотворенно.

Спектакль – победитель многих театральных фестивалей, проливает свет на многие темные стороны героической «битвы с живыми за права мертвых». Пьеса, повествующая о боли и горе тех, кто оберегает самых дорогих и близких от беды, призывает хранить память о них вечно. Это призыв к справедливости по отношению к невинным жертвам, это спектакль о злодеяниях человека, совершенных в прошлом и совершаемых в настоящем, и исторических демонах нашего континента, на чьей совести горечь и боль людских потерь.

Эта история войны, поставленная польским режиссером, рассказанная английской актрисой, именно сейчас звучащая страшно современно, была показана в заключительный день фестиваля и символично награждена специальным дипломом «За бескомпромиссное отношение к проблемам войны и мира».

Путь Эдипа

В тот же финальный день зрителей и участников LUDI-2016 ждал еще один сюрприз. Пара-театральное действо экстравагантного грека Василиса Лагоса «Путь в Колон» анонсировалось заранее, но что оно будет представлять в конечном итоге, догадывались разве что артисты театра «Свободное пространство». Именно им предстояло примерить на себя образ ослепленного Эдипа и за полтора часа пройти символический путь героя античной трагедии, к которому ребята во главе с наставником-авангардистом Василисом Лагосом готовились семь фестивальных дней.

Согласно сюжету трагедии Софокла, царь Эдип, ослепший и изгнанный из Фив за убийство своего отца и брак с матерью, скитаясь по Греции с дочерью Антигоной, приходит в Колон под Афинами. И вот артисты с завязанными глазами направляются вперед, по лестницам и коридорам театра, преодолевая препятствия, устроенные им постановщиком действа, чтобы в результате прийти к искомой цели – в символический город, которым стала театральная сцена. Роль Антигоны в этом своеобразном семинаре-тренинге досталась публике. Зрители поддерживали и направляли невидящих артистов и так сами становились участниками этой занимательной игры.

Экспериментальный театр Василиса Лагоса – театр процесса. В нем не так важен результат, как само действие. Не так значимо, придет ли Эдип в Колон, важно, какой опыт он получит на этом пути, какие эмоции переживет, какие сопротивления преодолеет. Он призывает как бы оттолкнуться от самого себя, хотя бы временно отказаться от косности восприятия действительности и почувствовать, что мы не ограничены рамками нашей физической оболочки. «Жизнь человеческого духа» – так звучит девиз фестиваля LUDI-2016. И эта жизнь духа торжествует в финале пара-театрального эксперимента, когда актеры, взойдя на театральные подмостки, сбрасывают с глаз повязки, «прозревают», кажется, найдя здесь свой Колон.

Nota bene

Осталось огласить итоги. И здесь хочется быть лаконичной, ведь, в конце концов, не всегда важно, стал ты лучшим в этот раз или увезешь домой не диплом победителя, а диплом участника и сердца зрителей, отданные тебе навек. Итак.

Гран-при фестиваля – спектакль «Были слезы больше глаз» (орловский театр «Свободное пространство», режиссер – Александр Михайлов, актриса Валерия Жилина).

Лучший спектакль большой сцены – «Полковник-птица» (Липецкий государственный академический театр драмы имени Л.Н. Толстого, режиссер – Сергей Бобровский).

Лучший спектакль малой сцены – «Письмо Богу» (театр «Ланжеронъ», Харьков, Украина, режиссер – Галина Панибратец).

Лучшая работа режиссера – Вячеслав Зайчиков (cпектакль «Хочу в Париж!», Нижневартовский городской драматический театр).

Лучшая мужская роль – Сергей Лысенко (Фейербах в спектакле «Я, Фейербах», Старооскольский театр для детей и молодежи).

Лучшая женская роль – Тамара Скворцова (Бабушка в спектакле «Похороните меня за плинтусом», Национальный академический драматический театр имени Якуба Коласа, Витебск, Беларусь).

Владимир Спешков, председатель жюри фестиваля LUDI

Фестиваль, на взгляд жюри, получился событийным и содержательным. Афиша, состоявшая из 19 названий, делает честь организаторам LUDI-2016 и, прежде всего, главным «хозяевам» фестиваля – театру «Свободное пространство». Мы (члены жюри) работали удивительно дружно и всегда находили общий язык. Фестиваль шел неделю. Каждый вечер мы говорили о своих впечатлениях и неизменно возвращались к впечатлениям первого дня, к спектаклю, эмоции от которого не смогли перебить никакие другие. Я очень рад, что он был создан в этом городе, в этом театре. Поэтому мы были совершенно единодушны в присуждении высшей награды фестиваля – гран-при – моноспектаклю «Были слезы больше глаз».

Ольга Шевлякова

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям