Орелстрой
Свежий номер №36(1240) 11 октября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Твоя Родина, сынок

Раздумья о бюджете, парковках и неучтенной недвижимости

26.09.2017

Программу «Формирование современной городской среды на территории города Орла» в этом году у нас провалили с треском. В рамках нее должны были отремонтировать 77 дворовых территорий, благоустроить бульвар Победы и парк «Ботаника», подготовить проектно-сметную документацию на благоустройство Детского парка. Москва на эти цели выделила Орлу 122,5 миллиона рублей. Из своих денег город добавил еще 10 миллионов. Для областного центра с трехсоттысячным населением денег совсем немного. Но организовать должным образом проведение даже таких сравнительно небольших объемов работ нашим городским чиновникам оказалось не по силам.

С протянутой рукой

Дворовые территории, которые должны были отремонтировать, на деле раскурочили и бросили. Люди, которые проходят мимо, плюются и говорят: лучше уж ничего бы не предпринимали и оставили все как было…

Известно, что бюджет города остродефицитный, денег по всем направлениям впритирку. Своих денег наша власть зарабатывать не любит и не умеет. Как зарабатывать? Да что вы, боже упаси, это сказать легко! У нас все муниципальные предприятия убыточные. Мы лучше кредит очередной возьмем, чтобы дыры залатать. А там, может, и само собой рассосется.

На счет само рассосется – это вряд ли. Но давайте посмотрим, может, и впрямь нет никакой возможности хоть чуток поправить собственный бюджет? Вот площадь Ленина. В будние дни она больше похожа не на центральную площадь города, а на автомобильную стоянку... Перед памятником Ермолову, на Воскресенском переулке… Можно называть еще множество точек в центре города, где постоянно стоят десятки и сотни машин. Во всех странах мира в центре города стоянки транспорта запрещены. Место же, где можно припарковать машину, это платная парковка. Такие парковки приносят хорошие доходы в бюджеты городов. Эти доходы направляются на создание инфраструктуры города, в том числе инфраструктуры транспортной... У нас же дополнительных источников пополнения бюджета, похоже, и не ищут. Вернее, ищут, но преимущественно в кабинетах областного и реже федерального правительства. То есть выпрашивают…

Успешный опыт

Тот, кто побывал у наших соседей в Липецке, Калуге, Белгороде, знает, насколько успешней решаются социальные вопросы в этих областях. Они стремятся не только получить из бюджетов вышестоящего уровня дополнительное финансирование программ, но и сами хотят заработать, чтобы пополнить казну. К примеру, в Калуге платные парковки в центре уже созданы и приносят неплохой доход в бюджет города. Так же как эвакуация автомобилей, припаркованных с нарушением правил, и штрафы за неправильную парковку.

У нас же сплошь и рядом паркуют машины прямо под запрещающими знаками. По улице 7 Ноября невозможно проехать не по встречке. С двух сторон припаркованные машины оставили узенький проезд, где двум автомобилям не разминуться. Время от времени туда приезжает эвакуатор, возникает скандал. Две-три машины увезут, на том дело и заканчивается. Системной ежедневной работы, которая бы убедила водителей в том, что нарушение требований правил неизбежно повлечет за собой суровое наказание, у нас нет. Хлопотно это – каждый день добросовестно делать свое дело, за которое тебе платят деньги…

А вот законодательное собрание Москвы не только создало платные парковки. Оно к тому же привлекло к наведению порядка в своем городе самих жителей. Городские депутаты создали систему, которая позволяет любому гражданину, который стал очевидцем нарушения правил парковки, снять нарушителя на фотокамеру, в том числе и на ту, которая есть на мобильном телефоне, и направить фото в департамент транспорта. Это не означает, что смартфоны стали официальным средством видеофиксации. Это чисто техническое решение, информирование властей о том, что автомобиль, к примеру, стоит во дворе на газоне или под знаком «Остановка запрещена»… Наши городские власти решением этих вопросов до сих пор не озаботились, а между тем движение по городу становится все более сложным и меры принимать давно пора.

А почему бы и нет?

Несколько лет назад была и у нас попытка создать платную парковку в районе Центрального рынка. Организовали даже под это дело муниципальное предприятие. И назначили в него таких менеджеров, что собирать деньги с асфальта вокруг Центрального рынка они умудрились объявить делом убыточным…

Вопрос о платных парковках в центре города не раз обсуждался нашими властями. Главный аргумент «против» – люди нас не поймут, будут возмущаться. Не исключено, что многим это не понравится. Вопрос только, кому? На работу в центр города, согласитесь, приезжают не самые бедные люди. Там не только личные автомобили, много служебных. Но, господа, давайте подумаем немного не только о собственном комфорте. Лично я приезжаю на работу на машине вот уже много лет подряд, хотя с точки зрения разумности давно пора бы ходить пешком или в крайнем случае пересесть на велосипед. Самому-то трудно отказаться от привычки. А вот пинок под зад в виде платы за парковку 2–3 тысячи рублей в месяц стали бы неотразимым стимулом. И для здоровья, согласитесь, полезней…

Курочка по зернышку

А сколько город теряет на неучтенных земельных участках и гаражах?! Специалисты мэрии и не пытаются искать эту «неучтенку», зарабатывая деньги муниципалитету. В принципе здесь нет ничего сложного. В упрощенном виде алгоритм работы выглядит так: дроном проводится аэрофотосъемка выбранной местности, параллельно собираются данные об объектах недвижимости из Росреестра, муниципальных баз данных, налоговой. Затем разрозненные сведения сводятся воедино и накладываются на карту, что позволяет наглядно определять участки, которые используются не по назначению, самозахваты и неучтенные налогообложением объекты в виде, скажем, металлических гаражей и прочих сараев.

А что чиновник муниципалитета должен сделать для того, чтобы актуализировать базу налогооблагаемых объектов? Дойти ножками до каждого домика, склада, участка, поднять все данные по объекту из разных источников, занести его в реестр, выяснить, платят ли за него налоги, соответствует ли реальная картина той, которая проходит по документам. Таким образом можно выявить неучтенные участки и строения, можно посмотреть, используется ли земля по назначению.

Например, у участка вид разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство, а фактически на ней стоит магазин. Соответственно, собственник платит налог меньше, чем должен. Много лет назад инвалидам войны разрешили ставить металлические гаражи рядом с домом. Они и до сих пор стоят. Но попробуй найди того правообладателя. Получил, например, человек земельный участок лет десять назад, оформил свидетельство о праве собственности, а этот документ никто не оцифровал, в базу данных не внес. Соответственно, в налоговой сведения об объекте есть, а собственника нет. Кому выставлять счет?

Вот эта работа – и с парковками, и с инвентаризацией недвижимости, – если ее организовать должным образом, может очень даже серьезно поправить городской бюджет. А если будут деньги, то благоустройством города можно будет заниматься системно, каждый день, каждый месяц, каждый год. Возникнет привычка делать дело, появятся организационные навыки, которые позволят избегать провалов в реализации хороших программ. Программу-то «Городская среда» наши менеджеры – мастера манипуляций с бумагами – загубили с непривычки работать.

Алексей Кузьмин

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям