Орелстрой
Свежий номер №25(1229) 26 июля 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Твоя Родина, сынок

Разбалансированная Орловщина

27.03.2017
Федеральные и региональные чиновники подвели итоги исполнения бюджета-2016. Посмотрим правде в глаза, финансовое положение страны ухудшилось, на покрытие дефицита израсходована значительная часть резервного фонда, заметно выросли расходы на обслуживание государственного долга. На фоне неблагоприятной экономической конъюнктуры, сузившей возможности для бюджетных маневров, правительство заявило о сокращении финансирования субъектов РФ. А это значит, что спасение «утопающих» областей явно окажется не в списке его приоритетных задач. Для почти банкрота Орловщины эта новость не сулит ничего хорошего. Самостоятельно выплыть из «кризисного болота» нам, увы, не под силу…
 
Не думай о госдолге свысока
Грустная картина: в последние годы Орловщине кроме как рекордными урожаями, нередко гниющими на полях, и похвастаться-то нечем. О кризисе в промышленности, о провале участия региона в ряде госпрограмм «ОВ» уже писал в прошлых номерах. Увы, красивым на деле, а не на бумаге бюджетом «выпендриться» мы тоже не смогли.
15 марта в ходе профильного комитета областного Совета народных депутатов Елена Сапожникова, руководитель регионального департамента финансов, отчиталась о итогах минувшего года.
Итак, доходы областного бюджета за 2016 год составили порядка 27,6 млрд рублей. Рост по сравнению с позапрошлым периодом равен 947 млн рублей. На фоне общерегиональной стагнации иначе как чудом этот факт не назовешь. Кстати, в реальности представляемых нашими чиновниками данных усомнились и в федеральном центре. Но об этом чуть позже.
Расходы региональной казны достигли 29,9 млрд рублей, что на 1,2 млрд больше 2015-го. Бюджет дефицитный, но это не критично, как мантру который год подряд бубнят чиновники.
Это были хорошие новости. Перейдем к «ложке дегтя» – долгам.
Сегодня Орловская область включена в число регионов, которым грозит дефолт. И это неудивительно: за прошлый год госдолг нашего региона вырос на 3 млрд рублей. Показатель достиг пограничной планки фактически в 16 млрд. Это свыше 90 процентов от объема налоговых и неналоговых поступлений в региональный бюджет. По экспертным подсчетам, в 2016-м на один рубль дохода бюджета приходилось чуть более 90 копеек госдолга. Что делать при таком раскладе и как с этой ситуацией будет справляться региональное правительство, на комитете в подробности не вдавались.
И ладно бы кредиты расходовались эффективно и приносили плоды (развитие промышленности, привлечение инвесторов, создание рабочих мест, повышение уровня жизни населения), как, например, в Белгородской области, размер госдолга которой перевалил за 40 млрд рублей, а доходы – за 60 млрд. Но, увы и ах…
При этом Сапожникова «обнадежила», что размер госдолга пока (!) не превышает допустимый уровень. В целом, подводя итог, на комитете отметили, что бюджет Орловской области динамичный, сбалансированный, складывающаяся вокруг него ситуация вполне позитивная.
Как бельмо на глазу
Вот только федеральные эксперты оптимизма орловских чиновников не разделяют. Мол, уж вам-то на Орловщине на фоне более успешных соседей радоваться нечему.
Как отмечено в мартовском «Мониторинге экономической ситуации в России», подготовленном Институтом экономической политики (ИЭП) им. Е.Т. Гайдара, в прошлом году проблема разбалансированности доходов и расходов бюджетов регионов немного смягчилась, структура долга областей стала более комфортной. Общую статистику по ЦФО некстати подпортила Орловская область.
– Количество регионов с дефицитом сократилось с 75 в 2015 году до 55 в 2016-м. Наиболее значительный дефицит бюджета имели регионы с неэффективной бюджетной политикой, – говорит в рамках мониторинга Наталья Зубаревич, регионовед, главный научный сотрудник РАНХиГС.
В числе последних эксперт выделила Хакасию, Мордовию, Удмуртию, Крым, г. Севастополь, Ненецкий АО и, что давно не вызывает удивления, Орловскую область с ее разбалансированным бюджетом.
– Складывается впечатление, что Орловщина для федералов как бельмо на глазу. Один огрех следует за другим. Как в этих условиях команда Потомского планирует удержать регион на плаву, не говоря уже о наращивании показателей? Нужны субсидии, а чтобы их получить, необходимо наладить взаимодействие с федеральным центром. Но местная власть почему-то играет с ним в кошки-мышки, считая, что достаточно прийти с протянутой рукой, в которую вложены неточные данные, и все будет в порядке. Такое поведение для управленцев дефолтного региона – крайняя степень наивности, если не сказать глупости, – без прикрас говорит Татьяна Астахова, руководитель орловских бизнес-курсов, аналитик одной из рейтинговых компаний Москвы.
Поясню, о чем это она. На выравнивание бюджетной обеспеченности регионов в этом году (при всей экономии) из российской казны выделили 614,6 млрд рублей. Дополнительные средства направляются в регионы в виде дотаций. Например, 40 млрд получат субъекты РФ на повышение оплаты труда бюджетников в рамках «майских указов» президента. Неплохое подспорье. Вот только нам оно вряд ли светит.
На днях портал «РБК» опубликовал слова главы Минфина РФ Антона Силуанова о том, что власти 27 регионов намеренно допустили ошибки в бюджетах, дабы получить дополнительные субсидии. Регионы, по словам Силуанова, указали в своих бюджетах «цифры, в которые сами не верили». Столь же далекие от реальности цифры региональные топ-менеджеры использовали и в своих бюджетных прогнозах.
– Целый ряд субъектов Федерации, к сожалению, очень просто относится к проектировкам бюджета: закладываются нереальные источники по налоговым и неналоговым доходам. И сами же регионы признают, что таких источников финансирования дефицита бюджета и доходов просто не будет. Когда мы начали заключать соглашения о том, что регион должен обеспечить те самые плановые свои назначения, которые есть в бюджете и в прогнозе социально-экономического развития, – а если эти соглашения не будут выполнены, то в следующем году мы уменьшим объем трансфертов на пять процентов, – сразу отношение к такого рода соглашениям и к тем параметрам, которые учитывались при подготовке бюджета, стало иным. И целый ряд субъектов Российской Федерации начали оперативно менять свои проектировки, предлагать уточнять бюджет. Это (вполне предсказуемо) Республика Хакасия, Кабардино-Балкария, Курганская и Орловская области, – заявил Антон Силуанов.
Кстати, глава Минфина именно «с существенным завышением налоговых и неналоговых доходов» (что привело к невыполнению плана) связывает резкое увеличение государственного долга в этих субъектах Российской Федерации.
В новых условиях
На что же в нынешних экономических реалиях могут рассчитывать регионы с подорванным авторитетом? Свое видение дальнейшего развития субъектов РФ представила Ольга Изряднова, завлабораторией структурных проблем экономики ИЭП им. Е.Т. Гайдара:
– Практика показывает, что отсутствие четких приоритетов негативно отражается на эффективности применения на местах таких инструментов федерального влияния, как целевые программы, инвестиционный фонд, особые экономические зоны, венчурное финансирование.
Увы, не все управленцы обладают достаточной гибкостью решений, чтобы их территория могла достойно существовать в современных реалиях.
Как итог, из-за разрыва в темпах роста экономик отдельных областей сегодня актуализировались проблемы совершенствования механизмов управления и формирования принципиально новых инструментов реализации региональной политики.
– Оптимизация и обоснование перспективных подходов к административно-территориальному делению и формированию государственных программ по территориальному принципу целесообразно проводить с учетом выделения территорий опережающего развития и приоритетов развития регионов, имеющих особо важное стратегическое значение, – говорит Ольга Изряднова.
К сожалению, Орловская область стратегической роли не играет уже давно.
Сольют?
Как поступить с аутсайдерами? Интересную идею озвучил Леонид Музалевский, председатель Орловского облсовета. Говоря о проблемных районах области, депутат отметил:
– Несмотря на поступления в муниципалитеты в виде дотаций, субвенций, субсидий в объеме 8,7 миллиарда рублей, а также собственных налоговых и неналоговых доходов, главы муниципальных образований по-прежнему обращаются за помощью, отмечая, что средств не хватает.
Просят, просят и просят…
Знакомая картина, не так ли?
– Нам необходимо заняться обучением глав этих муниципальных образований, специалистов, ответственных за финансы и бюджет, чтобы их работа строилась грамотно и эффективно, – заявил Музалевский. В противном случае, провальные районы предложили «слить», то есть объединить с более успешными.
Не ждет ли подобная судьба следом за малоэффективными районами области и Орловский край? Вот в чем вопрос.
Виталия Румянцева

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям