Орелстрой
Свежий номер №32(1236) 13 сентября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Культурная среда

Путешествие по орловскому Лукоморью

03.12.2014

Наш город часто называют литературной сокровищницей России. В орловских литературных музеях постоянно что-нибудь происходит: реставрируются старые здания, строятся новые, обновляются постоянные экспозиции, открываются выставки. Добрым и верным помощником на пути постижения прекрасного мира музея является музейная педагогика, особый педагогический арсенал, который сотрудники используют, чтобы заинтересовать, удивить, очаровать юных посетителей.

Большой образовательный проект

И вот в 2014 году, в День знаний, в Орловском литературном музее стартовал долгосрочный проект «Наша родина – Орловский край. Мое орловское Лукоморье» для образовательных школ. Открывая проект, мы помнили о великой силе художественного слова, о том, что благие намерения в России всегда связывали с именами и образами классиков. «Мое Лукоморье» – называл И.С. Тургенев свои родные заповедные края. В творениях классиков-орловцев мы узнаем приметы их малой родины, особый облик родных мест, исторических судеб. Чувство родины малой наполняется еще чувством Родины в широком смысле, родной Отчизны. Проект нацелен на патриотическое воспитание подрастающего поколения, на продвижение важных праздничных инициатив в честь города, историко-культурного наследия. Проект представляется как эффективная площадка для творческого общения взрослых и детей.

В течение учебного года учащиеся совершат «круго…музейное» путешествие по Орловскому литературному краю, «образовательное» путешествие сквозь века в далекое прошлое Орла, станут участниками викторин, конкурсов, турниров, акций.

Во многом инициаторами проекта и его активными участниками выступили гимназия №19, лицей №21 им. А.П. Ермолова, школа №24 им. И.С. Тургенева. Чтобы не быть голословными, приведем пример. В рамках проекта в ноябре проходит акция под названием «По дороге знаний вместе с классиками». И в наши дни творчество великих земляков выглядит поразительно актуально, литературные истины воспринимаются как серьезные жизненные советы, пример высокой духовности, нравственности, патриотизма, образованности. Именно об этом думали организаторы акции, которая продлится две недели.

Захватывающее приключение

XXI век называют не только веком информации, но и веком образования. Без любви к книге, без привычки к чтению образование невозможно. Учебный год в разгаре. И акция обусловлена желанием заинтересовать школьников «учиться вместе с классиками», узнать мнение ребят, что значит для них учеба – «ученье – свет» или «сказ о потерянном времени», и каким дисциплинам они отдают предпочтение. Проведение акции имеет важное воспитательное значение. На время своей жизни она создает определенный настрой в школе, музее. Школьники погружаются в мир увлекательных занятий, открытий и знаний.

«По дороге знаний вместе с классиками…» – название многозначное, предметное и символичное одновременно. Акция проложила определенные познавательные маршруты. Основными точками отсчета можно считать новые мероприятия, о которых и пойдет речь. Так, в Год культуры в Орловском литературном музее состоялась выставка «Живое дыхание времени. Два века русской культуры в собрании музея», приобщающая и к музейной культуре. Выставка неизвестных шедевров из музейных запасников повествует о российской истории и «орловских хрониках», о нравах и обычаях, о властителях и подвижниках, и, конечно, об известных писателях-орловцах, без которых российскую культуру невозможно представить.

Заявленная акция оказалась хорошим поводом познакомиться с уникальной экспозицией и посетить ее не раз. Провести в музее уроки, экскурсии, лекции, время так, чтобы потом с гордостью и удовольствием рассказать друзьям, что ты побывал в совсем необычном и удивительном уголке родного города. Отличительной особенностью выставки является сочетание подлинных музейных экспонатов с программой, ориентированной на детскую творческую активность.

Многие взрослые не задумываются о том, как впечатлительны дети младшего школьного возраста, как быстро они усваивают и запоминают новую информацию, если она подается в необычной обстановке. Такое событие может стать захватывающим приключением и запомниться на долгие годы. Каждый маленький посетитель сможет исполнить здесь не одно свое желание. Хотите, например, совершить путешествие во времени, путешествие за знаниями? Узнать о несметных богатствах, которые бережно хранит для вас музей? Тогда в путь! Вы еще успеете разгадать «тайну часов», услышать «историю гусиного пера» и даже написать письмо в будущее старинными музейными принадлежностями.

Музейные уроки по Лескову

Неутомимым борцом за просвещение был Н.С. Лесков. Как писатель глубоко национальный он хотел видеть Россию «ближе к добру, свету познания… и правде». И вот мы в литературно-мемориальном музее писателя. Во славу просвещения многие мероприятия – «Детство Николеньки Лескова», «Сладость постижения грамоты» – своеобразные творческие лаборатории для педагогов и школьников, где взрослые и дети погружаются в царство книги, непреходящих ценностей и многих открытий.

«Кто нас учил и как нас учили» – новые музейные уроки по Лескову о «благоприятностях» и парадоксах воспитания в XIX веке. Мероприятие адресовано посетителям младшего и среднего школьного возраста. Экспонаты музея вводят в мир детства и отрочества будущего писателя. Вот первые книги, по которым Лесков выучился чтению, «имея пять лет отроду»: «Новая российская азбука», изданная в 1819 году, и «124 священные истории». В десять лет Лесков стал учеником первого класса Орловской губернской мужской гимназии. В музее представлены страницы классного журнала, рассказывающие о том, что гимназист Николай Лесков больших успехов не достиг. Обучение было недолгим. Не завершив полного курса, Лесков оставил гимназию.

Чему и как учили детей в царской России, рассказывает экскурсовод. Орловские школьники становятся персонажами музейно-театрального действа. Вот ребятам предлагают выступить, например, в роли гимназистов, приветствующих классного учителя. А вот дети вовлечены в игру – сдают экзамен в первый класс гимназии, состоящий из творческих испытаний и шутливых заданий. Н.С. Лесков не раз высказывался о том, что детство – особая пора, имеющая определяющее значение в жизни человека. В детстве открываются дороги просвещения. Писатель ратовал за детские книги и учебники, содержательные для «ума и души», которые, по его образному выражению, должны «заботиться об образовании человека в нем». С особым пристрастием Лесков говорил о приобщении детей к большой литературе, «приспосабливая» мировую классику к детскому чтению.

Музейные уроки доносят сокровенный смысл русской литературы, делают ее близкой и убеждают, что классика – всегда живое явление, она обо всех и о каждом.

«Ожившие экспонаты» и «капустные посиделки»

Просветительские традиции Пушкина и Даля, Лескова и Тургенева продолжает и развивает дом Т.Н. Грановского, открытый в 1985 году как музей орловцев-просветителей 40–60-х годов XIX века. Новая экспозиция «Ожившие экспонаты» представляет открытое хранение фондов и рассказывает о наших великих земляках, проложивших дорогу к просвещению. Т.Н. Грановский, П.В. Киреевский, П.И. Якушкин, А.А. Фет, М.М. Пришвин, И.А. Новиков – блистательная плеяда орловцев. В эти дни в музее и школе проходят мероприятия «Умную голову почитают смолоду», «Капустные посиделки» из цикла «Возрождаем духовные традиции». «Капустные посиделки» – ожившая для младших школьников история «вприглядку и вприкуску», где гостей приглашают отведать пирогов из капусты, как в давние времена. А ребята постарше могут совершить познавательные «Прогулки по Средневековью», принять участие в интеллектуальной игре «За семью печатями», посвященной 200-летию М.Ю. Лермонтова.

«Посвящение в однокашники» – мероприятие, которое переносит в атмосферу старорусской школы. Дети знакомятся со старославянской азбукой, учатся писать на церах и считать при помощи старинного абака, слушают наставления учителя. А главное, отведав на перемене вкусной каши из общего горшка, навсегда приобщаются к старинной русской традиции, став «однокашниками».

Разнообразны по тематике и жанру многие мероприятия в честь просвещения в музеях И.С. Тургенева, Л.Н. Андреева, И.А. Бунина. Но это предмет другого разговора, ведь «путешествие за знаниями», по словам Тургенева, никогда не кончается. «Я вырос на классиках», – говорил И.С.Тургенев. Акция убеждает, что слова великого писателя имеют глубокий смысл и для орловских школьников.

Е.А. Смолякова, педагог начальных классов школы № 24

Как органично музей связал мир детства, знаний и российской классики! Акция стала еще и настоящим праздником друзей. Ребята смастерили оригинальные книжные закладки на старинный лад в подарок для слабослышащих детей из школы-интерната.

Людмила Селеверстова

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям