Орелстрой
Свежий номер №13(1217) 19 апреля 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Не уходи, побудь со мною

ПТК утонула?

18.04.2015
В арбитражном суде Орловской области идет процесс о признании банкротом ОАО «Пассажирская транспортная компания», контрольный пакет акций которого принадлежит правительству региона. Автобусы ПТК возят стариков и студентов из деревень и сел в райцентр и обратно. И последние лет пять эта социально значимая компания не без помощи, а буквально: без помощи региональных чиновников плавно идет ко дну. Так что процесс в арбитраже – «неожиданность» закономерная. Как и то, что в мутной воде, поглощающей «титаник», вполне вольготно чувствуют себя другие обитатели рынка пассажирских перевозок.
Одиннадцатый маршрут

Поселок Красная Звезда, что в Орловском районе, находится от областного центра всего в 22 километрах. Но преодолеть это небольшое расстояние тем, кто привык пользоваться пригородными автобусами, стало сложно. Автобус из Орла до поселка больше не ходит. Да, есть рейсы Орел – Залегощь или Орел – Новосиль, к примеру, но билет на эти автобусы до Красной Звезды не купить, только дальше. Добраться из Теляженского сельского поселения Верховского района (живут здесь больше тысячи человек) до Орла бабуле к внукам будет непросто. Сначала на перекладных до Верховья, а дальше – тоже на проходящих. В село Топки Покровского района можно уехать из Орла лишь четыре раза в неделю (причем в субботу автобуса нет), в остальные дни приходится ехать до Дросково, а до дома – уже на такси.

Примеры можно приводить долго. Возить двух-трех старушек, да еще по льготным проездным, на языке перевозчиков – дело нерентабельное. И частники им заниматься не желают. Но, к счастью, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания по 131-ФЗ относятся к вопросам местного самоуправления. И в этом плане ОАО «ПТК» тот самый инструмент, который призван помочь местным властям осуществлять прописанные законом полномочия. К слову, с 1 января 2015 года серией поправок в федеральное и региональное законодательство эти самые полномочия перешли напрямую в ведение областной администрации.

Спасение утопающего

В каком же состоянии пребывает этот «инструмент», учредителем которого выступило управление госимущества Орловской области? Еще в 2011 году в «ОВ» вышел ряд статей («Не жди его, мама, автобус с райцентра», «Бойко вам в помощь», «Бойко реформировать «ПТК»: и хочется, и колется»), в которых областные чиновники, руководство предприятия и его сотрудники, пусть и по-разному, говорили об одном: без господдержки ОАО «ПТК» не выжить. Ну, специфика работы такая: плановая убыточность, как ни крути.

Четыре года назад сотрудники Орловского филиала ОАО «ПТК» били в набат: нас сокращают, зарплату не платят, прибыльные маршруты уходят в руки частников, а «правительство Орловской области, зная о катастрофическом положении предприятия, никакой помощи не оказывает». Курировавший в ту пору транспортный вопрос Александр Бойко, с одной стороны, говорил, что ОАО – коммерческое предприятие, которому область должна лишь компенсировать выпадающие доходы за перевозку льготников. С другой – чиновник соглашался, что предприятие надо сохранить. Как? «Слепить» рентабельное», – не мудрствуя лукаво, отвечал Александр Сергеевич. Оптимизация штата, наведение финансового порядка, отказ от нерентабельных маршрутов, даже возможность выкупа пакета акций второго акционера обсуждался.

Дело – труба

В итоге всех этих «усердий» к 2015 году ОАО с уставным капиталом 8,7 млн рублей стоит на пороге банкротства.

– Наш филиал (Орловский филиал ОАО «ПТК». – Прим. авт.) был создан в 2004 году, численность работников составляла почти 400 человек, мы обслуживали 49 маршрутов, среди которых пригородные, межобластные и междугородные. На сегодняшний день (2011 год. – Прим. авт.) в Орловском филиале осталось четыре маршрута, численность работников – 25 человек, – писали «ОВ» работники филиала.

На 1 сентября 2014 года в ОАО «ПТК» работали всего 93 человека, 40 маршрутов обслуживали 35 автобусов, доходы с начала года – 29,4 млн рублей, расходы – 37,4 млн. По состоянию на апрель 2015 года здесь работает 91 человек, 36 автобусов курсируют по 39 маршрутам. Задолженность в бюджетные и внебюджетные фонды, если верить ответу из обладминистрации (имеется в распоряжении редакции), цитирую: «20 795 тыс. рублей».

– Для вывода предприятия из создавшегося кризиса руководством ОАО «ПТК» в настоящее время реализуется неиспользуемое имущество. Урегулировать задолженность по обязательным платежам планируется в ближайшее время, – пояснил «ОВ» начальник отдела пассажирского транспорта профильного департамента обладминистрации Виктор Шевелев.

Для справки: ИФНС подала иск в арбитраж на сумму 1,9 млн рублей. Следующее заседание 27 апреля.

Кадры решают все

Отдельно стоит сказать о руководстве ОАО «ПТК», которому сегодня приходится расхлебывать бедственное положение предприятия. В 2011 году его возглавлял Юрий Чемеров, ныне – директор ликвидируемого орловского МУП «УЭНП». В апреле прошлого года директором ПТК назначили Сергея Цыганкова. Того самого, который в 2013 году в качестве директора Кромского филиала ОАО «ПТК» получил от прокуратуры предостережение о недопустимости задержки зарплаты сотрудникам филиала. В мае 2014 года тот же Цыганков, уже как и.о. директора Ливенского филиала ОАО «ПТК», объясняет газете «Уездный город» положение дел:

– Это полное банкротство. У филиала нет никакой возможности погасить долги по зарплате, налогам, кредитам и прочему. Выручка не позволяет содержать организацию численностью в 24 человека, двенадцать из которых – управленцы.

Мол, прибыльные маршруты, тот же Орел – Ливны, ушли частникам, которые, к слову, привозят с рейса не 300 рублей, как «государственные» водители, а не менее полутора тысяч. Чтобы поддержать Ливенский филиал, ему перекидывали деньги с более успешного Кромского, пошатнув таким образом положение дел последнего. А первый в 2014 году все-таки ликвидировали.

Кому это нужно? Никому не нужно!

Глядя на все это, можно подумать, что автобусы как вид пассажирского транспорта должны просто вымереть. Где уж таким нерентабельным инструментом заменить пригородные электрички, о чем однажды вслух помечтал один орловский высокопоставленный чиновник. Ан нет, очень много пригородных автобусных маршрутов востребовано перевозчиками. Правда, частными. Если внимательно изучить расписание автобусов с указанием перевозчиков, можно найти много интересного. Маршруты Орел – Ливны и Орел – Красная Заря обслуживает некая «Гильдия Музалев». По дороге Орел – Липецк возит пассажиров ООО «Нирал-авто», прибыльный маршрут Орел – Железногорск обслуживают ИП Барсуков и ООО «Золотое руно-ЭКО», Орел – Курск – ООО «Снежана 20» и т.п.

Как же вышло, что автобусов ПТК почти нет на прибыльных маршрутах? Конкурс на право обслуживания перевозчиками пригородных и междугородных маршрутов межмуниципального сообщения был проведен летом прошлого года. ОАО «ПТК» заявилось было на маршрут Орел – Болхов, да проиграло, так как не смогло предоставить сведения о резервных транспортных средствах. Малоархангельское отделение ПТК выиграло маршрут Орел – Малоархангельск. И все. Прибыльные маршруты, действительно, ушли частникам. А по таким как Ливны – Долгое, Орел – Городище – Совхоз «МЮД», Орел – Парамоново, Ливны – Верховье конкурс вообще был признан несостоявшимся.

Вот и получается, что жители небольших населенных пунктов, как в старые добрые времена, продолжают прокладывать одиннадцатый маршрут. А маршрутки трехзначные колесят по Орлу, перебивая выручку и у муниципального транспорта. И нет у них ни расписания, ни царя в голове. Только «мобила»: «Алло, Колян, кто там передо мной едет? А почему? Да пошел ты…» Как люди из деревень ходят в город.

Елена Майорова

Крыладзе, смотрящий по области:

 

Прибыльное дело – перевозка граждан.

Труд, конечно, нервный, склочный донельзя...

Где берется прибыль – частник знает каждый.

Шли б у них спросили властные князья!

 

Не дает гордыня шевелить мозгами

Тем, кто над извозом от нужды сидит.

Посидеть приходят только за деньгами:

Премии, зарплаты касса отслюнит.

Перевесть на сделку эти посиделки –

Зачастят маршрутки враз по деревням.

Их штук сто найдется, не считая мелких,

Весь секрет в оплате строго по делам.

 

Кстати

Конкурс – не единственная возможность стать перевозчиком на «хорошем» маршруте. По «несостоявшимся» лотам в 2014 году департамент транспорта, строительства и ЖКХ предлагал перевозчикам напрямую заключать договоры. Речь о трехзначных маршрутках со Знаменки до Мезенки и ЗБК, от Госплемобъединения до Хардиково через Северный рынок, от Зареченской ПМК до 1-й Посадской. Также без конкурса, объявлением, подбирали перевозчиков на маршруты из Орла в Ливны, Болхов и Дмитровск.

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям