ПАО "ОРЕЛСТРОЙ"
Свежий номер №18(1267) 6 июня 2018 гИздавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Культурная среда

Прости-прощай

06.06.2018
Между встречей и прощанием километры дорог, миллиарды слов, бесконечность передуманных мыслей, целая вселенная надежд и ожиданий. Философия расставаний извечно печальна и поучительна, хотя уроки разлуки не всегда идут впрок. Протяни руки и попрощайся, протяни руки и позови с собой. Все зависит от тебя. Между встречей и прощанием только миг.
И жизнь, и слезы, и любовь
Премьера Орловского государственного академического театра имени И.С. Тургенева «Прощание в июне» – как капля росы, в которой умываются первые лучи утреннего солнца. Незамысловатая радость, скромная искренность бытия.
Пьеса Александра Вампилова, по которой поставлен спектакль, не про стук железных колес, белые платочки на перроне или романтику взлетных полос. Герои никуда не уезжают стремительно и бесповоротно. Никого не провожают со слезами и подарками. Их прощание – с юностью, иллюзиями. Торжественное, едва уловимое, глупое, робкое, наивное, странное, неповторимое. Этим счастливцам не нужно начинать все с белого листа – как тысячу раз потом. В большой книге взрослой жизни пока еще ни строчки, ни помарки, ни опыта. Зато душу переполняет трепет, весенняя суета, вдохновение.
Старт метаморфозам дает сценография, которая из таинственного «ничего» вдруг творит «все»: театральные тумбы и фонари, комнаты шумных общежитий и уютных квартир, утопающие в цветах дачные участки и скорбные кладбищенские виды, улицы, люди… Мир художника Александра Храмцова предстает рисованной плоскостью как набросок будущего. Фанерные окна, двери, заборы, бутылки, стаканы, стильные и просто удобные наряды в стиле 60-х годов прошлого века добросовестно справляются со своими обязанностями, но служат лишь фоном, подспорьем, бытовыми подробностями. Ведь главное здесь человек – трехмерный, объемный, влюбленный, ошибающийся, прощающий.
Молодой режиссер из Санкт-Петербурга Артем Петров трогательно и с уважением относится к пьесе Вампилова, с которой, по мнению исследователей, писатель «начинается как драматург», в которой есть биографические моменты. Однако постановщик на радость зрителя куда более романтичен и оптимистично настроен.
А напоследок я скажу
Двое трогательных, красивых, смелых и одновременно смущенных «знакомятся на прощание». В случайной встрече сквозит удивление, гордость, предчувствие, азарт, дерзость, ревность… До чего хороши: этакая миловидная Красная Шапочка Таня (Марианна Еремеева) и совсем не Серый Волк Колесов (Александр Аксиненко). Парень далеко не Дон Жуан, но отчасти Дон Кихот. Ни грамма пошлости, но море обаяния и романтизма. Девушка, польщенная вниманием, но не профессиональная кокетка, воспринимает происходящее как нечто среднее между вызовом и комплиментом. Первая сцена, чистая, свежая, прелестная в своей непостижимой первозданности, задает настроение спектаклю, напряжение которого будет меняться в зависимости от силы тока обстоятельств и принятых решений, но искренность – никогда.
Так уж получается, постановка делает зрителя свидетелем ряда хрестоматийных человеческих противоречий-ссор… Веселая, гулкая, пьяная студенческая свадьба заканчивается разводом. Разговор трепетных супругов – выводом о том, что «каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Борьба соперников за руку прекрасной девушки – кровавой дуэлью. Противоборство с законом – наказанием.
Но за всеми этими мизансценами а-ля Гайдай опять-таки человек. Никуда от него не деться. Причем человек, задающийся вопросами: жить или размышлять о жизни? Как остаться честным? Как не обмануть себя? Какова цена счастья?
В, казалось бы, не таких уж по современным сериальным временам замысловатых сюжетных коллизиях у каждого героя свой смысл. У Тани и Колесова, на первый взгляд, это обретение любви и себя самих через нее, возможность «не проторговаться», делая выбор. Цель ректора Репникова (Виктор Межевикин) – сделать дочь максимально счастливой, оградив ее от «про-хо-дим-ца». Задача несостоявшегося мужа-мародера, жизнерадостного погромщика Букина (Сергей Евдокимов) – заставить любимую девушку Машу поверить в себя – шутника, балагура с неудобными друзьями. У громогласного друга жениха Гомыры (Андрей Моисеев) с задатками веселого алкоголика и тунеядца цель – гражданское перевоспитание, а также научиться быть серьезным. С Веселым (Александр Козлов), Серьезным (Павел Клячин), Красавицей (Екатерина Бурлакова) и Строгой (Елена Плотникова) также все предельно ясно. В спектакле их поступки отзываются хохотом и аплодисментами, в сценической судьбе – разочарованием, новыми ошибками, крахом, одиночеством.
Золотуев (Андрей Царьков) хочет то ли отомстить, то ли подкупить своего давнего обидчика, то ли обмануть себя, направляя на дело незаурядную «цветочную» предприимчивость. Его жизнь так «научила». Теперь посматривает вокруг стреляным воробьем и готовит оригинальный план мщения.
Отвергнутый жених Фролов (Сергей Гнедов) просто ждет, ходит по пятам, задает одни и те же вопросы. Он не выигрывает, потому что не действует, не ошибается. Привычка к молчаливому разочарованию не нравится ни драматургам, ни режиссерам, ни девушкам.
Поэтому Колесов и является главным героем для всех вышеперечисленных категорий. Он на стороне тех, кто живет, а не движется планомерно к гипертонии и склерозу. Персонаж живой, юный, настоящий…
Для выпускника Орловского государственного института культуры это большой дебют на сцене Тургеневского театра – красивый и гармоничный. Без помарок, волнения, фальши. Кажется, так не бывает. Бывает, если работаешь честно, если проживаешь на сцене себя самого, если иногда поражаешься собственной смелости, если безгранично чувствуешь партнера.
А с Марианной Еремеевой спектаклям вообще везет. Она главная по части искренности. Очаровательную наивность восприятия актрисы просто нельзя обмануть. На одной чаше весов этой героини – прямой вызов себе и обстоятельствам, на другой – наворачивающиеся на глазах слезы. Если любовь – то даже не первая, а единственная. Если обида – кажется, навечно, но проходит через единственный сладкий миг признания. Но смертельным приговором может оказаться обиженное и разочарованное, холодное: «Все будет по-твоему... Без меня».
Само совершенство
Кстати сказать, женские голоса в хоре постановки звучат весьма мастерски. Тонкая, звонкая «жена ученого» по призванию и роду занятий Репникова (Светлана Мартюшева) жертвует собой ради мужа с тихой и немного грустной улыбкой, уверовав в правоту супруга и в то, что «все будет хорошо». Режиссер возлагает прекрасные цветы к этому скромному памятнику женского ума и нежности, выхватывая фигуру лучом прожектора из мира бесконечной бытовой жертвенной суеты. И все вдруг замирает.
В спектакле вообще много отрезвляющих, философских, забавных, милых «вдруг». Пару часов замужняя и без двух минут разведенная Маша (Алина Сидорчук) прощает все мальчишество и хулиганство, услышав одно лишь только слово… Жестокие признания Колесова разрывают тонкую перламутровую паутинку Таниных чувств. Букин берет в руки ружье, направляя его на соперника Фролова…
Счастливо оставаться
Ценность спектакля в том, что духовное, вечное и «банальное» социальное в нем неразрывны, как гений и злодейство. Сострадательный режиссер прямо говорит, чего нельзя делать: бояться.
Поэтому милиционер Дмитрий Бундиряков, вечно запыхавшийся, формально отсутствующий, и жертва системы Золотуев – ярчайшие комедийные персонажи.
Неврастеничная жизнь цветовода-предпринимателя, бьющая ключом волнений, забот, идей, не то чтобы назидательна – поучительна и трагична. Андрей Царьков показывает человека маленького, забавного, беззащитного, комично напуганного, единожды почти смертельно раненого, обреченного торговаться, думать над размером взятки судьбе. Актер добавляет в спектакль чудесные краски хитрой предприимчивости, деловитого лукавства, в своей комедийности вплотную приближается к трагедии.
С миром серьезной реальности больше других, ослепленных любовью, также связан Репников – отец и администратор. Чудесный сибарит с картины «Утро ректора», разгневанный отец, непримиримый администратор, вежливый собеседник, искуситель. В конфликте поколений он видит одно решение – подкупить молодость, по своему опыту зная, что сломить ее не удастся. Пресловутый торг о размерах взятки за желаемое может закончиться торжеством ценности человека или золотуевской морали. Третьего не дано… А Колесов далеко не герой.
Отрадно, что режиссер-творец не пессимистичен и не мелодраматичен. Он очень сильно проникся к героям, даровав им куда больше любви и правильных подсказок, чем в пьесе Вампилова. «Прощание в июне» приятно «промечтать». Смотреть спектакль так же легко, как прощать любимых и вспоминать о юности.
Юность все же, кажется, кончилась прощением. Теперь все будет по-другому: чувства, степень свободы и зависимости от мира. Теперь требуется малость – оставаться верным себе, прожить жизнь честно, трудно, счастливо, самим отмерить расстояние, разделяющее с любимыми.
Талантливый и справедливый Артем Петров ставит эту интересную режиссерскую задачу перед зрителем. С такими учителями стыдно не справиться… Будем работать вдохновенно. Так что, дорогие друзья, спектакль ОГАТ имени И.С. Тургенева с нами не прощается.
Ольга Сударикова, фото с сайта ОГАТ им. И.С. Тургенева

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям