Орелстрой
Свежий номер №25(1229) 26 июля 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Записки путешественницы

Прогулка по Риму и Бари

10.08.2016
В Вечный город и южный город-порт я решила отправиться по железной дороге. Несмотря на предупреждения туроператора о том, что поезда ходят крайне плохо, особенно из-за частых забастовок железнодорожников. Несмотря на подтверждение этих опасений местными жителями, с уточнением, что к железнодорожникам нередко присоединяются водители автобусов.
 
Особенности железнодорожного сообщения
Пассажирские поезда ходят действительно не так стабильно, как у нас: задерживать составы по разным причинам могут на десятки минут, а то и на часы. Зато система оповещения о перестройке расписания работает четко: на электронном табло высвечивается ожидаемое время прибытия и время опоздания, диктор по громкой связи дублирует сообщения на перрон. Если вы планируете дальнюю, многочасовую поездку, советую выбирать такие варианты, чтобы времени было с запасом. Подробное актуальное расписание поездов есть на каждом вокзале.
Билеты можно купить в кассе на железнодорожном вокзале, однако следует помнить, что кассы работают не круглосуточно, с полуночи и до пяти утра здание вокзала закрывается, и приходится ожидать поезд на перроне. Самый удобный способ приобрести билет – автомат, оплата производится наличными или картой, имеется английский интерфейс. Распечатанный билет (независимо от того, купили вы его в автомате или кассе, кроме тех, что покупаете онлайн) перед отправлением нужно прокомпостировать, иначе он будет считаться недействительным и контролер может потребовать с вас штраф. Компостеры на вокзалах есть повсюду. Билеты проверяют часто.
Я попробовала ездить поездами разных классов. В дорогих есть мягкие сиденья, столики, работает кондиционер. В региональных поездах (с пометкой Regionale), вроде наших электричек, все гораздо проще: проезд здесь более дешевый, поезд идет медленнее, пассажиры сидят кучнее, вагоны более старые, но сиденья с очень удобными спинками. Поезда строго делятся на дневные и ночные. В дневных имеются только сидячие места. В ночных бывают и «лежачие». Дважды я брала билет на ночной поезд в сидячее шестиместное купе: нижняя часть сиденья выдвигается, поэтому удобно полулежать-полусидеть.
Узнавать расписание итальянских поездов советую на сайте www.trenitalia.com. Trenitalia – государственная компания, обслуживающая до 80 процентов пассажирских перевозок.
Русский лен-конопель в римском поле
Из Римини, где я квартировала, до Рима добираться пришлось с пересадкой в Анконе (на обратный путь я выбрала прямой поезд). Поезд пришел вовремя, и уже к восьми утра я была у стен мини-государства Ватикан: от вокзала Roma Termini доехала на метро, правда, в утренний час пик в подземке было так людно, что даже Москва не шла ни в какое сравнение, и пришлось пропустить пару поездов.
Советуют купить билет в Ватикан заранее через Интернет, чтобы не стоять в очереди. Я попробовала купить на месте. Очередь была большой, но двигалась быстро, так что за час мы добрались до кассы. Под палящим солнцем стоять не пришлось: нас укрывала тень, падающая от каменной стены, окружающей государство. Да и, признаюсь, коротать время в интернациональном сообществе было интересно. Особенно порадовала одна группа иностранцев: снующие повсюду индусы предлагали за небольшую плату провести через отдельный вход, мимо толпы, однако англоязычная гражданка из группы, улыбаясь, заявила, что особенно ценит свои деньги и бесконечно любит стоять в очередях.
Наконец заветный билет за 17 евро у меня в руках, и можно отправиться гулять по музеям Ватикана. Они прекрасны. Это собранные римскими папами коллекции шедевров мастеров, известных на весь мир. В музеях всего 54 галереи, в путеводитель включено 19 музейных залов. В одном из залов была выставлена коллекция иконописи XVII–XXI веков из Белоруссии.
Одна из главных достопримечательностей – Сикстинская капелла, бывшая домовая церковь римских пап в Ватикане, со знаменитыми фресками Микеланджело. Художник проделал титанический труд: четыре года на пределе физического напряжения создавал гигантскую роспись (на 600 квадратных метров) на потолке по заказу папы Юлия II. Рассматривать роспись снизу трудно, но только представьте себе, чего стоило Микеланджело писать в таких условиях: по данным искусствоведов, художник так приучил свои глаза смотреть кверху на свод, что, когда работа была завершена и он снова стал держать голову прямо, почти ничего не видел, пришлось постепенно привыкать читать, глядя перед собой вниз. Одна из жемчужин грандиозного динамичного ансамбля Микеланджело – рождение первого человека, сотворение Богом Адама.
В Сикстинской капелле входящих встречают секьюрити, которые организуют потоки людей  так, чтобы не создавались толпы и не закрывался обзор реликвии. Фотографировать запрещено. Хотя туристы этот запрет то и дело нарушают.
Собор Святого Петра и площадь перед ним удивляют размахом, гармонией пропорций и богатством оформления.
После Ватикана, ориентируясь по бумажной карте Рима, я пешком отправилась в самое сердце города, к его главным достопримечательностям. Потеряла путь только однажды, когда искала фонтан Треви. Помог полицейский, а когда узнал, что я из России, прекратил изъясняться на итальянском и английском и перешел на русский.
Русскую речь в Риме приходилось слышать часто. Чувство гордости за таланты соотечественников я испытала, когда на мосту Святого Ангела трио молодых ребят а капелла исполняли русскую народную песню «В темном лесе», и им аплодировала восхищенная многочисленная публика.
Поразили руины Римского форума: архитектурные обломки помнят времена великой империи, а краснеющие у их подножия маковые бутоны на траве создают пейзажи немыслимой красоты.
Еще одна впечатляющая картина, которую бережно хранит память, – вырастающий на пути Колизей. С детства знаешь вид этого крупнейшего амфитеатра античности снаружи, а вот какой он внутри, изучаешь на месте. Это невероятно!
По совету тверских друзей отведала в Риме мороженого и местной пиццы: примечательно, что эти лакомства в столице вкуснее и дешевле, чем в других итальянских городах.
День Николы Вешнего
В ночь на 22 мая я отправилась в город-порт Бари, чтобы посетить базилику святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. Бари – столица региона Апулия, второй по величине город в южной Италии после Неаполя, располагается в самом основании каблучка итальянского сапога. В старом городе достопримечательности встречают на каждом шагу. Главная же из них для христианина – базилика святителя Николая, где в крипте хранятся его мощи. Уже первые русские путешественники в Европу считали святым долгом приложиться к мощам Чудотворца. Он по сей день один из наиболее почитаемых святых как на Востоке, так и на Западе.
В Бари есть и Патриаршее подворье во имя святителя Николая Чудотворца. Оно строилось при непосредственном участии Императорского православного палестинского общества (ИППО) и на пожертвованные (в том числе Домом Романовых) деньги. ИППО испросило у итальянского правительства официальное разрешение на приобретение в Бари земельного участка. Разрешение было получено, и в составе подворья были спроектированы двухэтажный храм и странноприимный дом в псковско-новгородском стиле. Строительство велось с 1913-й по 1915 год. С началом Первой мировой странноприимница превратилась в беженский пункт, подворье передавалось в пользование итальянскому Красному Кресту. После революции и Гражданской войны в России вся эта русская постройка оказалась в собственности у барийского муниципалитета. Храм и подворье нашей стране вернули в 2008 году.
Базилика святителя Николая построена между 1087-м и 1089 годами, выполнена в романском стиле. Мощи были вывезены из Мир (Малая Азия) на барийских кораблях: барийцы проникли в церковь под видом паломников и фактически похитили христианскую святыню, привезя ее к себе на родину 9 мая. Перенесение мощей является главным праздником не только для базилики, но и для всего города Бари, пребывающего под покровительством Николая Угодника.
День памяти Николая Чудотворца проводился торжественно. В базилике в честь перенесения мощей из Мир Ликийских в Барград, собор архиереев и духовенства, совершили праздничное богослужение, которое возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.
С восьми часов в храме велась воскресная служба, сначала православными священниками, а после – католическими. С созданием в 1966 году в католической базилике восточной капеллы каждое воскресенье проводится литургическая служба на церковнославянском языке.
Место поистине благодатное. Паломники имеют возможность приложиться к мощам Николая Угодника в крипте, послушать здесь же чтение молебна с акафистом святителю Николаю, привезти домой лампадное масло и чистое миро от мощей святителя.
(Продолжение
следует)
 
Кстати
На территории базилики есть статуя Николая Чудотворца работы Зураба Церетели (2003 год) и табличка – обращение президента России Владимира Путина к жителям города Бари по поводу подарка в виде этой статуи.
Ирина Крахмалева

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям