ПАО "ОРЕЛСТРОЙ"
Свежий номер №19(1268) 20 июня 2018 гИздавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Специально для "ОВ"

Проекты, о которых нужно знать

14.03.2018
В прошлом номере мы анонсировали старт нового проекта. «Орловский вестник» готов стать площадкой для обсуждения концепций развития общественных территорий в Орле, а также иных идей по благоустройству и развитию культурной среды и архитектурной составляющей нашего города. Для участия в диалоге мы приглашаем дизайнеров, архитекторов, готовых озвучить собственные идеи и проекты, а также всех неравнодушных граждан. Идея нашла отклик и среди читателей, и среди специалистов. И сегодня мы представляем концепцию развития знаменитого и многострадального орловского памятника – дома Лизы Калитиной за авторством члена Союза дизайнеров России, члена Союза художников РФ, советника президента СДР по региональному развитию и сохранению культурного наследия в городской среде Людмилы Николаевны Парицкой.
Концепция музея персонажа романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» Лизы Калитиной
Дом Лизы Калитиной не должен быть похожим на музеи, сделанные в общепринятых музейных формах и в привычном значении этого термина. Это туристический культурно-просветительский объект для интеллектуального развлечения туристов, не предполагающий скучных экскурсий по раз и навсегда заданному маршруту и сценарию. Он должен быть вместилищем для живой, легко меняющейся экспозиции и обладать обустроенным пространством для проведения интеллектуальных квестов. Фактически эти две функции должны быть органично взаимосвязаны.
Персонаж – Лиза
Благодаря тому, что в англоговорящем мире «Дворянское гнездо» Тургенева издается под названием «Лайза» (Liza), Лиза – это по факту уже довольно известный мировой бренд, и такой музей должен быть знаковым местом для ее поклонников и реальных друзей, которые могут в любое время приходить сюда «к ней» общаться и даже, под эгидой музея, создать «фан-клуб Лизы Калитиной», члены которого могут иметь клубные карты, платить членские взносы и пользоваться установленными льготами и преференциями участников фан-клуба. Члены фан-клуба, как и случайные посетители музея, могут собираться в доме у Лизы, чтобы обмениваться различными суждениями о ней, включая самые спорные, так как идеализация Лизы не является миссией музея и не должна навязываться. Здесь приветствуется столкновение разных мнений и взглядов как на роман, так и на саму Лизу как главного его персонажа.
Экспозиция не должна точно воссоздавать интерьеры эпохи, описанной в романе Тургенева (к чему стремятся традиционные музеи). Здесь могут быть самые разные (включая спорные и неоднозначные) иллюстрации к роману, портреты Лизы Калитиной в любых жанрах и стилях, вплоть до кукол, костюмов (например, к театральному спектаклю) или их эскизов, аксессуаров, украшений, предметов быта, детских рисунков. Однако все эти экспонаты не предназначены для так называемой «тематической выставки». Скорее, это должны быть сменяющиеся инсталляции и трансформеры, призванные создать атмосферу, в которой воспитывалась и жила Лиза, привнести дух ее эпохи.
Так как физическое присутствие вымышленного персонажа невозможно, он должен быть выражен многоплановой звуковой палитрой, живущей в доме: звуками приближающихся или удаляющихся шагов, шорохом платья, скрипом лестницы, звуками подъезжающей кареты, ускользающей тенью, звуками фортепиано, французской речи, доносящимся откуда-то смехом, легким скрипом открывающейся и захлопывающейся двери, пения в глубине дома…
Дом должен жить этими звуками и манить посетителя за Лизой – постоянно ускользающей таинственной субстанцией, нематериальной, но пробуждающей воображение, при этом никогда не предстающей перед гостями своего дома воочию.
Естественно, такие особенности музея предполагают достаточно сложное компьютерно-техническое обеспечение, стоимость которого, возможно, и будет основой затрат на сам музей, но так как подлинных вещей от персонажа в музее Лизы не будет по определению, создание данного музея не предполагает трат на дорогие раритеты.
Интеллектуальный квест
Живой, реальный квест, построенный по принципу детектива, рассчитан на нестандартное мышление и отсутствие боязни выразить свое мнение, в том числе и неверное, умение слушать собеседника и признавать ошибки. Он должен дать туристам возможность поработать в команде, интеллектуально развлечься, испытав к тому же острые эмоции.
Как и принято в квестах, сначала придумывается детективная история. Во всех историях должен быть персонаж, которого зовут Лиза Калитина, или некий предмет, принадлежащий Лизе К. В любом случае ее имя должно непременно звучать в разыгрываемой детективной истории. Перед участниками игры ставится общая задача – поиски чего- или кого-либо. Суть игры – выполнить как можно больше заданий.
Живой квест длится два-три часа, у каждого игрока своя роль. Игроки действуют как вместе, так и образуют небольшие тайные союзы. Обязательно есть ведущий. Он координирует ход игры, поддерживает интригу, дает подсказки, может сознательно запутывать «следствие», пуская участников по ложному следу. Заводит «любимчиков», помогает одним и не помогает другим, затем вдруг меняет их местами в своей иерархии и так далее.
Квест включает десять простых и не менее пяти-семи сложных заданий. Можно использовать прием, при котором неправильное выполнение задания игроком удлиняет ему путь. Основу заданий составляют вопросы по роману и жизни Лизы Калитиной, но должны присутствовать и не связанные с ним, хотя имеющие отношение к основной теме детектива, его сюжету. Все действо должно быть связано с вопросами сыска XIX века и современной криминалистики. Обязательно должны быть загадки, ловушки, страшилки, вопросы на реакцию и обязательно присутствие юмора и иронии.
Пример
В провинциальном театре за три часа до спектакля пропала актриса, играющая Лизу Калитину в инсценировке «Дворянского гнезда». Замены нет, билеты проданы, спектакль под угрозой, нужно спасать положение. Берутся игроки по количеству персонажей в спектакле (Лаврецкий, Варвара Петровна, Лемм и прочие), а также вполне современный следователь, оперативник и так далее, и начинается раскрутка.
Каждый детектив, раскрываемый в ходе квестов, должен развиваться по уже известному пространству. Поэтому реставрация дома и функция музея здесь находятся в тесном соучастии, что позволяет максимально интересно решить каждую историю. В конце квеста актриса находится живой и здоровой. Никаких трагедий и трупов быть не должно. Команда, выполнившая все задания, награждается ужином с хозяйкой дома. Ужин должен быть очень высокого качества и проходить по всем правилам дворянских церемоний. Хозяйка дома представлена только «голосом за кадром», но с ней можно говорить, делать ей комплименты, задавать вопросы...
Все проходит с легким фоновым музыкальным сопровождением. Допускаются любые развлечения, но исключительно в рамках эстетики XIX века. Ужин входит в цену, поэтому меню зависит от того, сколько денег изначально заплачено игроками.
При правильной организации такой музей вполне может быть самоокупаемым и даже иметь прибыль. Потому он вполне привлекателен, в том числе и для частного инвестирования.
Каждый раздел, непременно, требует детальной разработки, которая возможна и целесообразна в случае, когда проект получает одобрение для реализации.
Людмила Парицкая

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям