Орелстрой
Свежий номер №40(1244) 15 ноября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Вот чего бойся

Продуктовый коллапс

01.12.2014

Не успели орловцы прийти в себя после исчезновения с прилавков магазинов «несанкционированных» товаров, как в список дефицитных попала и отечественная гречка. Этот популярный продукт вначале сильно вырос в цене, а затем и вовсе массово пропал из реализации. Виной ли тому плохой урожай или игры продуктового ритейла и поставщиков?

Мнимый и надуманный

С начала ноября, судя по ценникам в торговых точках, килограмм гречки подорожал в два, а то и три раза. Если еще пару недель назад пачку гречневой крупы продавали в Орле по средней цене 17–20 рублей, то сейчас планка поднялась на рынках до 35–40 рублей, а в сетевых магазинах даже до 55–60 рублей. И это, уверены продавцы, не предел. Полупустые полки заставляют орловцев про запас скупать крупу упаковками. Хотя по статистике россиянин в среднем съедает в год не более 3,5 килограмма гречки. На выходных я стала свидетелем картины, как в одном из сетевых магазинов покупатели буквально выстроились в очередь за гречневой крупой, сортированной в пяти пакетиках по сто грамм. Цена вопроса – 98 рублей.

Аналогичная ситуация складывается и в других регионах. По информации «Первого канала», например, в Пензе за четыре дня раскупили двухмесячный запас гречки. В соседнем Саратове цены тоже выросли вдвое, заметное повышение произошло в Курской, Ульяновской, Омской и Челябинской областях. При этом аграрии клянутся, что никакого дефицита нет. Плюс в закромах Родины лежат прошлогодние запасы. В Орловской области дефицита гречки тоже нет, заверили в администрации региона. У нас собрано около 77 тысяч тонн крупы (на 11 процентов выше уровня прошлого года).

– Искусственный ажиотаж начался после сообщений в СМИ о неурожайной для Алтая уборочной кампании, – говорит в частной беседе директор одного из сетевых магазинов в Орле Александр (по просьбе эксперта не называем его фамилию). – Когда раскупили имеющиеся запасы, новый завоз мы поставили по более высокой цене. А затем уже сами поставщики подняли стоимость, а за ними автоматически и мы. Дешевой крупы уже не осталось и на складах. Но орловцы все равно берут гречку, несмотря на «кусающийся» ценник. А раз берут, мы продаем. Спрос диктует предложение.

«Мнимым и надуманным», основанным на чистой психологии называет дефицит и президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. И напоминает, как четыре года назад из-за засухи цены на гречку заоблачно взлетели. Но через несколько недель ситуация нормализовалась. Возможно, как и тогда, этой ситуацией сегодня просто воспользовались перекупщики. А покупатели «повелись на их удочку». Но куда в таком случае смотрят областные власти...

В пределах нормы

Поясним, гречка входит в перечень социально значимых товаров. Соответственно, цены на нее контролирует областное управление торговли и потребительских ресурсов. Не новость, что если стоимость продуктов, особенно социально значимых, в течение месяца вырастет более чем на 30 процентов, это станет или должно стать поводом для проверок магазинов и последующего ограничения товаров в цене. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы, глядя на ценники во многих магазинах, не заметить в Орле повышения стоимости гречки более чем в два раза. В соседних регионах ЦФО, где произошел резкий скачок цен, антимонопольщики уже подключились к проблеме.

А что же у нас?

– С 3 по 24 ноября в регионе зарегистрирован рост стоимости гречки на уровне 0,4 процента, – сообщила «ОВ» заместитель начальника регионального управления торговли Виолетта Кочергина. – На ярмарках выходного дня килограмм гречки экономкласса можно приобрести за 23 руб. 80 коп., класса «элита» – за 28 руб. 50 коп., элит-пак – за 49 руб. 90 коп. На 21 ноября нами зарегистрирована средняя стоимость килограмма этой крупы на уровне 41 руб. 99 коп. Орловцы могут не переживать: гречка на Орловщине есть, ее запасов достаточно. У местных производителей существенного роста стоимости товара не зафиксировано.

Удивляет один момент. Если дефицита нет, а на ярмарках гречка продается по цене от 24 до 50 рублей, зачем Орловской области закупать четыре тонны крупы гречневой (см. портал госзакупок) по цене аж 62 рубля за кило? Кстати, на эти цели предусмотрено из бюджета 248 тысяч рублей. Не проще ли вам, господа чиновники, закупаться гречкой для нужд Родины как простым обывателям на ярмарке, сэкономив при этом еще и деньги налогоплательщиков?

Впрочем, не гречкой единой живет продавец и покупатель. Давайте проанализируем, что же в целом происходит на продуктовом рынке Орловщины.

Найти замену пока не удалось

– Когда в августе этого года ввели первые ограничения на поставки товаров, федеральные чиновники с экранов телевизоров на голубом глазу обещали, что запрет на ввоз в Россию отдельной продукции практически не отразится на жизни большинства россиян, – говорит руководитель отдела закупок орловского сетевого супермаркета Инна Лаврова. – Увы, на деле все гораздо сложнее. Из-за эмбарго нам пришлось отказаться от ряда поставщиков, с которыми работали не первый год. А найти новых и надежных – вопрос не одного дня.

Инна Лаврова устраивает небольшую экскурсию по торговой площади. По ее словам, фруктов и овощей на полках стало меньше. И не только в этом магазине, но и у конкурентов. И это не говоря уже о таких экзотических товарах, как французские сыры и устрицы, испанские колбасы, хамон и канадские омары.

– Нет зимних польских яблок, картофель не самого лучшего качества, лук... сами видите. Маленький кусочек российского сыра сложно найти дешевле 100 рублей. Даешь импортозамещение, – сетует эксперт.

Действительно, дорожают не только разрешенные импортные товары, но и отечественные, соглашаются в другом орловском супермаркете. Российские производители воспользовались ситуацией и не постеснялись поднять цифры на ценниках.

– Курятина в нашей сети подорожала с августа на 20–30 рублей, свинина – на 50 рублей, существеннее всего ударила по кошелькам красная рыба. Рост составил более ста рублей, – отмечает менеджер Дмитрий Калинин.

Именно отсутствие конкуренции с зарубежными товарами пагубно влияет на цены, уверены эксперты. Российские поставщики отныне безбоязненно диктуют свои условия ритейлу. Ведь выбор у последних небольшой.

– Импорт на складах сегодня представлен в основном продтоварами из Китая и стран Латинской Америки. Но уровень качества оставляет желать лучшего, – добавляет Дмитрий. – Ритейл и, следовательно, покупатели оказались в условиях, когда за худшую продукцию они вынуждены отдавать большие деньги.

Что покупателю смерть, ритейлу прибыль

Несмотря на то, что продуктовые ритейлеры отмечают изменения в ассортименте покупаемых товаров, на среднюю стоимость чека этот факт никак отрицательно не влияет. Орловцы пока еще не спешат экономить на продуктах. Наоборот, в последние месяцы общая стоимость чека в магазинах выросла на 10–20 процентов. Немаловажную роль в этом, конечно, сыграл тот факт, что продавцы переложили рост цен на конечного потребителя, то есть на нас.

Мнение о том, что «покупателю смерть, то продавцу прибыль», подтверждает и агентство «Рейтер». Так, крупнейший в РФ ритейлер «Магнит» увеличил продажи в октябре этого года на 36,14 процента, в годовом выражении до 66,2 миллиарда рублей. В сентябре выручка ритейлера выросла на 34,4 процента, в августе – на 34 процента. Ритейлер ожидает увеличения выручки по итогам текущего года на 31–32 процента.

А чистая прибыль второго по выручке российского продуктового ритейлера X5 Retail Group (магазины «Пятерочка» в Орле) в третьем квартале выросла на 48,8 процента к аналогичному периоду 2013 года, до 3,42 миллиарда рублей.

Компания ждет роста выручки в текущем году на 17–19 процентов, вместо прежних 10–12.

Впрочем, следующий год, как прогнозируют аналитики, для ритейла не будет таким «урожайным». Прирост потребительских бюджетов идет медленнее, чем прирост новых торговых площадей и цен на товары. А значит, конкуренция между магазинами ужесточится. И тут ритейлерам придется задуматься, как завлечь клиента. Глядишь, там и до снижения цен дойдет…

Виталия Плахова

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям