Орелстрой
Свежий номер №33(1237) 20 сентября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Проблема на генном уровне

Привычка выживать

12.03.2014

Улицы областного центра худо-бедно но убираются; ямы на дорогах латаются с завидной регулярностью, даже в часы пик; на линию ежедневно по расписанию выходит общественный транспорт; к весенне-летнему сезону Орел украшают клумбами и топиарными фигурами. Тем не менее, орловцы-скептики, коих у нас немало, ставят оценку работе муниципальных предприятий не выше «удовлетворительно». При этом далеко не все знают ситуацию изнутри, так сказать, положение дел в экономике. Все чаще МУПы Орла по итогам минувшего года подсчитывают не прибыль, а убытки…

Хроническое SOS

Многие МУПы пока в минусе зачастую из-за хронического недофинансирования со стороны городского бюджета. К примеру, «хроника» трамвайно-троллейбусного предприятия состоит в том, что возмещение выпадающих доходов, связанных с льготным проездом студентов, школьников и пенсионеров, происходит не в полном объеме. В этом году ТТП выделили всего около 100 миллионов рублей (для сравнения: в прошлом году для стабильной работы предприятию, подсчитывали его экономисты, необходимо было в среднем 32,8 млн рублей в месяц, и это без средств на повышение заработной платы; фактические доходы предприятия за месяц составляли порядка 26 млн рублей). Себестоимость перевозок растет, ведь растут цены на энергоносители, но установленные тарифы на проезд не покрывают затрат предприятий. Как результат – низкие зарплаты водителей и увольнения сотрудников (из-за этого за последние пару лет, к примеру, в вечерние часы у трамваев заметно увеличился интервал движения).

Подвижного состава достаточно, чтобы охватить транспортной услугой население города, но техника имеет свойство стареть и изнашиваться, а закупить новые машины для городской казны слишком дорого. Громко заявленная федеральная программа по обновлению подвижного состава городского электротранспорта требует софинансирования из муниципального и регионального бюджетов. Средства на последние два троллейбуса ТТП через суд «отвоевало» у Минфина.

Когда чиновники спохватываются и дружно бросаются на помощь очередному МУПу, кричащему SOS, принятый бюджет перекраивать уже сложно: чтобы добавить «этим», нужно урезать у «тех».

На те же грабли

Другая проблема, которая сопровождает некоторые орловские МУПы, – прямо-таки неуемное желание жить не по средствам. Помните, как было с совхозом «Коммунальник»? Предприятие выполняло муниципальный заказ, скажем, на опиловку деревьев, покос травы, украшение центральных клумб, установку нескольких топиарных фигур, и эту работу город оплачивал. Но при разборе критической финансовой ситуации, едва не приведшей озеленителей к банкротству, выяснилось, что некоторые территории они облагораживали и украшали просто так, за свой счет. Надеялись на то, что город когда-нибудь вернет «долги»? И это при том что на благоустройство Орла год от года в бюджет закладывается все меньше средств.

В аналогичную ситуацию с деятельностью сверх муниципальных контрактов попало МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла». Убыток предприятия по итогам работы прошлого года составил 38,6 млн рублей.

Причина его образования, как утверждает руководитель спецавтобазы Эдуард Коробов, в том, что были выполнены услуги, не включенные в контракт: ликвидация несанкционированных свалок, вывоз мусора и уборка улиц якобы велись по устным поручениям, которые регулярно на планерке раздает глава администрации. Кроме того, предприятию так и не возместили расходы в размере 11 млн на экстренную уборку снежных завалов в марте 2013 года. Еще на 19 млн рублей сверх ожидаемой нормы спецавтобаза «наубирала» в летний период.

По версии администрации Орла, предприятие само себя подвело, вовремя не представив документальных подтверждений о выполненных работах, то есть оснований для проведения оплаты просто не было. Или были, но тоже в устной форме?.. Создается впечатление, согласимся с мнением КСП, что труд вне контракта – уже система для МУПов, привычка. Привычка-то, выходит, вредная для финансовой устойчивости, однако горадминистрация все не может от нее избавиться. Теперь чиновникам решать, как поправить положение предприятия. Привыкать к предбанкротной ситуации еще одного МУПа совсем не хочется.

Справка «ОВ»

В этом году на содержание улично-дорожной сети предусмотрено всего лишь 8 млн рублей.

Вера Сергеева

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям