Орелстрой
Свежий номер №37(1241) 18 октября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Взгляд в прошлое

Преподобный старец Никита

08.06.2017
 В начале XVIII века пустынножительство, несомненно, существовало в рославльских лесах, хотя имен пустынножителей того времени не сохранилось. Известно только, что в соседних с рославльскими брянских лесах в это время жили пустынники – инок Серапион (1717–1721), Федор Санаксарский (около 1747), иеромонах Площанский Иосиф (около 1730-х годов) и другие. Под названием брянских лесов в ХVIII веке известны были и рославльские леса, так как южная часть Рославльского уезда до 1778 года относилась именно к Брянскому уезду Орловской губернии, а затем была причислена к Смоленской епархии. Из жизни рославльских пустынников известно, что они, будучи выходцами из монастырей Орловской и Курской епархий, переходили из одной пустыни в другую. Поэтому нет ничего удивительного в том, что преподобный Никита проживал и подвизался в рославльских местах.

Начало служения
Родился будущий подвижник в Орле в 1695 году. С детства любил странствовать по святым местам, юношей же удалился из родительского дома и поселился в двух верстах от Белобережской пустыни, на полверсты влево от дороги на Карачев. На пригорке стояла его келья, а у подошвы был вырыт им колодец. Питался отшельник хлебом, который мимо ходящие богомольцы клали ему в корзину, повешенную на придорожном дереве, да еще кое-что имел с небольшого огорода, который располагался рядом с кельей.
Лес был глухой, и нередко звери бродили вокруг пустынной кельи. Летом комары кусали тело отца Никиты до крови, причиняя ему страшные мучения. Преподобный все терпел безропотно. Данным от Бога ему даром слез он молился Творцу о своих грехах и за своих ближних. Посещал отец Никита богослужения в находящейся рядом Белобережской пустыни. Так в подвиге и молитве он дожил до старости. Кем и когда преподобный Никита был пострижен в монашество, неизвестно, можно лишь предполагать, что произошло это не в Белых Берегах, так как он никогда не был штатным монахом этой обители.
Болезнь и чудо
Однажды весной, в марте, его постигла тяжелая болезнь, заставившая долго лежать без движения. Наступил канун Благовещения. Старец, лежа на одре, услышал благовест к всенощной; попробовал встать, но болезнь не позволила. Болезненным голосом отец Никита запел тропарь праздника, но от слабости не смог его пропеть до конца. Горькими слезами залился старец, сокрушаясь, что не может достойно встретить великий праздник.
И вот келья его озарилась небесным светом. Отец Никита увидел перед собой Богоматерь, окруженную ангелами. Небесная гостья благословила старца, и в неземном восторге он слабым голосом запел тропарь Благовещения. Богоматерь и ангелы присоединились к его пению, и скромная отшельническая келья огласилась хвалебной песней небожителей. Исчезло видение, но старец Никита долгое время находился под его впечатлением.
После выздоровления преподобный пошел в Белобережскую пустынь поблагодарить Господа и свою посетительницу. Возвратившись назад, он увидел на месте своей кельи один пепел. Какой-то злой человек сжег ее в отсутствие старца. Отец Никита сел на пригорке и долго плакал о любимом месте своего уединения.
Старец переселился в Белобережскую пустынь. Со смирением он выполнял здесь все послушания, служа братии, не жалея сил. Господь судил прожить ему здесь недолго, так как обитель была упразднена и стала клониться к упадку.
Подвижник рославльских лесов
Отец Никита был много наслышан о рославльских лесах и подвизавшихся в них пустынниках. Слава об их подвигах гремела везде. Из них сохранились имена лишь немногих, тех, которые впоследствии занимали важные посты в благоустроенных обителях или прославились высокими иноческими подвигами и христианской мудростью. Прочие же, работавшие Господу втайне, остались ведомы лишь единому сердцеведцу Богу. Сохранившихся сведений о рославльских пустынниках, об их лишениях, самоотреченной жизни и высоких дарованиях достаточно, чтобы признать вполне справедливым название, которое дали подвижникам рославльских лесов современники и составители жизнеописаний старцев, – название русской Палестины и Фиваиды. Об этом много писал наш земляк митрополит Филарет (Амфитеатров), призвавший из этих мест для создания оптинского скита преподобных Моисея и Антония (Путиловых). Сюда, в русскую Палестину, и направил свои святые стопы старец Никита.
Здесь он поселился в сделанной им самим келье на южной стороне Монашеского рва, возле села Екимовичей, в лесу помещицы Александры Афанасьевны Броневской, усердной покровительницы пустынножителей, которые в большом числе жили на ее земле. Здесь старец в монашеском подвиге, известном только ему, прожил не менее десяти лет.
Затем схимонах Никита снова переселился в Белобережскую пустынь. Но перед смертью, в 1792 году, он захотел вновь вернуться в свою пустыньку. По его просьбе ученик, старец Досифей, нанял крестьянскую лошадь и по первозимью 1792 года приехал к отцу Никите в Белые Берега, где нашел его тяжело больным. Досифей просил его обождать до лета, но старец стремился в свою пустынь. Получив благословение настоятеля Белобережской пустыни отца Иринарха, Досифей уложил преподобного Никиту на дровни, прикрыл его рогожей и соломой и повез больного за 200 верст в рославльские леса. Здесь отец Никита прожил не более полугода и умер 29 марта 1793 года.
После смерти
Омыв бездыханное тело, Досифей положил старца в пчелиный улей-колоду, призвал священника из села Лугов и соседних пустынников, живших у реки Болдачевки, и похоронил старца во рву, возле его кельи. Так как во рву всегда стояла вода, Досифей через несколько лет по какому-то откровению откопал гроб старца Никиты, чтобы перенести повыше. Гроб оказался цел, а тело и одежды преподобного нетленны, только липовый лапоток на одной ноге, сплетенный не самим старцем, а его учеником, превратился в прах. При открытии был священник села Лугов отец Иоанн и ближайшие пустынники. Один из последних, по имени Арсений, хотел поменяться с Никитой четками, но, несмотря на все усилия, не смог их вынуть из его руки. Тело старца из улья переложили в новый гроб и, отслужив панихиду, погребли на полугоре, на северной окраине рва. При погребении был больной монах, страдавший болезнью желудка. Этот монах выпил воды из гроба и исцелился от своей болезни. Лет через пятнадцать после кончины отца Никиты гроб снова открывали, и тело его было нетленным.
На месте могилы в конце XIX века была устроена деревянная пятиглавая часовня. Посередине часовни, на месте захоронения, был установлен каменный саркофаг в форме обыкновенного гроба на ножках. На верхней стороне его рельефно высечены крест, копье и трость, ниже – развернутое Евангелие со словами: «Заповедь новую даю вам – да любите друг друга» (Иоанна 13;14). По бокам гробницы также надписи. В головах: «Здесь покоится блаженный пустынник и подвижник о Христе Никита. Господи, прими дух его с миром!»; в ногах: «Почил о Господе 29 марта 1793 года, житье его было 98 лет. Помяни его, Господи, во Царствии Твоем». С правой стороны: «Памятник сей и часовня сооружены старанием председателя попечительства, помещика Николая Михайловича Суходольского, при участии Екимовического волостного старшины Стефана Афанасиева, церковного старосты Никанора Евстафиева, прихожан и почитателей. Сооружена и освящена 15 сентября 1897 года причтом села Екимовичи». С левой стороны – молитва «В покоищи Твоем, Господи». Вокруг фундамента гробницы – молитва «Святый Боже».
Поверхность саркофага частично повреждена следами от пуль: возможно, во время Великой Отечественной войны гробница служила укрытием, либо повреждения нанесены с целью осквернить могилу.
В памяти верующих
Память старца Никиты всегда почиталась верующими. В Белых Берегах чтили также место явления ему Богородицы. Особенно богомольцы почитали память отца Никиты в Смоленской губернии. В день ангела схимонаха Никиты к могиле старца собиралось до 5000 человек. Над его могилой предполагалось построить каменную церковь, причем паломники ожидали открытия мощей нетленно почивающего схимонаха. Так было до революции. Но и после нее не забыли люди место погребения старца. По молитвам приходящих к его могиле Господь давал им исцеление от разнообразных болезней.
Старожилы поселка Екимовичи и деревни Буда неоднократно рассказывали о том, что схимонах Никита, захороненный рядом с деревней, удостоен своими молитвами перед Богом оказывать помощь страждущим в различных недугах. В памяти верующих и по сей день сохраняются известия о жизни и подвигах отца Никиты. Как и до революции, не забыта могила отшельника. Цепочкой тянутся люди к святому месту, молитвенно вспоминая преподобного.
В Орле, на родине схимонаха Никиты, также чтят память своего знаменитого уроженца.
 
Кстати
27 декабря 2016 года решение о канонизации схимонаха Никиты в лике преподобных принял Священный синод Русской православной церкви. Память святому Никите совершается 11 апреля, в день его преставления.
Анатолий Мищенко

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям