Премьера

2010-11-02

Автор: Ольга Захарова

На сцене «Русского стиля» премьера. Спектакль «Вечер» по одноименной пьесе А. Дударева. Спектакль о луче надежды, который есть в жизни каждого. Нужно только увидеть его, разглядеть в себе и в мире.



Спектакль о нас и для нас

«Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки», – сказал когда-то дагестанский поэт-философ Абуталиб Гафуров. Мы творцы своего будущего. Мы же хранители своего прошлого, без памяти о котором будущему не бывать. Об этом прекрасно, живо, тонко, эмоционально и до слёз пронзительно рассказывает новая постановка Валерия Симоненко.

На сцене провинциального театра произведение, созданное в Белоруссии больше двух десятков лет назад. Однако, следя за действием, с самых первых секунд убеждаешься, что в постановке отражаются наши дни. Вопросы и проблемы, затронутые в спектакле, полностью созвучны с тем, что волнует наших современников. В самой пьесе Дударева, кстати, первой из созданных им, уже намечены те болевые точки, которыми теперь поражено общество. Осмысление прожитой жизни, поиск истины, вопросы к самим себе – все это волнует персонажей пьесы, все это тревожит и нас.

Непрерываема связь времен. Главные герои произведения – пожилые люди. Но через предков автор обращается к потомкам. Кажется, именно молодежи адресована пьеса в первую очередь.

Трое стариков в забытом богом селе. Три судьбы, три варианта понимания жизни. Три надежды, воплощенные в детях, отраженные в каждом прожитом на белом свете дне. Жизнь поражений и потерь, жизнь, в которую вломилась война, но в которой осталось место свету. Каждое утро Василь (Александр Липов) приветствует солнце. Каждый вечер прощается с ним. Спектакль проникнут символикой. И солнце в нем из всех символов главный, символ Бога, упования, радости. Солнце – свет, сохраненный в душе. У кого-то на поверхности, у кого-то гораздо глубже. Но, главное, свет этот не погашен. Нет горестей, которые смогли бы убить в человеке человека. Нужно лишь очнуться и вспомнить: кто ты, для чего живешь, почему должен умереть, что можешь оставить после себя на земле-матушке, земле кормящей, дающей жизнь?

Любить, жалеть и плакать

В день премьеры мы встретились с автором постановки – художественным руководителем театра Валерием Симоненко. Валерий Иванович рассказал «ОВ» о премьерах сезона, о том, как важна сегодня для людей надежда и какую роль играет театр в воспитании в человеке человечности.

– Валерий Иванович, почему в этом сезоне вы начали именно с Дударева?

– В этом году мне 60. Я счастлив, что жив мой 92-летний отец, что у меня есть сын и внук. Благодаря этому возникает, с одной стороны, ощущение жизни, образ корней, дерева, ветвей… С другой же стороны – тревога. За судьбу этого дерева. И, как ни парадоксально, вспоминается известная басня Крылова о свинье под дубом. Она разрывает корни, хотя ей говорят, что дуб погибнет. Но свинью это не интересует. Ей нужны только желуди. У меня уже давно возникло стойкое ощущение: и мы не понимаем сейчас, что уничтожаем свои корни. Это касается всего: и родителей, и в целом понимания жизни. Ради желудей, которые, кстати, не могут расти без корней и без дерева, мы уничтожаем дерево-родителя. Эти процессы абсолютно объективные, но очень тревожные.

Пьеса Дударева «Вечер», которая появилась на нашей сцене, по сути, очень трагическая. Основная задача, которую я ставил перед собой, – сделать спектакль светлым. К счастью, он таким и получился. Ведь самое главное, о чем мы очень часто забываем: и в спектаклях, и в кино, помимо грязи, нужно показать путь из этой грязи. Для этого и создан театр. Для этого существует искусство вообще. Оно должно вести к свету. И еще. В последнее время мы постоянно ищем виноватых вокруг. А ведь начинается все с первого крика в момент рождения и заканчивается у порога смерти. Все в нас. Поэтому нужно очень бережно относиться к себе, к собственной душе, понимать, что с тобой происходит, что происходит со временем, и никогда не терять внутреннего света. Главная мысль, которая есть в этой пьесе: люди все хорошие, просто они забыли об этом, и жить дальше в этой забывчивости – преступление. Один из персонажей очень хорошо говорит: мы живем ради того, чтобы любить, жалеть и плакать. Это чувства, которые придуманы Богом для людей, выше никто не создал. И если ты мало любил, жалел и плакал, значит, ты как-то неправильно прожил. Спектакль не учит, он показывает результат жизни, мыслей, целей, результат страданий, пути. Причем путь этот, может быть, и не верный. Но пройти его нужно и в результате выйти к свету, даже в самый критический момент. Наш спектакль – возврат к исконно русскому театру, где жизнь человеческого духа является и эстетической, и политической основой. Ради этого театр должен жить.

От формального театра – к пронзительному

– По своей стилистике спектакль продолжает линию, начатую в прошлом сезоне работой по Шукшину «А поутру они проснулись». Это направление станет теперь основополагающим в «Русском стиле»?

– Это абсолютно четкая линия. Мы переходим от каких-то жестких, порой формальных ярких спектаклей к театру тихому, но пронзительному. Сейчас задача нашего театра – заставить зрителя заплакать, засмеяться, вызвать те чувства, которые затуплены. Ведь вслед за чувством рождается мысль, а не наоборот. Чувство же возникает от ощущения мира, а сейчас у большинства оно, к сожалению, потеряно.

– Следующая премьера в «Русском стиле» – горьковская пьеса «Егор Булычев». Она появится на вашей сцене под названием «Смерть олигарха». Таким образом вы проводите аналогию с событиями сегодняшних дней?

– Это произведение тоже о судьбе человека, причем самого богатого человека. И у него те же проблемы, и на те же вопросы приходится отвечать в конце жизни: зачем ты жил, зачем копил деньги, мало любил и мало жалел? Это тема очень болезненная и, как нам кажется, очень сегодняшняя. Обращение к таким пьесам – это очищение, и творческое, и профессиональное, и человеческое.

Трудный путь

– Значит ли это, что «легких» пьес на сцене «Русского стиля» зритель в этом сезоне не увидит?

– Конечно, не значит! В конце сезона мы ставим яркую итальянскую комедию «Дом сумасшедших» в духе неореализма. Это очень смешная комедия положений.

– Валерий Иванович, а как ваши актеры восприняли новое направление в работе, переход театра на такой непростой путь?

– Очень сложно. Впрочем, как и я. Это забытый театр. Актеры при этой жизни тяжело идут на подобные откровения, да и режиссеры тоже. К сожалению, очень бедный, очень суетный их быт не предполагает такого театра. Такому театру нужна внутренняя сосредоточенность. Потому, повторюсь, и для нас подобный переход оказался непростым. Более того, он еще не закончился. Он только начинается. Сейчас в нем задействованы актеры более опытные. Теперь же нужно начинать работу с молодежью. Современный актер разучен так играть. Он может играть ярко, говорить легко, но дышать, плакать, любить он не научен. Потому что время другое. Очень сложные процессы происходят сейчас и в стране, и в театре. Люди сомневаются, теряют веру, но таким образом и взрослеют.

Что касается работы с самими произведениями, по которым мы сейчас ставим спектакли, мы подошли к такому материалу, где уже создана жизнь, ее нужно воспроизвести. И это намного сложнее, нежели изначально на каком-то тексте, где предпочтение отдано форме, придумать свою собственную жизнь. Потому что есть автор, за которым нужно идти.