Орелстрой
Свежий номер №40(1244) 15 ноября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Записки путешественницы

Пражская весна

05.06.2014

Этот материал не отсылает к историческим событиям в Чехословакии, как и не повествует о ежегодном международном музыкальном фестивале в столице Чешской республики. Читатель, давай мысленно перелистнем календарь на месяц назад ради прогулки по одному из самых необычных городов Европы. Чудесные виды из окна иллюминатора, как сейчас помню, вызвали изумление соседа по креслу в самолете: «Похоже, здесь вообще не было зимы!».

В живописных декорациях

Погоду нынче угадать сложнее, чем выиграть в лотерею. Мы, конечно, рассчитывали застать весну в Праге, но не предполагали, что наша поездка выпадет на самый пик цветения каштанов и сирени. Воздух, напоенный ароматами сочных растений, цветущих деревьев и кустарников, изобилие зеленых насаждений в городской черте, ухоженные парки и лужайки, где резвятся дети, – это наше первое сильное и незабываемое впечатление от чешской столицы.

Дивный апрельский день как нельзя кстати подходит для пеших прогулок по Праге: уже совсем тепло, но пока не душно, а значит, находиться на открытом воздухе приятно даже в полуденный час. Запасайтесь удобной обувью, чтобы распробовать ногами брусчатку разного калибра, подняться и спуститься по многочисленным ступенькам башен, взобраться на крутые утесы Вышеграда, откуда открывается потрясающий вид на реку Влтаву и город. Все музеи, смотровые площадки, замки в этот сезон переведены на летнее расписание, а значит, можно смело планировать самостоятельное перемещение и посещение, без заказа экскурсий через турагентства. В качестве гида вам может послужить путеводитель или Интернет. Современную Прагу составляют шесть районов: Градчаны, Вышеград, Малая Страна, Старе Место, Йозефов (Еврейский город) и Нове Место. Мы решили, что оптимально осваивать город как раз такими частями.

«Орлой» и Карлов мост

В центре старинной части Праги – на Староместской площади – располагается городская ратуша, излюбленный объект туристов из-за уникальных астрономических часов, называемых по-чешски «Орлой». Эти старейшие в Европе куранты, изготовленные в 1410 году, показывают годы, месяцы, дни и часы, время восхода и захода Солнца, время восхода и захода Луны, а также положение знаков зодиака. Чтобы увидеть, как из маленьких окошек под звуки колокола поочередно появляются 12 апостолов, каждый час внизу собирается многочисленная толпа. Как завороженная, она ждет крика петуха и встречает аплодисментами финальный бой часов. И вот неожиданно сверху, с колокольни, трубят – это какой-то неведомый герольд заставляет очнуться от чар и вернуться к повседневности. Люди расходятся, и ты понимаешь, что оказался в центре вполне себе современного торгового городка, развернувшего пиршество по случаю светлой Пасхальной недели.

Каждый торговый домик с едой и сувенирами убран празднично: венками, лозой, цветными ленточками, расписными яйцами. На сцене выступают народные коллективы, а на концертном пятачке в нескольких десятках метров от нее уже обрастает зрителями группа музыкантов, играющих фольклорные мотивы на новый лад. Гостей города потчуют блюдами чешской национальной кухни. Один из непременных атрибутов праздника – тырдло (трделник), представляющее собой тесто, накрученное на скалку, обвалянное в орехах и сахаре и выпекаемое на открытом огне.

Старый Город и Малую Страну связывает знаменитый мост, единственный в течение пяти веков скрепляющий две половины города, – Карлов. Это настоящий шедевр средневековой архитектуры, которому никогда не бывает одиноко: количество людей, ежечасно проходящих по 16-арочному 500-метровому мосту, можно оценить с высоты Староместской мостовой башни. Здесь почти как на Арбате: встречаются художники, музыканты, мастера хендмейд разных национальностей. И что удивительно: ни один турист не пройдет мимо Яна Непомуцкого, запечатленного в одной из барочных религиозных статуй посередине моста, и обязательно потрет левой рукой – на счастье – драматичную сцену убиения мученика. История (или легенда, кто теперь знает) гласит: викарий Йоганек из Помука стал заложником конфликта короля Вацлава с архиепископом и был сброшен с Карлова моста, не пожелав отречься ни от веры, ни от поддержки архиепископства. В народной памяти он остался как святой, впоследствии канонизированный. Великолепное серебряное надгробие Святого Яна Непомуцкого находится в кафедральном соборе Святого Вита, в Пражском граде.

Шел трамвай 91-й номер

В столице Чехии курсируют трамваи, автобусы, работает подземка. Трамвайная сеть в Праге настолько развита, что, кажется, можно сесть на любой маршрут и доехать куда угодно, причем чрезвычайно скоро. Над чехами шутят: мол, эти чудаки по городу пустили электрички. По большому счету, это не так далеко от истины. Одинарные и двойные, старые модели «Татра», подобные тем, что ездят в Орле, и машины нового поколения марки «Шкода», с «гармошкой» и суперсовременной электронной начинкой, трамваи в Праге – это не просто разновидность городского транспорта, а сами по себе достопримечательность.

Как под влиянием инженерной мысли трамвай преображался с конца ХIХ века и каким дошел до наших дней, рассказывает музей общественного транспорта, расположенный в трамвайном депо. Нам туда попасть не довелось, но вот те, кто отправятся в Прагу в июле, уже могут застать экспозицию открытой. Зато мы прокатились на необычном, экскурсионном трамвайчике №91 из двух вагонов: созданный в 1920 году, он и сейчас «бегает» по историческому центру чешской столицы, но только по выходным и праздникам. Это единственный из более чем трех десятков трамвайных маршрутов, который обслуживает кондуктор (форма одежды и кожаная сумка совсем как в старину), объявляя остановки по ходу движения и обилечивая граждан. Остальной подвижной состав электротранспорта оснащен специальным маркером, который на билете (по-чешски «езденке») печатает дату и время отметки. Срок действия билета строго нормирован, отсчет ведется сразу после такой отметки.

Билеты для надземного транспорта и метро единые, так что за отведенный интервал времени вы может спокойно управлять своим маршрутом. Проездные продаются в кассах метрополитена, в некоторых киосках и магазинах на улицах города (каких, обычно знают только местные), а также в специальных желтых автоматах у входа на станцию, причем автомат принимает только монеты. Если билет вы приобрели на 30 минут – извольте через полчаса покинуть вагон, иначе вы рискуете встретиться с контролерами, которые заставят платить штраф размером в 1000 крон (существенная сумма, если учесть, что стоимость разового билета составляет 24 кроны). Если вы не «пробили» билет, он считается недействительным, так что и в этом случае штрафа не миновать. В пражском метро отсутствуют турникеты, зато контролеры точно есть – они нам встретились дважды.

К слову, трамваи в Праге строго выдерживают график движения, выходят в рейс даже ночью (пара специальных маршрутов с номерами от 50): в этом легко убедиться, если свериться с таймером, которым оснащены некоторые остановки. Описание маршрутов есть на каждой остановке, можно также добыть в переходе информационный буклет (находятся в свободном доступе) с номерами маршрутов и их изменениями в связи с ремонтными работами. Так что даже в таком большом городе, как Прага, вы вряд ли заблудитесь или опоздаете на встречу.

Не меньше нас поразили и пригородные электропоезда, но это уже, как говорится, совсем другая история.

Кстати

Хотя Чешская республика входит в Евросоюз, она сохранила собственную валюту. Курс на сегодня такой: 10 крон приравнивается к 17 рублям. Хотя в магазинах с одеждой и обувью на ценниках указана стоимость товара в евро и кронах, к оплате принимают только кроны. За покупку можно расплатиться также банковской картой.

Обменивать валюту (доллары или евро на кроны) в банках не рекомендуется из-за процентов. Оптимальный курс и без комиссий предлагают обменные пункты на улицах, параллельных популярным туристическим маршрутам, недалеко от Вацлавской площади, к примеру, на улице Политических заключенных.

Проезд в историческом трамвайном вагоне стоит 35 крон с человека. Посещение Староместской мостовой башни обойдется в 90 крон.

В Чехии действует такс-фри, или система возврата суммы налога на добавленную стоимость (НДС). НДС возвращается на покупки, сделанные иностранными гражданами при обратном пересечении границы. Пункты возврата налога есть в аэропорту. Минимальная стоимость покупки составляет 2000 крон, а срок действия такс-фри – 6 месяцев с даты покупки.

Вера Сергеева

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям