Орелстрой
Свежий номер №40(1244) 15 ноября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Записки путешественницы

Православная Абхазия. Часть II

26.07.2017
В одном из июньских номеров «ОВ» мы коснулись темы православных святынь Абхазии. Повествование было посвящено реликвиям Каман, судьбе Моквского собора, возрождению Драндского Успенского монастыря, местам, связанным с жизнью и деяниями апостола Симона Кананита. На сей раз рассказ об увиденных двух знаковых для православного паломника намоленных местах и нескольких храмовых сооружениях – памятниках эпохи.
 
Новоафонский религиозный центр
В Гудаутском районе, в городе Новый Афон, расположен Новоафонский Симоно-Кананитский мужской монастырь. Его в 1875 году у подножия Афонской горы основали прибывшие в долину реки Псырцхи русские монахи из Пантелеимоновского монастыря Старого Афона в Греции. Для расчистки площадки даже пришлось срезать часть горы.
Строительство было приостановлено во время Русско-турецкой войны и завершилось примерно к 1900 году. Почти тут же монастырь превратился в крупнейший религиозный центр на Черноморском побережье Кавказа. Российский император Александр III пожаловал новой обители музыкальные куранты для самой высокой башни западного корпуса. Государь посетил монастырь в 1888 году – в память об этом событии насельники построили часовню и разбили Царскую аллею. На горе монахи построили узкоколейную железную дорогу, разбили большие фруктовые сады.
Монастырь был построен у древнего храма апостола Симона Кананита: здесь обретаются его святые мощи. Неподалеку от храма находится пещера, где он молился.
Всего в обители шесть храмов: надвратный – Вознесения Господня, храм святого апостола Андрея Первозванного, храм в честь преподобных отцов афонских, храм во имя мученика Иерона и храм в честь иконы Божией Матери «Избавительница». В центре четырехугольника, образованного корпусами монастыря, помещается освященный в 1900 году огромный пятикупольный Пантелеимоновский собор, пожалуй, крупнейшее культовое сооружение в Абхазии. Собор построен в неовизантийском стиле. Изнутри его стены расписаны в 1911–1914 годах мастерами из села Палех Владимирской губернии и группой московских художников под руководством М.В. Молова и А.В. Серебрякова. Под колокольной башней расположена бывшая монастырская трапезная, стены которой, как и в маленьких церквях, расписаны фресками, выполненными известными волжскими мастерами – братьями Оловянниковыми.
В годы советской власти монастырь был закрыт, его помещения использовали под хозяйственные нужды. Только спустя сто лет он вновь ожил как духовная обитель. А уже в наше время, в 2000-х там проводились масштабные реставрационные работы.
Монастырь хорошо просматривается с трассы – золотое свечение куполов Пантелеимоновского собора заблаговременно предупреждает путника о приближении к святому месту. Но особенно великолепный вид на монастырь и черноморское побережье открывается, если смотреть на него сверху, с крепости Анакопии, основанной здесь в V веке.
Храм святого Георгия
В месте впадения реки Галидзга в Черное море расположен город Очамчира – одно из древнейших поселений в Абхазии. По документальным источникам установлено, что ему более двух тысяч лет. Здесь сохранились исторические памятники, включая руины римской бани и средневековые каменные стены.
В селах Очамчирского района находятся знаменитые средневековые храмы – например, Моквский собор, о котором мы уже рассказывали, Бедийский храм и Илорская церковь святого Георгия. Последняя является действующей и привлекает паломников из самых разных мест. По-абхазски село называют Елыр. Оно известно в наши дни храмом XI века во имя святого Георгия Победоносца.
По одной из легенд, некий местный князь в лесу во время охоты ранил оленя и продолжал преследовать жертву, пока не увидел следы у развалин древнего святилища. Князя охватил трепет от осознания того, что он едва не погубил животное, которое находится под покровительством самого святого Георгия. Охотник пожалел загнанного зверя и приказал воздвигнуть на открывшемся святилище храм в честь святого.
Илорская церковь является одним из образцов западногрузинской средневековой архитектуры. Правда, со временем облик храма претерпел изменения. Грузия считает Илорский храм собственной культурной ценностью. В интернет-источниках описан даже конфликт между грузинской и абхазской сторонами из-за проведенных реставрационных работ в храме в 2010 году. По мнению грузин, обратившихся с жалобами в ЮНЕСКО, в результате работ была утрачена аутентичность исторического памятника, уничтожено «своеобразие грузинской традиционной архитектуры из-за передела храма на русский манер». Абхазская православная церковь придерживается мнения, что непоправимый ущерб памятнику все же не был нанесен.
Как бы там ни было, храм по сей день открыт для верующих. Территория у церкви утопает в розах, тут много зелени – атмосфера камерная и благоговейная. Здесь есть и колодец с целебной водой.
Сам храм невелик. Однако у паломников он слывет местом силы, в котором можно получить исцеление от множества болезней, в том числе душевных. Очень уважительно паломники и паства относятся к нынешнему настоятелю и приезжают к нему за помощью. В церкви несколько мироточащих икон – прикасаться к ним разрешается только фитилем от свечи.
Илорская икона святого Георгия сегодня входит в список наследия Грузинской православной церкви и хранится в музейном комплексе дворцов Дадиани. По описаниям, икона представляет собой триптих, на передней стороне которого изображены святые Дмитрий и Федор с надписями на древнегрузинском, а во внутренней части триптиха стоя изображен святой Георгий в военном облачении. По некоторым сведениям, в Илорском храме хранились и другие чудотворные реликвии, связанные со святым Георгием Победоносцем.
В традициях Средневековья
Несколько слов о посещенном нами средневековом православном храме, являющимся примером также грузинской архитектуры, но более раннего периода – X века. Он расположен в селе Агубедиа Ткварчельского района (до образования этого района село относилось к Очамчирскому).
Храм был построен в 999 году абхазским царем Багратом II (позже ставшим царем Грузии под именем Баграт III) и его матерью Гурандухт (Гурандухтой) в честь Влахернской иконы Божьей Матери. Царь объединил Абхазское царство и ряд провинций феодальной Грузии. В 1014 году он был похоронен в Бедийском храме, согласно его завещанию.
Церковь привлекает внимание своим внешним видом – объемом, сложенными из тесаного камня стенами, большим резным крестом на внешней стороне восточной стены, декоративной отделкой: окна обрамлены орнаментальными рельефными изображениями, внутри – значительно утраченные фрески. В настоящее время там проводятся реставрационные работы – мы застали леса в алтарной части храма. Обломки фасада с затейливым воздушным узором на камнях бережно собраны под навес и, верится, будут возвращены на место реставраторами.
Примечательна и сама территория у собора, с руинами каменного дворца, с остатками сводов и колонн нижнего этажа, который служил трапезной и жилым помещением для епископов, а также с колокольней, через которую вел проход в церковь. Здесь на стенах можно увидеть высеченные в камне надписи на грузинском языке. В XIX веке Бедийский храм с прилегающими к нему постройками был превращен в монастырь.
Незабываемые впечатления оставляет и само живописное место: храм находится на плато, с которого открывается потрясающий вид на долину и окружение гор.
Еще интереснейший памятник абхазской архитектуры прошлого – Бзыбский храм на скалистом возвышении в ущелье реки Бзыбь, по дороге на озеро Рица. По описаниям это была крестово-купольная церковь времен Абхазского царства, X века, с храмовым комплексом и крепостной стеной. Стены сохранились, но утрачены свод и купол храма. Как объясняют местные, храм разобрали при Николае II для строительства опор моста. С туристов просят символический сбор на восстановительные работы.
Крестово-купольный Лыхненский храм X–XI веков стоит на окраине поляны Лыхнашта в исторической резиденции абхазских правителей, в селе Лыхны Гудаутского района. Действующий и в наши дни храм посвящен Успению Пресвятой Богородицы.
Внешнего декора церковь не имеет, зато внутри богато украшена фресками XIV века. Так, на западной стене видны фрагменты композиции Успения Богородицы и передачи пояса святому апостолу Фоме.
В Абхазии сохранилось немало уникальных культовых сооружений, являющих собой пример творческой работы средневековых зодчих и свидетельствующих о раннем распространении православной веры в этих краях.
Ирина Крахмалева

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям