Орелстрой
Свежий номер №44(1245) 06 декабря 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Секрет успеха

«Пожуем – увидим»

11.09.2013

Это любимая поговорка нынешнего художественного руководителя Орловского государственного академического театра имени И.С. Тургенева Игоря Черкашина. Более полутора месяцев назад он принял назначение. Вернулся в театр на свой прежний директорский пост и заслуженный работник культуры России Владимир Остащенко, которому предстоит решить массу финансовых и хозяйственных проблем.

Перемены в руководстве
Предыдущий сезон в тургеневском театральном доме был «урожайным»  на конфликты и отставки. Ушел из театра худрук, заслуженный деятель искусств России Борис Голубицкий, проработавший здесь четверть века. Новый директор, москвич Валерий  Сергеев тоже не задержался в театре. Его отстранили от должности через  год с лишним после того, как приняли на работу. Не буду углубляться в суть многочисленных разборок и претензий. Главное  – в чем причина  кризиса в Орловском академическом? На этот счет у меня есть свое особое мнение.
 
От интереса к отчуждению
Было бы верхом несправедливости облить исключительно черной краской 25-летний творческий путь Бориса Наумовича Голубицкого в Орле. В его послужном списке художественного руководителя – целый ряд интересных спектаклей, получивших признание как в нашем городе, так и далеко за его пределами. В моей памяти остались три сценические работы, которые лично для себя считаю лучшими: «Нахлебник» по пьесе И.С. Тургенева, «Свадьба Кречинского»  по А.В. Сухово-Кобылину и «Цена» по пьесе американского классика А. Миллера. Чувство глубокого сопереживания происходящим на сцене событиям и судьбам героев, неподдельный интерес к режиссерской работе (в  русле ансамблевого реалистического  театра переживания) способствовали тому, чтобы продолжать знакомство  с тургеневцами  дальше. Это желание  росло и крепло с каждым днем, но…
Чем больше в середине двухтысячных годов я смотрел здесь  спектаклей, тем увереннее росло во мне отторжение от того, что происходило на подмостках академического учреждения. Устойчивый «академизм» режиссерских приемов не будоражил. Эмоциональные посылы актеров перестали доходить до сердца. Идеи, заложенные в произведениях авторов отечественной и зарубежной классики,  в просмотренных  спектаклях меня  не «зажигали».  Все это казалось мне далеким от сегодняшнего дня и наших насущных проблем. 
Вместе с тем в СМИ и Интернете появлялись сообщения о спектаклях по пьесам молодых русскоязычных драматургов, в которых сконцентрированы боль и чаяния людей, живущих в текущем времени. Читая эти пьесы, я удивлялся: отчего тургеневский театр их игнорирует? Ведь далеко не все из них «заражены» нецензурной лексикой. Есть острые, волнующие произведения. Почему прежнее художественное руководство театра боялось открыть двери навстречу молодой  современной драматургии со всеми ее достоинствами и недостатками? Ответа не находил. И… почти забыл ведущую к этому театру дорогу. 
 
Нужен живой театр
Вот как новый руководитель драмтеатра  Игорь Черкашин формулирует сегодня свое кредо:
– Необходим живой театр. Чтобы человек, пришедший в зрительный зал, не созерцал действие, а узнавал в спектакле свою жизнь. Приобретал свой собственный жизненный  опыт, пропуская его через опыт соприкосновения с театром. В театре люди  должны радоваться, плакать, возмущаться, спорить. Нельзя лишь скучать. 
«Верю – 
не верю»
Так называется черкашинская постановка в Русском республиканском академическом театре Уфы, премьера которой состоялась  недавно, в конце августа. Режиссер объединил две пьесы стерлитамакского драматурга Владимира Жеребцова: «Полтора стиха»  и «Плохая погода для загородного путешествия». В первой пьесе литературовед во имя своих творческих целей правдами и неправдами  «выуживает» у пожилой женщины посвященное ей неизвестное стихотворение  известного поэта. Он не меркантилен. У него – «святой» интерес к литературе. Герои второй пьесы  пронизаны корыстными мотивами и побуждениями. В спектакле сопряглись альтернативные духовные сущности наших современников – тех, кто живет  рядом с нами в сегодняшнем дне.  Что и вызвало момент зрительского сопереживания. Новая работа режиссера не оставила уфимских зрителей равнодушными. 
 
Смена программ
Это один из основных принципов развития искусства, тем более – театрального. Только свежие идеи, новые драматургические произведения могут дать толчок к творческому росту театрального организма. И тогда зрительский интерес к театру будет подогреваться именно той новью, которую хочет донести до людей театр. 
– Без современной пьесы, эксперимента с ней театр быть не может, – говорит Игорь Анатольевич. – Если не заниматься современной пьесой, будет страдать и классика. Пропадет реакция живого слова. Классику надо играть «по-сегодняшнему». Сделать чувства и переживания героев классической пьесы современно острыми. Наверное,  именно такого сбалансированного подхода к эстетической и репертуарной политике  не хватало театру в последние годы. Вот кризис и назрел – смены программ не произошло.
А  Игорь Черкашин (надеюсь на это)  сумеет осуществить в тургеневском театре давно ожидаемую смену творческой программы.
 
Резюме Черкашина
Бывший выпускник Днепропетровского театрального училища и Московского театрального института имени Б.В. Щукина, Игорь Черкашин с 1988-го по 2002 год работал в Орле (в театре кукол и в «Свободном пространстве»)  как артист и режиссер. С 2002-го по 2010 год  был художественным руководителем Русского драматического театра в Стерлитамаке (Башкирия). С успехом ставил  спектакли по пьесам Горького и  Гоголя,  Мольера и Гоцци,  Дурненкова, Жеребцова и Ольшанского, Чехова и Ворожбит во многих городах России: Новошахтинске, Кемерово, Пскове,  Ростове и других. Места не хватит перечислять его дипломантские и лауреатские награды за режиссуру. Вот такой человек пришел к художественному руководству академическим театром накануне его 200-летия. 
 
С чего начать?
С 29 августа Игорь Анатольевич начал репетировать спектакль «Постскриптум» по рассказам  великого классика-современника Василия Шукшина. «Чудики» шукшинской прозы предстанут перед нами  в инсценированных режиссером рассказах «Сапожки», «Крепкий мужик», «Вянет-пропадает», «Беспалый», «Микроскоп», «Залетный». Сценография (образно-знаковая) – художника из Новошахтинска Юрия Сопова. Оформление спектакля будет лаконичным. Здание академического театра нынешним летом  на два года закрыли для капитального ремонта. Предстоят гастроли по области, городам России и, быть может, поездки в зарубежные страны. Необходимо сделать так, чтобы не возникало проблем с перевозками. 
В нынешнем сезоне два раза в неделю спектакли тургеневцев станут показывать в театре «Свободное пространство». Договоренность об этом вступила в силу. Два орловских театра начнут совместную жизнь на одной сценической площадке. Для начала здесь объединятся Василий Шукшин и 27-летний артист и драматург из Минска Дмитрий Богославский. Пьеса белорусского автора «Тихий шорох уходящих шагов» потрясает своей жизненной достоверностью, внутренним трагизмом и  мистической подоплекой. Брат и сестры столкнулись на «ристалище» продажи дома покойного отца. Герои Шукшина и Богославского близки друг другу по духу. Они искренни, неистовы в чувствах, умеют любить. Между ними протянута соединяющая их нить открытости душ и непредсказуемости русского характера. 
Я разговаривал с артистами, спросил, как им в первые дни после отпуска работается с новым худруком? Мне ответили: легко. Атмосфера на репетициях дружелюбная. А как пойдет дело с обновлением старинного театра… «Пожуем – увидим!» 
 
Виктор Евграфов

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям