Орелстрой
Свежий номер №19(1223) 7 июня 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Вот чего бойся

Повышение платы за проезд: бессмысленное и беспощадное

16.02.2016

3 февраля депутаты Орловского горсовета подняли размер платы за проезд на 33 процента: с 12 до 16 рублей. Повышение произойдет с 15 февраля. Для всех жителей Орла, пользующихся общественным транспортом, новость плохая. Из кошелька каждого из нас новый тариф «украдет» от 200 рублей – это если ездить по рабочим дням туда-обратно без пересадки. Если так не получается, да и в выходные дома не сидится – более 500 рублей ежемесячно. Много? А как вы хотели. Другого выхода депутаты и чиновники не нашли. И не похоже, что искали. Но не стали делать тайны и из того, что повышение цены вовсе не означает расцвет муниципального транспорта или рост зарплат водителей и кондукторов. По сути, это повышение ради повышения, ничего больше.

Любой каприз за ваши деньги

– Я двадцать лет работаю водителем трамвая, готова работать и дальше, и даже без выходных, лишь бы люди вовремя приезжали на работу, в поликлиники. Транспорт наш выполняет социальную функцию. На предприятии работают целыми семьями, и денег не хватает на жизнь просто. Поэтому мы просим вас принять это решение, – эмоционально, едва не плача, просит депутатов женщина в зеленой кофточке.

И невдомек ей, бедной: то, о чем она просит, на самом деле к ее зарплате никакого отношения не имеет. Помните, в декабре 2012 года, когда крайний раз увеличивалась стоимость проезда, много говорили о повышении зарплат водителям, о наведении порядка с движением маршруток по вечерами (тариф 12 и 15 рублей должен был этому способствовать) и т.д. Кончилось тем, что через несколько месяцев гендиректор МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие» признал, что зарплата водителей осталась на прежнем уровне. Как «лучше» стали ходить маршрутки по вечерам, вы, уважаемые читатели, видели сами.

Для повышения до 16 рублей никаких экономических обоснований администрация города даже придумывать не стала. На сессии представитель чиновничьей братии ни словом об этом не обмолвился, а в пояснительной записке сказано, что повысить стоимость проезда надо «в целях организации транспортного обслуживания населения». То есть за наш счет нам же и организуют. Других источников финансирования «транспортной дыры» администрация не нашла. И сомнительно, что искала.

– Минимум нашему предприятию в месяц надо 32 миллиона рублей, 20,5 из которых – фонд заработной платы, остальное идет на оплату ресурсов, ремонт подвижного состава, – привел свои доводы на заседании гендиректор МУП «ТТП» Александр Коровин. – Ежемесячная выручка у нас 15,7 миллиона рублей, порядка 5,2 миллиона рублей мы получаем из городского и областного бюджетов. Таким образом, дефицит составляет более 11 миллионов в месяц.

Сколько даст повышение стоимости проезда на четыре рубля, Коровин, к сожалению, не уточнил. Но косвенно его слова подтверждают: об увеличении фонда оплаты труда работникам МУПа речи в принципе не идет. Директор МУП «ПАТП-1» Виктор Павлюк коллегу в целом поддержал. Более того, попросил депутатов ежегодно индексировать стоимость проезда, а не ждать по несколько лет, чтобы потом вот так сразу повышать.

Кстати, по расчетам муниципальных транспортников, экономически обоснованная стоимость проезда – не менее 23 руб­лей.

Без шансов, без вариантов

Депутаты тоже не стали делать тайны из основного движущего мотива: если не поднять плату для населения, спасать муниципальные транспортные предприятия придется за счет городского бюджета. А лишних денег, как известно, в нем нет. Не с питания же школьников снимать, в самом деле. И не наводить же порядок с движением маршруток, чтобы городской транспорт получал нормальный доход.

Ведь на тех же профильных комитетах горсовета не раз говорили, что большую часть прибыли «снимают» маршрутчики. Они ездят без расписания, без графика, без соблюдения правил безопасности дорожного движения, коль уж на то пошло. Просто гонятся за каждым пассажиром. Сегодня в Орле работают более 100 единиц «лишних» маршруток. А если они работают – значит, это кому-нибудь нужно. И выгодно. Даже при 12 рублях. По словам водителей, «план» за смену – около 1,5 тысячи рублей – они собирают без проблем. Получается, при 16 рублях этот бизнес будет сверхприбыльным. И транспортным МУПам от этого точно легче жить не станет.

И еще нюанс. Повышение платы произойдет аккурат накануне конкурса пассажирских перевозчиков. То есть те, с кем администрация заключит новые контракты на перевозку пассажиров (обещают, что количество маршруток сократится с 387 до 262), и станут, по сути, выгодоприобретателями. Вообще-то, могли бы чиновники и подождать с повышением. Провели бы сначала этот конкурс, навели давно обещанный порядок в этой сфере, а там уж и повышали бы.

И, если уж на то пошло, более-менее разумно выглядело бы повышение – коль оно неизбежно – до 15 рублей. Банально с практической точки зрения. Ну нет у нас шестирублевых монет. Ни набирать мелочь на проезд, ни давать сдачу с 16 рублей неудобно! Впрочем, как вариант, в преддверии 450-летия Орла можно предложить нашим рачительным властям похлопотать о выпуске юбилейной монеты в шесть рублей с праздничным логотипом. Для истории.

Справка «ОВ»

По условиям предстоящего конкурса в городе останутся 29 маршрутов из 49, ныне действующих, сообщает «Орловская городская газета» со ссылкой на председателя городского комитета транспорта и связи Вадима Ничипорова.

Елена Майорова

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям