Орелстрой
Свежий номер №44(1246) 13 декабря 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Неразбериха

Постой, паровоз!

23.09.2014

Тема транспортного сообщения Орловщины со столичным, да и не только, регионом в последнее время всплывает довольно часто. То структуры РДЖ заявляют, что местные чиновники задолжали несколько миллионов бюджетных рублей за перевозку льготников, то начинает просачиваться информация о якобы готовящейся отмене фирменного орловского поезда на Москву… Какова же реакция региональных властей на не по дням растущие аппетиты железнодорожников? Думаете, они скребут по сусекам, чтобы расплатиться с перевозчиками? Вовсе нет. Отдав долговой вопрос на откуп судьям, наши деятели от аппарата власти строят фантасмагоричные планы. Заменить поезда автобусами.

Опять от меня сбежала

Первой ласточкой, возвестившей о намерении железнодорожников всерьез и надолго сделать выбор между социально значимым и экономически выгодным в пользу последнего стали отмены некоторых пригородных электричек три года назад. При этом важно понимать, что для некоторых орловских населенных пунктов электричка, зачастую, – единственная возможность добраться на работу и домой. Ну, вот есть еще у нас такие места, куда не ступало колесо автобуса. Дороги, кроме железной, там нет. Как пример – электричка «Орел – Михайловский рудник», отмененная в 2010 году, заставила жителей станции Паньково вспомнить о гужевом транспорте, как и пользе ходьбы.

Тогда представитель Орловско-Курского пригородного центра перевозок инженер по пассажирской работе Дмитрий Евдокимов довольно ясно через телевизор растолковал жителям:

– Убираем мы почему? Потому что у нас идет нерентабельность перевозок. Раньше мы перекрывали убытки  грузовыми составами, а сейчас пригородная дирекция работает сама по себе. Поэтому приходится идти на уменьшение пар поездов.

Ну и плюсом, конечно, перманентные отмены или изменения расписания электричек из-за ремонтов путей и т.п.

На Москву!

Второй ласточкой стала собственно «Ласточка». 31 мая текущего года стало известно об отмене орловской электрички до Москвы, на которой многие жители Орла предпочитали добираться до столицы нашей родины. Очень уж удобное было расписание – можно и дела поделать, и домой без проблем вернуться: около семи утра выехал, к обеду в Москве, часов в шесть вечера можно двигаться назад. Не вдаваясь в подробности причин отмены экспресса, на сайте РДЖ просто сообщили, что с 1 июня электропоезд «Ласточка» будет дважды в день курсировать из Курска до Москвы через Орел. Казалось бы, и стоимость билетов невысока, от 400 рублей, и время в пути приемлемое – четыре часа. Но… за 400 рублей сидеть четыре часа на жестком откидном стульчике – удовольствие сомнительное. А билеты на более комфортные места стоят порой дороже, чем плацкарт на проходящем. Да и приезжать в Москву из Орла в 21.50 гораздо менее удобно для большинства, чем в 12.40.

Дальше – меньше

Живя от столицы «всего» в 300 километрах, через месяц-другой мы можем лишиться еще одной возможности по привычке ездить «за колбасой» в Москву. Шутки шутками, но многие орловцы ведут в столице дела, я знаю и тех, кто ездит туда буквально на день – чтобы сходить в московский театр, а у кого-то там родственники и друзья. Ну, так вот. В РЖД сегодня всерьез обсуждают возможность отмены с 1 ноября фирменного поезда Орел-Москва («Тургенев»), который каждый вечер отбывает в столицу под марш «Прощание славянки».  При этом помимо собственно очередной порции неудобств для желающих добраться до Москвы, отмена этого поезда грозит увольнением порядка 200 рабочих, причем именно орловских.

К слову, в самом отделении Московской железной дороги по Орловско–Курскому региону пояснили, что волноваться пока рано. Так, по информации зам. директора филиала Юрия Кобзаря, на сегодня данный вопрос находится в фазе обсуждения. Не исключено, что поезд не отменят, а просто будут пускать три раза в неделю. Рентабельность же надо повышать.

Долг платежом?

Причем разными методами. Напомним, как уже писал «ОВ», в августе в ОАО «РЖД» – «Московская железная дорога» сообщили, что большинство регионов не выполняет в полном объеме финансовые обязательства по компенсации выпадающих доходов компаниям-перевозчикам. Среди особо отличившихся – Орловская область. Регион должен транспортникам порядка 10 млн рублей. Для таких областей, как наша, перевозчики, в случае неисполнения долговых обязательств, подготовили ход конем. Мол, если вы – так, то мы – полностью прекратим пригородное сообщение.

Но мы, видно, не из тех, кого пугают трудности. В то время, как губернатор Вадим Потомский публично обещает приложить все усилия к тому, чтобы поезд «Тургенев» не отменили (как вариант повышения рентабельности, оказывается, рассматривается возможность продлить его маршрут до Питера. – Прим. авт.)  и заверяет, что долги за перевозку льготников будут погашены (при условии, конечно, что суд вынесет такое решение), его заместитель озвучивает весьма пикантную идею.

Автобус вам в помощь

Как сообщает официальный сайт правительства Орловской области, еще в июне руководитель блока финансово-экономического развития Михаил Бабкин провел совещание, по итогам которого департаменту строительства, транспорта и ЖКХ поручено «подготовить предложения по замещению пригородных поездов автобусным сообщением.

Михаил Михайлович, где вы возьмете столько автобусов? Из Питера пригоните? Или рассчитываете на местные мощности? Уж не знаю, какие предложения вам подготовит департамент, – просто потому, что в пресс-службе губернатора на вопрос «ОВ» по этому поводу ответили, что никакого окончательного решения по отмене поезда Орел-Москва нет,  а ответ на официальном портале «про автобусы» – это какая-то «несогласованность».

А дело тут вот в чем. Единственная, пожалуй, на сегодня автобусная «мощность», которой может распоряжаться правительство Орловской области  по своему усмотрению – хоть по рельсам пускать – это ОАО «Пассажирская транспортная компания». Вот только эта самая «ПТК» еще в 2011 году стала подавать такие сигналы  SOS, что не услышать их было невозможно.

Так, «ОВ» в статьях «Не жди его, мама, автобус с райцентра» и «Бойко вам в помощь» три года назад рассказывал, что уже тогда нерентабельные пригородные автобусные маршруты стали исчезать с карты пассажирских перевозок. Что мощности и имущества областного предприятия «незаметно» для курирующих его чиновников истощались. Что коллектив месяцами не получает заработную плату, предприятие терпит убытки, а жители отдаленных деревень неделями не могут уехать в райцентры.

 К сожалению, «ОВ» не удалось получить оперативной информации о том, в каком финансово-экономическом состоянии пребывает ОАО «ПТК» на сегодня. Но мы обязательно вернемся к этой теме, как только получим официальный ответ на наш запрос. Расскажем, как состыкуются во времени и пространстве нерентабельные паровозы с нерентабельными  автобусами, и более детально попробуем разобраться, как наша маленькая, но гордая область может избежать (если может) глубокой транспортной… изоляции.

Владимир Якунин, президент ОАО «РЖД»

На 2014 год бюджетами регионов на компенсацию потерь в доходах перевозчиков предусмотрено лишь 8,4 млрд рублей, при этом ожидаемые потери в доходах пригородных компаний составят 15,2 млрд рублей. При отказе регионов от компенсации накопившихся задолженностей размеры движения пригородных поездов должны быть приведены в соответствие с оплаченным заказом. По решению Правительства РФ компания – перевозчик имеет право полностью прекратить предоставлять услуги по перевозке пассажиров вследствие отсутствия субсидирования со стороны субъекта РФ. На текущий момент (10 сентября. – Прим. авт.) соглашение по урегулированию задолженности подписано только Республикой Мордовия. Также получено предварительное согласие со стороны Тамбовской области.

Справка «ОВ»

Как сообщает официальный портал областной администрации, из 10 млн рублей, предусмотренных в бюджете-2014 на субсидии организациям железнодорожного транспорта, по состоянию на 25 августа выплачено 1, 975 млн рублей. В настоящее время в судебном порядке рассматривается иск ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» о взыскании за счет бюджета Орловской области убытков, возникших в результате государственного регулирования тарифов, осуществления перевозок пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Орловской области.

Елена Майорова

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям